В силу ч.1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
То есть автономия образовательной организации – это ее право на самостоятельность и независимость.
Сами по себе указанные понятия являются взаимосвязанными, а наделение любого субъекта этими правами означает возможность самостоятельно принимать различные решения, действовать в собственных, а не чужих интересах и не подчиняться внешнему воздействию, если оно противоречит интересам. Поэтому само по себе право на автономность – это скорее хорошо, чем плохо, если действует образовательная организация в интересах обучающихся.
Как видно, указанная норма содержит условие о том, что осуществление образовательной организацией правомочий в рамках автономии должно соответствовать федеральному законодательству и нормативным правовым актам Российской Федерации в целом.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрено, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования».
Обратная «сторона медали» – это злоупотребление правом на автономию, поэтому на практике, руководство некоторых образовательных организаций допускает несоблюдение баланса прав и законных интересов при осуществлении автономии, отказывая законным представителям обучающихся в удовлетворении тех или иных требований, не ссылаясь на федеральное законодательство в обоснование отказа и не мотивируя такие отказы какими-либо обоснованными доводами, а лишь указывая на автономность образовательной организации.
Таким образом, родители (законные представители) школьников сталкиваются с самоуправством руководства образовательной организации или с немотивированным отказом, замаскированным под законность ссылкой на наличие автономии.
Нам регулярно поступают жалобы от родителей школьников о подобных злоупотреблениях, допущенных руководством образовательных организаций по мотиву наличия у них автономии. Например, родители отказываются от ведения учета успеваемости в электронном виде или от карт проход-питание, а школа отказывает, мотивируя тем, что «а у нас другие правила».
В связи с чем, мы направили запрос в Минпросвещения РФ о критериях автономии образовательной организации.
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Российской Федерации в ответ на указанный запрос дал следующие разъяснения, исходя из содержания которых, мы хотим обратить Ваше внимание на два важных момента.
1) Необходимость соблюдения федерального законодательства.
Прежде всего, согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, образовательная организация обязана руководствоваться Законом об образовании, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации в своей деятельности, в том числе – при реализации права на автономию, в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.
То есть если Вы, в качестве законного представителя, обращаетесь в образовательную организацию с какими-либо просьбами или требованиями, которые основаны на федеральном законодательстве, школа не может в ответ заявить «а у нас другие правила». Школа, точно так же, как и остальные учреждения, организации, и все граждане (физические лица) обязана подчиняться федеральному законодательству.
2) Возможность для родителей (законных представителей) принимать участие в вопросах управления образовательной организацией при принятии ею локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы учащихся, тем самым предотвращая принятие тех или иных противоречащих закону актов.
Согласно статье 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
В качестве коллегиальных органов управления могут выступать попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. В целях учета мнения родителей по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы учащихся, создаются советы родителей.
Согласно частям 3 и 4 статьи 30 указанного Закона об образовании при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся.
Все вопросы создания и деятельности коллегиальных органов управления образовательной организации, в том числе наличие права на участие в принятии управленческих решений, локальных нормативных актов, должны быть урегулированы уставом образовательной организации в соответствии с законодательством.
Поэтому родители (законные представители) вправе не только ознакомиться с содержанием устава и прочих документов, которые приняты школой, но и повлиять на издание новых локальных школьных актов или способствовать внесению изменений в действующие акты.
В случае наличия конкретных фактов нарушения законодательства об образовании родитель (законный представитель) ребенка вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Напоминаем, что у нас сайте размещено множество материалов, в которых речь идет о защите от злоупотреблений и самоуправства, допущенных руководством образовательной организации:
- Заявление против самоуправства
- Протокол разногласий к договору с образовательной организацией
- Против необоснованных жалоб на родителей субъектам профилактики
- Как оспорить договор с детским садом в части угроз родителям
- Заметка-навигатор для противодействия отказам родителям допуска в образовательные организации
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: