По разным причинам не все родители следуют рекомендациям, изложенным в национальном календаре профилактических прививок, перед зачислением в образовательную организацию.
В связи с чем, участковые педиатры нередко отказывают в выдаче справок о возможности посещать детское учреждение, а также требуют явиться на иммунологическую комиссию.
Поскольку описанные ситуации – не редкость, мы сделали запрос в Минздрав России с требованием разъяснить правовые мотивы рекомендаций обязательного прохождения иммунологической комиссии и последствий отказа и тп. Целью нашего запроса состояла в необходимости разъяснения правовых оснований и порядка назначения иммунологической комиссии, последствий отказа от прохождения указанной комиссии. Прежде всего, эти разъяснения нужны были в форме официального ответа для ознакомления с ним должностных лиц на местах, поскольку нам и без ответа на запрос ясны правовые основания для отказа от прохождения иммунологической комиссии.
Итак, каковы правовые основания для отказа пройти иммунологическую комиссию?
1) Добровольность согласия на вакцинацию. Последствия отказа от вакцинации перечислены в законе, и среди них нет такого последствия, как «обязательное прохождение иммунологической комиссии».
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»: «Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:… отказ от профилактических прививок. Поэтому вакцинация в РФ может быть только добровольной, кроме того, не стоит забывать о том, что и согласие на медицинское вмешательство может быть только добровольным.
В п.2 ст. 5 настоящего Федерального закона сказано: «Отсутствие профилактических прививок влечет:
• запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
• временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
• отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями».
Пункт 2 статьи 5 ФЗ № 157-ФЗ содержит исчерпывающий перечень последствий для случаев отсутствия прививок, и никаких обязательств, связанных с прохождением иммунологической комиссии мы с Вами в нем не видим.
Юридически это означает, что указанный список последствий, во-первых, недопустимо расширять подзаконными актами или местным законодательством (например, санитарными нормами и правилами, или локальным приказом главного врача), во-вторых, лишь этот список следует расценивать как обязательный для граждан.
Кроме того, прохождение иммунологической комиссии не является обязательным, поскольку согласно п. 5 ст. 2 ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» профилактика является одним из видов «медицинского вмешательства» («медицинское вмешательство - 4 выполняемые медицинским работником и иным работником, имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности»).
Согласно ч. 1 ст. 20 ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» «Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство».
Поэтому никакое принуждение для прохождения иммунологической комиссии законом не предусмотрено.
2) Отказ от выдачи медицинской справки в качестве последствия отказа от прохождения иммунологической комиссии не основан на законе.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" «Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи».
Таким образом, отказ педиатра в выдаче справки (мед. заключения) по мотиву Вашего несогласия пройти иммунологическую комиссию не основан на законе.
Несмотря на то обстоятельство, что положения об иммунологических комиссиях не регулируются федеральным законодательством, а только местным, действуют и применяются вышеуказанные общие нормы федерального законодательства.
В ответ на наш запрос Департамент медицинской помощи детям, службы родовспоможения и общественного здоровья Минздрава РФ также поясняет, что граждане имеют право на отказ от профилактических прививок, мед. вмешательства, однако при этом врач-педиатр обязан осуществить полное медицинское информирование родителей по вопросам вакцинации, согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26 января 2009 года №19н «О рекомендуемом образце добровольного информированного согласия на проведение профилактических прививок детям или отказа от них».
Такая обязанность, как направление на иммунологическую комиссию, на педиатров федеральным законодательством не возложена.
Что делать, если в выдаче справки педиатр отказывает?
1) Обжаловать его незаконный отказ.
2) Если педиатр угрожает жалобами в опеку – обязательно обжаловать превышение должностных полномочий.
3) Если ребенку уже исполнилось 15 лет, то инструкция об особенностях отказа от мед. вмешательства в отношении детей от 15 до 18 лет здесь.
Текст ответа Департамента медицинской помощи детям, службы родовспоможения и общественного здоровья Минздрава РФ на наш запрос =>>> ФАЙЛ ОТВЕТА
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: