Главная тайна российской педагогики

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Согласно данным Росстата средняя заработная плата педагогов образовательных организаций общего образования (без учёта 5000 р. за классное руководство) за январь-декабрь 2023 года (https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/itog-monitor_04-2023.htm) демонстрирует весьма сильное неравенство по регионам. Так, например, в Карачаево-Черкесской Республике педагог получает 29576,2 руб., а в Ямало-Ненецком авт. округе - 128014,2 руб. Понятно, что в последнем случае играют роль климатические условия, однако даже с учетом их учитель в Ямало-Ненецком авт. округе получает почти на 100 000 руб. больше, чем его коллега в Карачаево-Черкесской Республике. Если же взять только Центральный федеральный округ, где о различии климатических условий говорить не приходится, то и там мы видим резкое различие в зарплате педагогов:

Ивановская область - 33980,3 руб.

Костромская область - 36171,2 руб.

Курская область - 41581,8 руб.

Смоленская область - 37559,2 руб.

Ярославская область - 43634,6 руб.

Московская область - 75023,2 руб.

г. Москва - 111743,9 руб.  

Как сообщает ura.news, к примеру, з/п директора средней школы №9 Сургута — 339 тысяч рублей», на втором месте в списке топ-директоров с самой большой зарплатой оказалась Татьяна Катербарг из первой школы со средним ежемесячным заработком в 328 тысяч. Третье место досталось Любови Постниковой из 22 школы с зарплатой в 318 тысяч. Четвертое место у руководителя школы №46 — Лилии Гейнц. Ее средний доход в месяц — 312 тысяч. Пятая строчка — за Мариной Светловой из 29 школы. Меньше всего в 2023 году заработала руководитель школы № 25 Елена Макарова. Ее средняя зарплата равнялась 162 тысячам рублей. Примечательно, что в список самых высокооплачиваемых директоров школ не попали руководителей лицеев и гимназий Сургута, там видимо суммы космические.

Данная ситуация заинтересовала нас и мы попросили министра просвещения Российской Федерации С. С. Кравцова разъяснить, чем объясняется то, что педагог в Ивановской области получает почти в три раза меньше педагога в г. Москве и планирует ли его министерство что-нибудь делать для ликвидации данного неравенства.

В ответе от 11.06.24 г. № 08-ПГ-МП-30864, подписанном заместителем директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников А.М. Калягиным нам было указано, что необходимо принять во внимание, что субъекты Российской Федерации отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития, которое напрямую влияет на уровень средней заработной платы. «В этой связи сравнение размера средней заработной платы педагогических работников в различных регионах не представляется корректным и обоснованным». Поскольку сравнение размера средней заработной платы педагогов в различных регионах не корректно, понятно, что делать что-либо в этом отношении Министерство не собирается. В письме было указано, что «различия по уровню оплаты труда могут иметь место не только между разными субъектами Российской Федерации, но и между организациями в пределах одного региона».

Далее нас интересовало, получают ли педагоги эту зарплату за ставку или для того, чтобы получить указанную среднюю заработную плату они должны брать более одной ставки? Если более одной ставки, то сколько именно? Конкретный ответ был дано только на первый вопрос: «расчет среднемесячного дохода от трудовой деятельности осуществляется на одного человека (а не на ставку)». О том, сколько ставок надо брать педагогу, чтобы получить среднестатистическую зарплату, Министерство умолчало, ограничившись общими рассуждениями о том, что системы оплаты труда устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, а также осчастливило нас определением зарплаты из Трудового кодекса. В завершении ответа на этот вопрос оно порадовало нас откровением, что уровень заработной платы также зависит от объема учебной нагрузки, наличия индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой, практической работы, наличия квалификационной категории, стажа непрерывной работы в организации и др.   

Затем мы попросили разъяснить, ведется ли статистика зарплат молодых учителей, не имеющих квалификационной категории и педагогического стажа и насколько отличается зарплата молодых учителей от среднестатистической. Вместо этого Министерство сообщило, что по состоянию на 2023 год общее количество учителей в возрасте до 34 лет (включительно) составляет 247 876 человек или 23% от общего количества педагогов. Общее количество молодых учителей в стране конечно интересно, однако мы спрашивали про их зарплату. Жаль, что в Министерстве не умеют отличать одно от другого.

Следующий вопрос касался соотношения зарплат молодых учителей, педагогов, имеющих квалификационные категории и педагогический стаж, и директоров образовательных организаций общего образования. Внятного ответа на данный вопрос не последовало, лишь было сказано, что «сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории, в зависимости от типа организации». Из заявления Министерства о том, что оценка достижения уровня целевого показателя средней заработной платы, предусмотренной президентскими указами, «производится по организации в целом, а не в отношении конкретного работника, и агрегируется на региональном уровне», можно сделать вывод, что соответствующая статистика предусмотрительно не ведется. Большинство педагогов наверное знают или, по крайней мере, догадываются во сколько раз их зарплата меньше зарплаты директора. Если бы эти цифры фигурировали в официальной статистики, это заметно подпортило бы благостную картину роста благосостояния отечественных педагогов. А так, как в известном анекдоте, можно сложить зарплату министра и уборщицы или молодого учителя и директора и среднеарифметический показатель будет весьма неплох.

Не забыли мы и о министре. Чтобы не ставить в неловкое положение Кравцова выяснением его личной зарплаты и сравнением с зарплатой молодого учителя и выяснением, какой именно неимоверной сложностью работы министра можно объяснить столь сильный разрыв, мы поставили вопрос деликатнее: «Также убедительно просим сообщить соотношение средней зарплаты педагогов Центрального федерального округа и средней зарплаты работников Министерства просвещения РФ». Центральный федеральный округ мы выбрали не случайно. Во-первых, нельзя ссылаться на различие климатических условий и, во-вторых, округ этот отнюдь не самый бедный. Однако Министерство не оценило нашей деликатности. Если на остальные вопросы оно по крайней мере пыталось ответить, то данный вопрос был полностью проигнорирован. Не рискнули они даже сказать, что статистика по зарплате работников Министерства просвещения не ведется. Очевидно, что сложность труда сотрудников Министерства такова, что о ней они предпочитают скромно умалчивать, чтобы находящиеся в их подчинении педагоги не чувствовали себя неудобно, сравнивая свою незначительную нагрузку с титаническим трудом по руководству процессом образования. Естественно, что сложность труда обуславливает и различия в уровне его оплаты. Судя по такому гробовому молчанию Министерства, это и есть главная тайна российской педагогики.     

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Зарплата учителей
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: