Содержание адресованных нам жалоб родителей, а также -списков документов для приема в спортшколы, размещенных на сайтах некоторых из них (например, https://sdspush.ru/informacziya-o-priyome/) свидетельствует, что для приема в спортшколу, среди прочих документов, от родителей требуют предоставить СНИЛС на ребенка.
Между тем, законодательством Российской Федерации не предусмотрены какие-либо негативные последствия отсутствия у ребенка СНИЛС, при этом обязанность оформлять этот документ на родителей (законных представителей) законом не возложена, в отличие от документов, удостоверяющих личность, каковым СНИЛС не является.
Если ознакомиться с законодательством, регулирующим порядок приема в спортшколы, то мы увидим, что пунктом 2.4 Приказа Министерства спорта РФ от 16 августа 2013 г. N 645 "Об утверждении Порядка приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку", действующего до 1 января 2023 года, не предусмотрено предоставление СНИЛС для приема в физкультурно-спортивные организации.
Новый порядок зачисления в спортшколы установлен Приказом Минспорта России от 27.01.2023 N 57 "Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки", пунктом 14 которого установлено, что при подаче заявления о зачислении представляются следующие документы:
ü а) копия документа, удостоверяющего личность поступающего, или копия свидетельства о рождении;
ü б) копия документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) несовершеннолетнего поступающего, и (или) документа, подтверждающего родство, установление опеки или попечительства;
ü в) медицинское заключение о допуске к прохождению спортивной подготовки ( Пункт 10 Порядка медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, иных организациях для занятий физической культурой и спортом, и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (приложение N 3 к Порядку организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 октября 2020 г. N 1144н); г) фотографии поступающего (в количестве и формате, установленном Организацией).
Что касается содержания заявления о зачислении, то оно регламентировано пунктами 11-13 Приказа Минспорта России от 27.01.2023 N 57: Прием в Организацию на обучение по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки осуществляется по письменному заявлению поступающих, достигших возраста 14 лет, или родителей (законных представителей) несовершеннолетних поступающих.
Заявления могут быть поданы одновременно в несколько Организаций.
В заявлении указываются следующие сведения:
а) наименование дополнительной образовательной программы спортивной подготовки, на которую планируется поступление;
б) фамилия, имя и отчество (при наличии) поступающего; в) дата и место рождения поступающего; г) фамилия, имя и отчество (при наличии) родителей (законных представителей) несовершеннолетнего поступающего;
д) номера телефонов поступающего или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего поступающего (при наличии);
е) адрес места жительства, места пребывания или места фактического проживания;
ж) согласие поступающего или его родителей (законных представителей) на обработку персональных данных. В заявлении фиксируется факт ознакомления поступающего или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего поступающего с уставом Организации, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся, а также согласие на проведение процедуры индивидуального отбора поступающего.
Заявление и документы, указанные в пунктах 11 и 14 Порядка, подаются одним из следующих способов:
лично в Организацию;
через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением о вручении;
в электронной форме (документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму путем сканирования или фотографирования с обеспечением машиночитаемого распознавания его реквизитов) посредством электронной почты Организации или электронной информационной системы Организации, в том числе с использованием функционала сайта Организации, или иным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Учитывая, что требование предоставить СНИЛС сопряжено, как правило, с регистрацией на различных электронных платформах и в базах данных, причиной истребования СНИЛС, в данном случае, очевидно, является принуждение к согласию на обработку персональных данных детей автоматизированным способом, а также – к получению госуслуг в электронной форме.
Вместе с тем, федеральным законодательством не установлена обязанность граждан регистрироваться в различных электронных системах и на платформах, передавать операторам указанных систем свои персональные данные и персональные данные своих несовершеннолетних детей, а также соглашаться на обработку персональных данных и регистрацию в системе в целом.
Кроме того, как мы неоднократно разъясняли, пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" «О персональных данных» предусмотрено: «Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».
Принуждение в любой форме предоставить персональные данные, либо их обработка без согласия субъекта персональных данных, может квалифицироваться как посягательство на права и свободы граждан, предусмотренные статьей 24 Конституции Российской Федерации, в которой указано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Равно, как не предусмотрено законом и потому недопустимо, принуждение к оказанию госуслуг в электронной форме: в п. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" сказано, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг не только в электронной форме, но и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Также мы хотим обратить Ваше особое внимание на то важное обстоятельство, что законодательство в сфере спорта не содержит дискриминирующих условий о том, что в физкультурно-спортивные организации могут быть приняты только те дети, родители (законные представители) которых согласились на получение услуг в электронной форме и обработку персональных данных автоматизированным способом.
Напротив, одним из основных принципов законодательства о физической культуре и спорте является обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").
Приведя указанные правовые доводы, мы обратились за разъяснениями об основаниях для истребования СНИЛС в Министерство спорта Российской Федерации и получили неплохой, подробный ответ, который прокомментируем в настоящей заметке.
Правовой департамент Министерства спорта Российской Федерации разъяснил, что согласно частям 3 и 4 статьи 34.1 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» порядок приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией и осуществляющие спортивную подготовку, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Порядок приема лиц в физкультурно-спортивные организации, созданные субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями и осуществляющие спортивную подготовку,
устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Правила приема лиц в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, определяются учредителем, учредителями физкультурно-спортивной организации, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в ее уставе.
Последняя фраза в вышеизложенном абзаце не случайно выделена, поскольку это условие является основополагающим для оценки законности деятельности любой спортшколы.
То есть руководство спортшколы вправе издавать свои внутренние, локальные акты, в тч и регулирующие правила приема в спортшколу, но только при условии соответствия этих внутренних правил федеральному законодательству.
А федеральное законодательство, как уже было разъяснено выше, не содержит требования о предоставлении СНИЛС поступающими (их родителями, законными представителями) в физкультурно-спортивные организации, созданные Российской Федерацией».
«Порядком также не предусмотрена обязанность поступающих (их родителей, законных представителей) давать согласие на автоматизированную обработку персональных данных» - указал Правовой департамент Минспорта РФ.
Далее, в своих разъяснениях Правовой департамент Минспорта РФ добавил, что в случае, если лица, поступающие в такие физкультурно-спортивные организации, или их родители (законные представители) полагают, что физкультурно-спортивными организациями установлены дополнительные требования, нарушающие их права, они вправе обратиться за защитой нарушенных прав в установленном законом порядке.
Соглашаясь с изложенной позицией, мы со своей стороны, дополнительно разъясняем, что обжаловать незаконное истребование СНИЛС и принуждение к ОПД автоматизированным способом при зачислении в спортшколу, Вы вправе:
- в местную администрацию;
- в местный Минспорта региона;
- в районную прокуратуру по месту нахождения физкультурно-спортивной организации.
Для экономии времени последние два пункта можно осуществить параллельно.
Для обжалования можно взять за основу эту общую инструкцию о незаконности произвольного истребования СНИЛС в отношении детей https://ouzs.ru/news/esli-na-rebenka-trebuyut-snils/
ВНИМАНИЕ! В приложение к жалобам рекомендуем добавлять ответ Правового департамента Министерства спорта Российской Федерации, комментируемый в настоящей заметке, скачать который можно ЗДЕСЬ
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: