Содержание:
1. Что же делать в такой ситуации?
2. Какие обязанности есть у классного руководителя?3. Как бороться с нарушением дисциплины
4. Права детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
5. ЕСЛИ РЕБЕНОК ДОСТИГ 15 летнего возраста
1. Что же делать в такой ситуации?
Мы, как и всегда, призываем родителей к конструктивному решению вопроса, всестороннему изучению каждой ситуации, к поиску приемлемого разрешения и предотвращения повторения в будущем.
Необходимо понимать, что школа тоже ограничена в средствах воздействия, педагоги могут не все: в соответствии с ч.2 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации, российское движение детей и молодежи оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Школа не может просто так взять и отчислить ребенка, вмешаться в семью, заставить воспитывать или лечить ребенка на своих условиях, вмешиваться в семью, но и родители, в свою очередь, не должны видеть в лице школы врага. Мы считаем, что необходимо всегда стремиться выстраивать правоотношения, связанные с воспитанием и образованием ребенка, соблюдая баланс прав и законных интересов всех участников правоотношений.
Необходимо понимать, что у школы нет «волшебной таблетки» для чудесного разрешения конфликта. Классный руководитель – не волшебник. Работа классного руководителя также во многом зависит от поддержки и конструктивного взаимодействия с родителями.
Предлагаем разобраться с вопросами: какие обязанности есть у школы и классного руководителя; как бороться с нарушением дисциплины; какие права у детей с ОВЗ.
2. Какие обязанности есть у классного руководителя?
Классный руководитель обязан взаимодействовать с обучающимися и их семьями, другими педагогическими работниками общеобразовательной организации, администрацией общеобразовательной организации, а также внешними партнерами в целях обучения, воспитания и социализации обучающихся.
Педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Воспитательные функции в общеобразовательной организации выполняют все педагогические работники, однако ключевая роль отводится тем, деятельность которых одновременно связана с классным руководством и обеспечением постоянного педагогического сопровождения группы обучающихся, объединенных в одном учебном классе (разд. 3 Методических рекомендаций, утв. Письмом Минпросвещения России от 12.05.2020 N ВБ-1011/08).
Классное руководство направлено в первую очередь на решение задач воспитания и социализации обучающихся (разд. 3 Методических рекомендаций).
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (п. 2 ст. 2 Закона N 273-ФЗ).
Обязанностей у классного руководителя очень много, перечислять все, которые предусмотрены вышеуказанными Методическими рекомендациями, бессмысленно. Суть их сводится к тому, что классный руководитель обязан осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, обеспечивать в полном объеме реализацию рабочей программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), рабочей программы воспитания.
Закон Об образовании запрещает применение учителем физического или психического насилия по отношению к обучающимся, но при этом не называет субъектов, правомочных применять силу в учебном учреждении.
За наведение элементарного порядка в классе в случае жалобы родителей учитель может лишиться работы.
Особую угрозу представляет антиобщественное поведение старшеклассников, с которыми учителя самостоятельно справиться уже не в состоянии.
Поэтому классный руководитель не может просто так взять и кого-то выгнать из класса/школы, исключить, наказать физически или надавить морально. Может пытаться воздействовать ограниченными воспитательными методами. Все остальное, тем более, радикальное (отчисление и перевод ребенка в другую школу или класс, применение иных мер воспитательного воздействия или лечения) – в руках родителей.
3. Как бороться с нарушением дисциплины
Дисциплинарная мера с правовой точки зрения - это юридическая ответственность (наказание), которая может повлечь за собой неблагоприятные правовые последствия для нарушителя, например исключение из школы в случаях неоднократного применения таких мер, разумеется, с соблюдением всех процедур и условий, установленных законом.
Принципы любой юридической ответственности всегда исходят из того, что при установлении такой ответственности должен быть определен минимальный возраст и другие обстоятельства, исключающие ее применение.
Поэтому ч. 5 ст. 43 Закона об образовании запрещает применять дисциплинарные меры "к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости)".
Однако отсутствие у названных категорий обучающихся дисциплинарной ответственности за совершенные проступки не означает, что к ним нельзя применять меры воспитательного воздействия, предусмотренные уставом школы, правилами поведения обучающихся или другими локальными актами.
Такими мерами могут быть, например, направление родителям письма, вызов родителей в школу, обсуждение проступка на педсовете или в классе с соблюдением педагогической этики и права ребенка на личное достоинство.
Согласно ч. 4 ст. 43 Закона об образовании за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации (если исполнилось 15 лет), осуществляющей образовательную деятельность.
Как обосновать обвинение в хулиганстве?
Сразу оговоримся, что речь идет не о составе преступления, поскольку это уже самостоятельная большая тема. Речь просто о детском хулиганстве, которое, тем не менее, может создавать серьезные проблемы и иметь крайне негативные последствия.
Обязательным признаком хулиганства является хулиганский мотив, который представляет собой стремление к доминированию путем причинения физического, морального, имущественного вреда другому человеку. Объективную сторону хулиганства следует изложить как демонстративное проявление неуважения к личности другого человека или к обществу в целом.
Хулиганство можно определить как деяние, связанное с нанесением побоев, повреждением имущества или особо циничным оскорблением человека, оскорбительным приставанием.
Соответственно, если дисциплинарное нарушение имеет место, то следует его зафиксировать в виде жалобы в простой письменной форме: «Я или мы, если жалоба коллективная____ являюсь законным представителем _____(ФИО, класс ребенка). Довожу до Вашего сведения, что «___»____в классе ____произошла следующая ситуация (описать коротко). В связи с изложенным прошу принять все возможные меры воздействия на виновное лицо для предотвращения повторения подобных ситуаций в будущем», дата, подпись.
Если в школе есть совет родителей, конфликтная комиссия, то обращаться следует и туда тоже, а не только к классному руководителю, завучу и директору.
4. Права детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Как бы кто к этому не относился, но образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Детям с ОВЗ также предоставляется доступ к инклюзивному образованию - совместному обучению (воспитанию), в том числе совместным учебным занятиям, досугу, различным видам дополнительного образования, с обучающимися, не имеющими ограничений возможностей здоровья (п. 27 ст. 2, ч. 4 ст. 79 Закона N 273-ФЗ).
Что нам говорит закон о правах таких детей и обязанности школ?
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ (ч. 2, 10 ст. 79 Закона N 273-ФЗ).
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ - это условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ч. 3 ст. 79 Закона N 273-ФЗ).
Педагогические работники при обучении детей с ОВЗ обязаны учитывать особенности их психофизического развития, состояние здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования детей с ОВЗ, при необходимости взаимодействовать с медицинскими организациями (п. 6 ч. 1 ст. 48 Закона N 273-ФЗ).
На «бумаге» это все, конечно, выглядит красиво, но как это реализовать на практике – огромная проблема. Спросите об этом любого практикующего педагога.
То есть педагоги в обычной школе, не являясь узкими специалистами в области образования детей с теми или иными заболеваниями, обязаны дать им образование, создавая им соответствующие условия, а при этом еще каким-то образом все это совместить с образованием и воспитанием остальных детей в классе.
Как быть в этой ситуации?
Родителям – не скандалить с классным руководителем «исключите его из класса, он же больной» - этого классный руководитель сделать не сможет, да и директор школы тоже. Не нужно самостоятельно ставить диагнозы таким детям и давать непрошенные советы их родителям, особенно совмещая эти действия с угрозами и травлей.
Родителям детей с особенностями здоровья или развития необходимо очень серьезно отнестись к оценке уровня глубины конфликта. Если ребенок действительно «не вписывается» или не может учиться по обычной программе по каким-то причинам, то переть танком, настаивая на своем и сокрушая все на своем пути - вряд ли хороший путь, учитывая, что больше всех страдает именно Ваш особенный ребенок.
Необходимо понимать, что ни отчислить ребенка, ни заставить пройти какое-либо лечение, диагностику, получать помощь психолога и тп – нельзя. Мы постоянно говорим о недопустимости и незаконности принуждения, так что не можем использовать этот принцип только когда это удобно нам. Закон для всех одинаков, и если Вашего ребенка нельзя просто так выгнать из школы или принудительно отправить лечиться, то и другого тоже нельзя.
Основания для досрочного отчисления перечислены в части 2 статьи 61 Закона Об образовании:
1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;
3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Это все, других оснований, в том числе «он же больной» - нет.
5. ЕСЛИ РЕБЕНОК ДОСТИГ 15 летнего возраста
До отчисления ребенка школа обязана затребовать от него письменное объяснение. Если по истечении трех учебных дней ребенок не представил объяснения, составляется соответствующий акт. При этом отказ или уклонение ребенка от представления письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания (п. 8 Порядка).
При выборе меры дисциплинарного взыскания школа должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей (ч. 7 ст. 43 Закона N 273-ФЗ; п. 6 Порядка).
Отчисление ребенка из школы возможно, только если он совершил проступки, при которых его дальнейшее пребывание в школе может быть расценено как оказывающее отрицательное влияние на других обучающихся и нарушающее права учащихся и работников школы, а также нормальное функционирование школы.
Решение об отчислении может быть принято, если нарушения были неоднократными (имеются замечания или выговоры в течение последнего года), а также если иные меры дисциплинарного взыскания и педагогические меры воздействия не дают результата. Вместе с тем при наличии замечаний или выговоров до истечения года со дня их применения вы или сам ребенок вправе просить руководителя школы снять их (ч. 8 ст. 43 Закона N 273-ФЗ; п. п. 10, 17 Порядка).
Решение об отчислении обучающегося, достигшего возраста 15 лет и не освоившего уровень основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства (ч. 9 ст. 43 Закона N 273-ФЗ; п. 11 Порядка; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 N 995).
Отчисление возможно не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия ребенка по болезни (каникул, отпуска), а также времени, необходимого на учет мнения советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей.
Если в школе имеются совет обучающихся, совет родителей (законных представителей), представительных органов обучающихся, то отчисление как мера дисциплинарного взыскания применяется в срок не более семи учебных дней со дня представления руководителю школы мотивированного мнения указанных советов и органов в письменной форме (п. 9 Порядка).
Вышеперечисленные ситуации – действительно очень серьезные и трудноразрешимые. Каждая такая ситуация уникальна, поэтому универсальной инструкции тут быть не может. Однако у нас на сайте размещены материалы, которые могут помочь в том или ином вопросе, непосредственно связанном с конфликтом или разрешением какого-либо требования/какой-либо ситуации.
6. Другие полезные материалы по этому вопросу
1) Общий материал по конфликтам в школе - Конфликты в школе. Что делать, если ребенка обвиняют в совершении административного правонарушения?
2) Если ваш ребенок – жертва конфликта:
- Инструкция: Что делать, если вызвали на КДН?
- Оспаривание постановлений КДН
- Если в школе или садике угрожают жалобами в органы опеки
- Что делать, если органы опеки пришли с проверкой к Вам домой?
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: