Конфликты в школе. Что делать, если ребенка обвиняют в совершении административного правонарушения?

Этот вопрос мы разбираем исключительно в той части, которая регулируется правовыми нормами, хотя, конечно, любой конфликт – сложное явление, как с точки зрения причин, так и с точки зрения оптимального его разрешения.

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Прежде всего, мы призываем родителей к конструктивному решению вопроса, всестороннему изучению каждой ситуации, к поиску приемлемого разрешения и предотвращения повторения в будущем. Не нужно считать, что во всем может и должна разбираться только школа. Школа не всегда может: объективно любой педагогический работник ограничен в методах воспитательного воздействия. И школа не все должна: в соответствии с ч.2 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации, российское движение детей и молодежи оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Школа не должна вмешиваться в семью и диктовать условия, но семья, в свою очередь, не должна видеть в школе ни врага, ни волшебного избавителя от всех проблем. Стоит выстраивать правоотношения, связанные с воспитанием и образованием ребенка, соблюдая баланс прав и законных интересов всех участников правоотношений.

Итак, конфликт в школе произошел, что делать?

1) Оценить степень его опасности.

Если это просто обычная, «дежурная» стычка, то есть дети повздорили, даже подрались немного, но вреда здоровью не причинили, никаких последствий не было, через условных «пять минут» противоборствующие стороны снова друзья, то очевидно, не нужно принимать радикальных мер в виде обращения в полицию.

2) Если конфликт застарелый, сложный, у всех участников «своя правда», то нужно пытаться договориться и прийти к компромиссу и родителям, и педагогам. Но опять же – не спешить с радикальными мерами в виде привлечения субъектов профилактики и правоохранительных органов. Повторимся, не все и не всегда зависит от педагога, не во всех случаях школа может справиться с конфликтом, все-таки функционал школы ограничен. Мы не говорим в данном случае о «дежурных» стычках, особенно в начальной школе, а речь идет о детях среднего и старшего возраста. Школа не может полностью взять на себя воспитательную функцию и из «плохого» ребенка сделать «хорошего».

И не в интересах семьи избыточное вмешательство. Поэтому не должно быть так: «вот вы школа, вы и воспитывайте» или так: «мой Вася ни с кем не дружит, сделайте так, чтобы дружил и ни на кого не обижался». Это сложные ситуации, которые ни полиция, ни скандалы не разрешат.

3) Если конфликт острый и опасный, то есть имело место физическое воздействие (побои, издевательства, истязание и тп), то в этом случае путь разрешения один-единственный: обращение в полицию с заявлением о причинении вреда. Такое заявление должно быть действительно обосновано. Не нужно никому полицией мстить, досаждать или «находить управу». Обращаясь в полицию, вы должны понимать, что это повлечет серьезные последствия в виде привлечения к административной (а иногда и уголовной) ответственности и (или) постановку на разные виды учетов, соответственно – ювенальный риск семье в любом случае. Поэтому мы категорически не рекомендуем обращаться в полицию без весомого и серьезного повода!

Если в отношении Вашего ребенка поступило заявление в подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН)

В данной ситуации задача родителей – сразу выйти на контакт с инспектором по делам несовершеннолетних.

Необходимо в бесконфликтной форме выяснить в чем обвиняют, ознакомиться с материалами дела и представить любые доказательства для того, чтобы инспектор смог прекратить дело в связи с отсутствием события или состава правонарушения.

Если же в возбуждении административного дела будет отказано в связи с тем, что ребенок не достиг возраста привлечения к ответственности, то это означает, что должно состояться заседание КДН (комиссии по делам несовершеннолетних), которая из-за свершившегося факта – совершения административного правонарушения – поставит ребенка на учет.

Согласно ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Трагедии в этом никакой не будет (если не будет повторных нарушений, то с учета снимут), но и оспорить в суде такое решение будет крайне проблематично, поскольку в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" КДН и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.

Поэтому оспорить такое решение КДН о постановке на учет, если в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано из-за недостижения возраста привлечения к административной ответственности, без дополнительных оснований для оспаривания, крайне сложно.

Поскольку в силу прямого указания закона постановке на учет подлежат несовершеннолетние, совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность (и конечно, те, кто уже достиг возраста и был привлечен), то предотвращать постановку на учет нужно на стадии проверки по поступившей жалобе/стадии административного расследования.

Как  происходит возбуждение дела об административном правонарушении?

Части 1 - 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 - 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что административное расследование - это комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.

Основания и порядок освобождения от административной ответственности

Как уже было разъяснено выше, необходимо пытаться доказать, что события правонарушения или состава вообще не было (если это действительно так). Например, Петя толкнул Васю, не причинив ему вреда. Возможно, есть свидетели, которые подтвердят, что Петя не толкал Васю, а допустим, защищался, то есть оттолкнул от себя, причем никакого вреда никому причинено не было, физическую боль никто не испытал и тп, а Вася просто соврал.

Если правонарушение все же имело место, но оно несущественное, то можно попробовать другой вариант – доказать на КДН малозначительность совершенного административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 21 Постановления Пленума N 5 разъясняется, что, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

В этом же пункте дается определение малозначительного административного правонарушения. Таковым является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Пленум также обратил внимание на то, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 12.8, 12.26 КоАП РФ (к детям это не относится, тк в этих статьях речь идет о нарушениях в сфере дорожной безопасности).

Таким образом, при разрешении конфликта в школе нужно исходить из степени его опасности, необходимо понимать последствия обращения в полицию; если в отношении Вашего ребенка проводится проверка или назначено заседание КДН, то не стоит паниковать, а подходить к разрешению ситуации конструктивно;  в случае, если жертвой стал Ваш ребенок, при этом вред/угрозы вреда были существенные/реальные, то не стоит рассчитывать на «волшебную таблетку», потому что разрешать ситуации с высокой степенью общественной опасности могут только правоохранительные органы.

В помощь родителям нами были также подготовлены материалы по смежным темам:

 - Инструкция: Что делать, если вызвали на КДН? 

- Оспаривание постановлений КДН

- Что делать, если органы опеки пришли с проверкой к Вам домой? 

- Что делать, если ребенка хотят подвергнуть личному досмотру в школе? 

- Запрет телефонов в школах не лишает родителей возможности защищать права своих детей 

- Запрет использования телефона (смартфона) для обучения в школе никак не влияет на возможность обезопасить себя в случае совершения правонарушения

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Конфликт в школе # Драка в школе # КДН
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: