Минпросвещения: родители и дети вправе инициировать обращение в конфликтную комиссию школы

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

!!! ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ! ПО ЗАКОНУ, КОНФЛИКТНАЯ КОМИССИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА БЫТЬ В КАЖДОЙ ШКОЛЕ!!! ЭТО ПРЕКРАСНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗБОРА ВАШИХ РАЗНОГЛАСИЙ. РОДИТЕЛИ НЕ ДОЛЖНЫ БОЯТЬСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕЕ. Школа старается молчать об этом инструменте т.к. зачастую в школах нет работающих советов родителей и обучающихся и комиссию эту они не могут создать правильно. И они боятся, что если родители начнут выяснять подробности работы конфликтной комиссии, то наружу вылезут все их другие "касяки". 

Как работает и формируется комиссия по урегулированию споров в школе (конфликтная комиссия)? 

Разбор на примере одного из типовых положений


Учитывая специфику образовательных отношений, в которых задействованы максимально большое число их участников, в процессе функционирования которых реализуются основополагающие права и свободы граждан, между участниками образовательных отношений с очевидностью могут возникать конфликты.

Недопонимание между детьми/родителями и педагогами/администрацией школы - это часто встречающееся явление в стенах образовательного учреждения. В основе их неудовлетворенность родителей обучением и воспитанием детей. Самые острые конфликты — это конфликты между администрацией образовательной организации и родителями.

Например, одним из вариантов конфликта может быть отказ Совета родителей согласовать предложенный администрацией образовательной организации локальный нормативный акт (ЛНА) школы, в том числе, если Совет родителей не согласовал его в части, с предложением внесения изменений в ЛНА.

Поскольку в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» родители имеют право защищать права своих детей всеми способами не запрещенными законодательством Российской Федерации (ст.45 Закона), то порядок разрешения таких конфликтных ситуаций требует разъяснений.

Согласно ст. 45 Закона «Об образовании в РФ» в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания создается комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Комиссия по урегулированию споров должна объективно рассматривать обращения участников образовательного процесса, в своих решениях руководствоваться правилом соблюдения прав и свобод участников образовательного процесса. Основной целью работы комиссии является урегулирование разногласий между участниками образовательного процесса. При этом, от установления порядка создания этой комиссии зависит ее функциональность и способность действительно выступить арбитром в конфликте между родителями и администрацией организации, а не быть «ручным» органом, управляемым администрацией школы.

Поскольку детализации порядка создания и функционирования таких комиссий в ст. 45 Закона «Об образовании в РФ» не содержится, мы направили соответствующий запрос в Министерство просвещения РФ, на который получен ответ Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 30.04.2025 № 30/04/25-1-СР

Как разъяснил МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РФ, согласно ст. 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает необходимость создания в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Данные комиссии создаются в целях урегулирования разногласий между обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами по вопросам реализации права на образование. Инициатором проведения заседания конфликтной комиссии может быть любой из участников образовательных отношений.

Обучающиеся, в случае нарушения их прав, могут самостоятельно или через своих представителей (в качестве которых могут выступать родители, законные представители (опекуны, попечители, приемные родители, иные лица) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Дошкольники и школьники младших классов обращаются только через своих родителей или законных представителей.

Комиссия создается в образовательной организации и состоит из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, работников организации.

Порядок создания, организации работы, принятия решений таких комиссий устанавливается локальными нормативными актами образовательных организаций, как правило, в форме положений. При этом положение подлежит обязательному согласованию с органами самоуправления образовательной организации (к которым относятся: совет обучающихся, совет родителей (законных представителей), представительные органы работников).

Комиссия собирается по мере необходимости и рассматривает письменные обращения (заявления, жалобы), в которых должны быть указаны конкретные факты или признаки нарушений прав участников образовательных отношений, а также виновные, допустившие нарушения.

Лицо, направившее обращение, и лица, чьи действия обжалуются, вправе присутствовать при рассмотрении обращения на заседании и давать пояснения. Для объективного и всестороннего рассмотрения обращений комиссия имеет право приглашать на заседания и заслушивать иных лиц.

Решения комиссий оформляются письменно и являются обязательными для всех участников образовательных отношений. В решении указываются конкретные сроки выполнения мероприятий по устранению выявленного нарушения. Комиссия отказывает в удовлетворении жалобы заявителя, если не выявит факты указанных в обращении нарушений.

Принятые решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Таким образом, в случае, если в вашей школе администрация утверждает, что конфликтная комиссия может быть созвана только по распоряжению руководства школы, то это неверное толкование положений закона.


Как работает и формируется комиссия по урегулированию споров в школе (конфликтная комиссия)? Разбор на примере одного из типовых положений

Конфликты в школе – явление неизбежное. Они могут возникнуть между учениками и учителями, родителями и администрацией, по вопросам оценок, дисциплины или применения правил внутреннего распорядка. Чтобы разрешать такие ситуации справедливо и внутри школьного сообщества, не доводя дело до вышестоящих инстанций, по закону «Об образовании в РФ» в каждой школе должна быть создана комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Разберем, как такой школьный «арбитражный суд» создается и работает, на примере типового положения одной из школ.

Для чего нужна комиссия?

Комиссия – это независимый орган, главная цель которого – урегулировать разногласия, связанные с реализацией права на образование. В ее компетенцию входят споры о:

· Применении дисциплинарных взысканий к ученикам (замечание, выговор, отчисление).
· Обжаловании локальных нормативных актов школы.
· Возникновении конфликта интересов педагогического работника (например, когда личная заинтересованность учителя влияет на качество обучения).

Таким образом, комиссия становится важным инструментом защиты прав всех участников процесса: учеников, их родителей и самих педагогов.

Ключевой принцип: паритетное представительство.

Главная особенность комиссии – ее состав. Он формируется на принципе равного представительства всех сторон. Согласно положению, в комиссию входит равное число представителей от трех групп:

1. Обучающиеся старше 14 лет (делегируются Советом обучающихся).
2. Родители (законные представители) несовершеннолетних учеников (делегируются Советом родителей).
3. Работники школы (делегируются профсоюзной организацией либо педагогическим Советом).

В классической схеме общее число членов – 6 либо 9 человек (по два/три от каждой из трех групп). Такой подход гарантирует, что при рассмотрении спора будут услышаны и учтены все точки зрения, а решение не будет принято в интересах только одной группы.

Сформированный состав утверждается приказом директора, но важно отметить, что комиссия независима в своих решениях. Срок полномочий обычно составляет один год, после чего состав обновляется.

Как проходит процедура рассмотрения спора?

Механизм работы комиссии прописан достаточно четко, чтобы обеспечить оперативность и справедливость.

1. Подача обращения. Заявитель (ученик, родитель, учитель) подает письменное заявление на имя председателя комиссии с описанием сути спора.
2. Сроки реакции. Председатель обязан назначить заседание в течение 5 учебных дней с момента получения жалобы.
3. Рассмотрение по существу. Комиссия обязана рассмотреть обращение в течение 10 календарных дней. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее ¾ от общего состава комиссии.
4. Права сторон. Важный принцип – состязательность. И заявитель, и лицо, чьи действия обжалуются, имеют право присутствовать на заседании, давать пояснения и приводить свои аргументы.
5. Принятие решения. Решение принимается простым большинством голосов присутствующих членов и заносится в протокол. Оно может быть обязывающим (например, отменить взыскание) или рекомендательным (предложить изменить локальный акт школы).
6. Обязательность исполнения. Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений и подлежит исполнению в установленные сроки. Его можно обжаловать только в судебном порядке.

Вывод:

Комиссия по урегулированию споров – это не просто формальность, а реальный механизм развития школьного самоуправления и правовой культуры. Она учит всех участников образовательного процесса – и детей, и взрослых – цивилизованно разрешать конфликты, договариваться и брать на себя ответственность. Наличие такого демократического института укрепляет доверие между семьей и школой, создавая здоровую и справедливую образовательную среду.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Конфликт в школе # Конфликтная комиссия
Добавить комментарий
CAPTCHA
Код
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: