Незаконность произвольного вмешательства в жизнь семьи. Разбираем незаконный приказ по респ. Татарстан

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Время от времени нам поступают жалобы от родителей или попадают фото документов, свидетельствующие о том, что в некоторых регионах на педагогических работников возлагают обязанности неких контролеров благополучности семьи и быта.

Например, орган местного самоуправления выносит некий акт – приказ/распоряжение о проведении так называемых профилактических проверок семей, особенно «группы риска», к которой фактически возможно причислить любую семью, исходя из субъективного мнения должностных лиц.

Вот один из примеров такого характерного местного «законотворчества» 

IMG_20221031_215330_597.jpg

IMG_20221031_215335_032.jpg

Нашей основной задачей является борьба с ювенальными технологиями, поэтому мы продолжаем противодействовать незаконному, произвольному, разрушительному вмешательству в жизнь семьи.

Мы всегда разъясняли, что законом четко определены основания для проведения проверок в отношении семьи, причем такими полномочиями наделены органы опеки и попечительства, а не педагогические работники.

Порядок проведения проверок органами опеки жилищных условий строго регламентирован федеральным законодательством! Проверка проводится по поступившим жалобам, а не по желанию любого чиновника, при этом проводится она в строгом соответствии с Приказом Минпросвещения России от 10 января 2019 г. № 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Так, пунктом 2 Приложения №2 к Приказу Минпросвещения России от 10 января 2019 г. № 4 установлено, что обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций и т.п.

Таких оснований для проверки, как «неблагополучная семья», «нет жилья», «безработные», «многодетные», «отказ от прививки», «отказ от электронного дневника», «дети шумят», «мешают соседям» или «профилактически, на всякий случай» и тп законом не предусмотрено.

А педагогические работники не наделены компетенцией и полномочиями должностных лиц органов опеки и попечительства.

Кроме того, по ст. 25 Конституции РФ «Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

Таким образом, в Ваш дом принудительно можно войти уполномоченным лицам только при наличии судебного решения или в случае наличия оснований, предусмотренных федеральным законом. По ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" такое вхождение разрешено сотрудникам полиции для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления; для пресечения преступления; для установления обстоятельств несчастного случая.

В остальных случаях вопрос о допуске решается с учетом конкретной ситуации, при наличии правовых оснований и с согласия родителей (например, если сотрудники органов опеки предъявляют Вам акт местной администрации о проведении проверки жилищно-бытовых условий (ЖБУ) в случае судебного спора, связанного с воспитанием ребенка).

Кроме того, напомним, что Вы вправе возражать против сбора сведений о семье, формировании «социального паспорта», «анкетирования» и тп. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени предполагает запрет любых форм произвольного вмешательства в частную жизнь со стороны государства, а также гарантирует защиту со стороны государства от такого вмешательства третьих лиц (ст.ст. 23, 24 Конституции РФ).

Под частной жизнью закон понимает физическую и духовную сферы, которые контролируются самим человеком, и которые свободны от внешнего воздействия, то есть это семейная и бытовая сфера гражданина, сфера его общения, отношение к религии, внеслужебные занятия, увлечения и иные сферы отношений, которым сам человек не желает придавать гласность, если этого не требует закон.

Личная и семейная тайна являются одним из элементов частной жизни.        

К личной и семейной тайне можно отнести тайну усыновления, тайну частной жизни супругов, личные имущественные и неимущественные отношения, существующие в семье, а также любые другие, непосредственно касающиеся Вашей семьи, сведения.

Содержание права на личную и семейную тайну - это и есть Ваши узаконенные возможности требовать неразглашения соответствующих сведений и правомочия распоряжаться соответствующей информацией по своему усмотрению.

Также необходимо помнить, что в соответствии с ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Таким образом, мы видим, что незаконность подобных распоряжений о профилактических проверках обусловлена:

1) отсутствием законных оснований для проверок жилищно-бытовых условий;

2) отсутствием полномочий у педагогических работников на проведение каких-либо проверок в части установления исполнения/ненадлежащего исполнения родительских обязанностей;

3) отсутствием законных оснований для принудительного проникновения в жилое помещение, где проживают их ученики;

4) отсутствием законных оснований для принудительного сбора сведений о семье, сведений о частной жизни.

Поэтому если какие-либо действия должностных лиц произведены с нарушениями, то Вы вправе оспорить законность этих действий в прокуратуре и суде. Вы вправе написать жалобу в прокуратуру с просьбой провести проверку на предмет превышения должностных полномочий конкретными сотрудниками. Также необходимо помнить, что постановление, вынесенное любым должностным лицом или КДН, Вы вправе оспорить в суде.

В помощь для такого обжалования нами подготовлено множество бланков жалоб и алгоритмов действий:

- если директор/педагогический работник превышает полномочия

- если директор/педагогический работник угрожает жалобами в органы опеки

- против сбора сведений о семье

- пошаговая инструкция «Что делать, если в школе или садике угрожают преследованием органов опеки?»

- Что делать, если органы опеки пришли с проверкой к вам домой?

- Инструкция по противодействию социальному патронажу со стороны органов опеки

- Права родителей и детей на семейном обучении

- Как противостоять принуждению дать согласие на обработку персональных данных школьников в АИС «Траектория»

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Ювенальная юстиция # Татарстан
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: