О ПРАВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА БУМАЖНЫЕ ДНЕВНИКИ И ЖУРНАЛЫ В ШКОЛАХ

В связи с большим количеством жалоб на принуждение к электронной форме дневника и журнала в школах, а также...
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0
В связи с большим количеством жалоб на принуждение к электронной форме дневника и журнала в школах, а также на уклонение учителей от предоставления детям домашних заданий кроме как в электронном дневнике, мы подготовили обращение на имя главы комитета образования СПб, в котором изложены правовые основания для противодействия незаконной практике.

Всем желающим предлагаем направить аналогичное обращение (можно указать номер своей школы) сюда http://k-obr.spb.ru/poleznaya-informaciya/obrasheniya.. (образец жалобы приложен).

1. Отказ от электронного дневника.
2. Жалоба в комитет образования (пример по СПб.).

Также аналогичный документ может быть адресован начальству школы с требованием обеспечить право детей на образование без электронного дневника и журнала (см. файл «Отказ от эл. дневника»).

см подробности в статье:

О ПРАВЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА БУМАЖНЫЕ ДНЕВНИКИ И ЖУРНАЛЫ В ШКОЛАХ

Председателю Комитета по образованию Санкт-Петербурга

Ж.В. Воробьевой

Уважаемая Жанна Владимировна!

В ряде школ Санкт-Петербурга учителя и руководство принуждают обучающихся и их родителей к использованию электронного дневника, а также заявляют о безальтернативности электронного журнала как способа получения домашнего задания обучающимися. При этом в качестве обоснования обычно звучит аргумент об отсутствии времени на запись детьми домашнего задания в бумажном дневнике.

Такая практика является противозаконной по следующим основаниям.

  1. Незаконность навязывания услуг в электронной форме.

Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости в образовательном учреждении – это государственные (муниципальные) услуги в сфере образования.

Возможность получения таких услуг в электронной форме предусмотрена в Перечне услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме, утв. Распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. N 729-р (пункты 4, 28, 60).

Однако согласно ст. 4 ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - ФЗ № 210-ФЗ) одним из принципов оказания услуг является «заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг». Иными словами, в отсутствие добровольно поданного заявления родителей о выборе электронной формы дневника и журнала навязывание такой формы недопустимо. Такой же вывод следует из пп. 1.1, 1.2 Регламента по предоставлению услуги по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведения электронного дневника и электронного журнала учащегося (утв. Распоряжением Комитета образования Санкт-Петербурга от 31 октября 2011 года N 2299-р).

Согласно п. 6 ст. 4 ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - ФЗ № 210-ФЗ) принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в ИНЫХ формах, предусмотренных законодательством РФ, ПО ВЫБОРУ заявителя».

В п. 3 ст. 5 ФЗ № 210-ФЗ сказано, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на «получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в ИНЫХ формах, предусмотренных законодательством РФ, ПО ВЫБОРУ заявителя».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 210-ФЗ «органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в ИНЫХ формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ПО ВЫБОРУ заявителя».

Соответственно, если родители выбирают традиционную форму получения государственной (муниципальной) услуги по получению информации о текущей успеваемости учащегося, ведению дневника и журнала успеваемости в образовательном учреждении, - указанная традиционная (бумажная) форма должна быть соблюдена.

2. Недопустимость принуждения к автоматизированной обработке персональных данных.

Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ от 27.07.2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о ПД) «субъект ПД принимает решение о предоставлении его ПД и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе». Согласно ч. 6 ст. 9 Закона о ПД «В случае недееспособности субъекта ПД согласие на обработку его ПД дает законный представитель».

Оценки – это персональные данные, поскольку являются персональной информацией об учащемся (это следует из ст. 3 Закона о ПД). Соответственно, без добровольно подписанного согласия на автоматизированную обработку персональных данных в электронном дневнике таковая недопустима. При этом должно быть соблюдено право обучающихся на получение информации о текущей успеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости в образовательном учреждении в бумажном виде.

Как следует из Письма Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 "О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде", которым утвержден Примерный регламент предоставления услуги «Электронный дневник» (Приложение № 5) «Для родителей (законных представителей), которые заявили о невозможности или нежелании использовать доступ к электронным формам представления информации, должно быть обеспечено информирование о результатах обучения не реже чем один раз в неделю с использованием распечатки результатов».

3. Нарушение права на образование.

По ч. 1 ст. 43 Конституции РФ «Каждый имеет право на образование».

Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» «государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах … обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования». В соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ «Об образовании в РФ» «Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности…, а также других обстоятельств», в том числе избранной формы государственных услуг.

Соответственно, все обучающиеся вне зависимости от избранной формы получения государственной услуги по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, должны получать соответствующую услугу без какой–либо дискриминации.

Согласно ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об образовании в РФ» «В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования…».

Никакие оправдания учителей или руководства школ о том, что им «не платят» за ведение бумажного журнала или у них «нет времени», не приемлемы, поскольку грубо нарушают право обучающихся на общедоступность образования и на недискриминационное отношение в образовательной сфере.

Отказ школ от ведения бумажного дневника и (или) бумажного журнала для лиц, отказавшихся об электронного варианта, является нарушением статьи 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций».

Следует учитывать, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ» «обучающиеся обязаны выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы».

Но как ребенок должен выполнять эту обязанность, если школа своими действиями препятствует ее выполнению? Для того чтобы обучающиеся могли выполнять домашние задания и полноценно учиться, они (а не их родители через электронный дневник) обязательно должны получать соответствующие задания от педагогов! Электронный дневник в этом смысле является лишь дополнительной услугой - опцией, позволяющей перепроверить задание желающим родителям. Важно понимать, что многие дети, особенно начальной школы, вообще не имеют личного доступа в «электронный дневник», и не должны, по мнению многих родителей, заходить в Интернет (во избежание Интернет-зависимости, либо столкновения с вредной для развития ребенка информацией, которая периодически всплывает при работе через Интернет - такие случаи имели место и с электронными дневниками). Это – законное право родителей ограничить ребенка в пользовании Интернетом. Поскольку многие школьники не имеют личного доступа к электронному дневнику, отказ учителя дать домашнее задание детям на уроке в форме записи его на бумажном носителе, означает грубое нарушение учителем права ребенка на образование! Не родители должны учиться в школе, вылавливая ежедневно домашние задания через Интернет, а дети ЛИЧНО! Родители призваны лишь помогать. Абсолютно неприемлемой является школьная практика перекладывания на родителей обязанности ежедневно проверять электронный дневник в целях получения задания.

Кроме того, уклонение школ от ведения бумажных дневников (журналов) лишает обучающихся в принципе возможности отслеживать свою успеваемость, тем самым грубо нарушая их право на образование.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ» педагогические работники обязаны «обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой». Как педагог может исполнить указанную обязанность, если он не обеспечивает обучающихся информацией о домашних заданиях? Уклонение педагога от предоставления детям указанной информации ведет и к нарушению права детей на образование, и к нарушению обязанности педагога обеспечить соответствующее образование.

Несмотря на приведенные выше нормы, практика отказа педагогов давать задания ученикам в бумажные дневники набирает обороты и приводит к моральному давлению на детей, не имеющих электронных дневников, доводя их до слез. Здесь следует говорить о нарушении обязанности педагога «уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений» (п. 3 ч. 1 ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ»). В результате притеснений дети, особенно младшего возраста, сильно страдают психологически, что неприемлемо в образовательном процессе и противоречит таким принципам образования как «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности» (п. 3 ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об образовании в РФ»).

В связи с вышеизложенным настоятельно просим Вас:

  1. Сообщить, в каком порядке образовательные учреждения Санкт-Петербурга должны выполнять обязанность по оказанию государственной услуги по предоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведению дневника и журнала успеваемости в образовательном учреждении, в случае отказа родителей от электронного дневника и журнала?

2. Дать все необходимые указания в образовательные учреждения Санкт-Петербурга об обязанности школ предоставлять информацию о текущей успеваемости учащегося, вести дневник и журнал успеваемости в бумажном виде в отношении обучающихся, родители которых отказались от электронного дневника и журнала, и сообщить нам о данных указаниях.

3. Сообщить, в каком порядке образовательные учреждения Санкт-Петербурга должны выполнять обязанность по предоставлению обучающимся информации о домашних заданиях для обеспечения права обучающихся на образование, в том числе в случае отказа родителей обучающихся от услуги электронного дневника?

4. Дать все необходимые указания в образовательные учреждения Санкт-Петербурга об обязанности школ предоставлять информацию о домашних заданиях непосредственно обучающимся для обеспечения их права на образование – вне зависимости от использования родителями услуги электронного дневника, и сообщить нам о данных указаниях.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Школа # Электронная школа # Электронный дневник
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: