Часть 1 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет обязанность дошкольных образовательных организаций по осуществлению присмотра и ухода за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.
В соответствии с Письмом Минобрнауки от 05.08.2013 N 08-1049 "Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми" присмотр и уход за детьми - это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Таким образом, законодательство разделяет функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций (в форме индивидуальной деятельности, гувернерства, в семейных дошкольных группах и иных формах).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утв. Приказом Минпросвещения от 31.07.2020 N 373, предполагает возможность создания в детских садах групп общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности (п. 13).
Указанные нормы законодательства позволяют сделать более доступными для родителей как услуги по дошкольному образованию, так и услуги по присмотру и уходу за детьми.
Согласно Письму Минобрнауки от 24.04.2013 N ДЛ-101/08 "О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми" присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях (определены в ч. 1 ст. 63 СК). Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П).
С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер, если иное не установлено законом (ч. 2 ст. 65 Закона об образовании).
Присмотр и уход за детьми осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.
Каков должен быть порядок внесения платы и каковые допустимые условия?
Родители нередко жаловались нам, что их принуждают вносить плату определенным и ограниченным способом, например, только через приложения/госуслуги/через услуги только одного банка.
В связи с этим мы сделали запрос в Минпросвещения России для выяснения порядка и допустимых условий внесения родительской платы.
Как разъяснил нам Департамент государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения России (далее – Департамент), Исполнительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, являясь учредителями ДОО, на основании части 2 статьи 65 Закона об образовании в нормативных правовых актах самостоятельно устанавливают порядок расчета, изменения, взимания и использования родительской платы.
Размер родительской платы должен быть предусмотрен в договоре об образовании по образовательным программам дошкольного образования, заключаемом между руководителем ДОО и родителем (законным представителем) ребенка.
Примерная форма договора об образовании утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 8.
Пункт 3.4. Примерной формы договора предусматривает два способа оплаты (за наличный расчет и в безналичном порядке на счет ДОО). Таким образом, на федеральном уровне для родителей (законных представителей) установлено право выбора способа оплаты, которое должно быть обеспечено при заключении договора об образовании перед приемом ребенка на обучение по образовательным программам дошкольного образования и изданием соответствующего распорядительного акта. Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 112-ФЗ в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» были внесены дополнения, определяющие формы и порядок оплаты при оказании услуг, продаже товаров или выполнении работ.
Частью 1 статьи 16.1 Закона № 2300-I установлено, что продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Главный вывод, который сделал Департамент и который родители могут использовать в качестве аргумента в случае нарушения их прав: «Учитывая изложенное, в федеральном законодательстве в сфере образования и в нормативных правовых актах, изданных с целью его реализации, не установлены условия, ограничивающие право родителей (законных представителей) на выбор способа внесения платы за оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в ДОО.
Также не установлена обязанность по созданию родителями (законными представителями) воспитанников ДОО аккаунта Госуслуг и (или) мобильного приложения «Сбербанк онлайн»».
Ознакомиться с текстом комментируемого ответа, а также скачать его, можно здесь________ТЕКСТ ПИСЬМА
Если в детском саду допущено нарушение прав родителей, выразившееся в принуждении внесения родительской платы ограничивающим права родителей способом (только через госуслуги/приложение/конкретный банк), то родители могут:
- обжаловать неправомерные действия заведующей СКАЧАТЬ ЖАЛОБУ НА САМОУПРАВСТВО
- оспорить положения договора, которые ограничивают права родителей в части внесения родительской платы Как оспорить договор с детским садом в части угроз родителям?
К жалобам рекомендуем прикладывать настоящий ответ Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения России
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: