Про добровольность сдачи биометрии можно забыть? Правительство готовит НПА

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Последнее время в соцсетях и иных информационных источниках вновь и вновь возникает тема относительно применения норм Федерального закона № 572-ФЗ от 29.12.2022 "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", в простонародье – Закон о ЕБС (далее по тексту – ФЗ № 572-ФЗ).

Как мы неоднократно писали, основное правило, заложенное в ФЗ – это ДОБРОВОЛЬНОСТЬ, т.е. получение, обработка и хранения биометрических данных возможны только с согласия гражданина, выраженное и подписанное лично.

Если так такое согласие не получено, и он продолжает работать с ними, то оператора по сбору персональных данных могут оштрафовать (ст. 13.11. КоАП РФ).

Вместе с тем, законодатель заложил в ФЗ норму, которая не вписывается в понятие добровольности и фактически вынуждает граждан сдавать биометрию. Речь идет взаимоотношении работодатель-работник.

В частности, ч. 1 ст. 13 ФЗ предусматривает использование биометрии предусмотрено для неограниченного круга организаций, независимо от формы собственности, при проходе на территорию этой организации.

Согласно ч. 1 ст. 13 Идентификация и (или) аутентификация с использованием биометрических персональных данных физических лиц при проходе на территории организаций посредством использования информационных систем, обеспечивающих функционирование контрольно-пропускных пунктов, в том числе организаций оборонно-промышленного, атомного энергопромышленного, ядерного оружейного, химического, топливно-энергетического комплексов, организаций, относящихся к объектам транспортной инфраструктуры, субъектам критической информационной инфраструктуры, на территории объектов, совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями согласно категорированию, проводимому в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, режимных объектов в соответствии с перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, определенных Президентом Российской Федерации, осуществляются с использованием единой биометрической системы.

Что это значит? Это значит, что если с на работе используется проходная система (в ФЗ - информационная система, обеспечивающая функционирование контрольно-пропускных пунктов), то работодатель имеет право потребовать сдать биометрию и согласие на обработку персональных данных.

Можно было бы решить, что эта норма предусмотрена для определенных организаций, но просим обратить внимание, что в самой норме указано «в том числе» (но не, например, «а именно…»), что как раз и дает возможность интерпретировать эту норму как для неограниченного круга организаций.

Однако, в настоящее время в Государственную Думу РФ внесен законопроект, который таит в себе еще большую опасность и, на наш взгляд, существенно ограничивает, точнее нивелирует, заявленную добровольность использования биометрии. https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=157467

В частности, указанный законопроект предлагает изложить статью в новой редакции, начиная с наименования:

«Статья 13. Осуществление идентификации и (или) аутентификации при проходе на территорию государственных органов, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации и организаций:

1. Идентификация и (или) аутентификация с использованием биометрических персональных данных физических лиц при проходе на территорию государственных органов, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного, атомного энергопромышленного, ядерного оружейного, химического, топливно-энергетического комплексов, организаций, относящихся к субъектам критической информационной инфраструктуры, помещений, предназначенных для обработки и хранения сведений, составляющих государственную тайну, посредством использования информационных систем, обеспечивающих функционирование контрольно-пропускных пунктов осуществляются с использованием единой биометрической системы.

Т.е., на первый взгляд, вроде бы как нет широкого и неограниченного понятия организаций, однако, данной нормой граждане, которые против сдачи и использования их биометрии, существенно поражаются в правах, поскольку при отказе от идентификации и (или) аутентификации с использованием их биометрических персональных данных, они лишаются возможности прохода на территорию расположения государственных органов и органов местного самоуправления.

Обращаем внимание, право граждан лично обращаться в государственные органы является базовым и предусмотрено ст. 33 Конституции РФ.

При этом, речь не идет исключительно о направлении обращений, а также и о личном посещении чиновников.

Орган государственной власти (государственный орган) — это структурно-функциональная часть государственного аппарата, организация или учреждение, которым поручено частичное (специализированное) осуществление задач и функций государства. 

Ключевые признаки государственных органов:

Таким образом, речь идет не только о посещении, например, администрации города (района), но и органов полиции, прокуратуры, следственного комитета, судов, не говоря уже о различных комитетах и т.п..

То есть, получается, без сдачи биометрии человек не имеет возможность даже реализовать такие права, как защита от правонарушения?

Более того, если есть необходимость посетить государственный орган, например, как представителю организации, для регистрации каких-либо документов и т.п., то данная норма также будет препятствовать реализации таких трудовых функций.

Второй момент, если биометрических данных физического лица, которое хочет обратиться в государственный орган или орган местного самоуправления нет в единой биометрической системе или иной базе, то фактически его личность установить таким способом невозможно, и он либо «добровольно» сдает биометрию для реализации своих прав и обязанностей, либо лишается возможности воспользоваться правом, предусмотренным ст. 33 Конституции РФ, а в ряде случаев не сможет выполнять свои трудовые функции.

Повторим, на сегодня данный НПА не принят, но как показывает практика, его постараются принять в неизменном виде. На портале regulation.gov.ru до 3 июля принимается критика проекта. Свои замечания и предложения можно посылать на майл e.petrakova@digital.gov.ru Елизавете Александровне. ОУЗС постарается в течение пары дней подготовить тезисы о недопустимости принятия НПА в текущем виде.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Биометрия # Электронный концлагерь # Тотальный контроль
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: