РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ : ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

#
Анна Викторовна Швабауэр - кандидат юридических наук
0

А.В. Швабауэр, к.ю.н. (доклад и рекомендации, для первого Всероссийского Семейного форума, 28.09.24).

Мы видим некоторые положительные изменения в сфере образования, о которых просемейная общественность давно просила. Например:

(А) Согласно проекту приказа Минпроса предлагается убрать из образовательной программы школьников термины «гендерный», «толерантность» с заменой на понятные и нейтральные формулировки. Крайне важная инициатива, которая имеет значение не только терминологической чистки. Это сигнал важный в идеологическом смысле, поскольку исключаемые понятия лежат в основе экстремистской лгбт-повестки.

(Б) Летом 2024 г. отменено Распоряжение Минпросвещения России от 22.06.2023 N Р-139 "Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности исполнительных органов субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования".

Из мониторинга исключены многие показатели, направленные на тотальную оцифровку образования, такие как доля школ использующих цифровую образовательную среду (ЦОС), доля учащихся с цифровым профилем, с цифровой траекторией развития, доля заданий в электронной форме для учащихся, проверяемых автоматизированно.

Принят новый мотивирующий мониторинг (Распоряжение Минпросвещения России от 16.07.2024 N Р-127). Из цифровой темы осталась доля государственных услуг и функций в сфере образования, переведенных в электронный вид. Эти изменения - тоже положительный сигнал, но конечно рано праздновать победу. Во-первых, мы имеем более десятка актуальных действующих нормативных актов и проектов/планов, в т.ч. недавно принятых, направленных на тотальную цифровизацию (не только образования), и их воздействие наблюдаем в практике. Во-вторых, в новом мониторинге есть негативные моменты, в том числе направленные на дальнейшую цифровую трансформацию образования. В частности, предусмотрен показатель - доля школ, прошедших самодиагностику в рамках проекта "Школа Минпросвещения России". Там есть крайне негативные моменты, в т.ч. связанные с оцифровкой (см. ниже).

В общем, политика в области образования на сегодня является непоследовательной.

Рассмотрим некоторые проблемы образования на текущий момент.

В результате реформ образования последних десятилетий мы получили следующие проблемы, на которые массово обращают внимание родители и эксперты:

 (1) Крайне низкое качество образовательных программ и учебного материала в учебных пособиях.

- В современных учебниках материал подается зачастую бессистемно, хаотично, без соблюдения ключевых принципов дидактики. Правила в учебниках часто не приводятся в принципе либо «размазаны» по всему тексту параграфа так, что ответить на вопрос о сути правила ребенок после прочтения текста не может.

Отсутствует нормальное закрепление материала, предмет изучается «галопом». В связи с низким качеством программ и учебников образование требует привлечения платных репетиторов начиная с первых классов школы.

- Начиная с младших классов задания в учебниках отправляют детей искать информацию и ответы на вопросы в Интернете, причем по всем предметам.

Это нивелирует ценность педагогической работы, учебников и школы как таковой. Дети при таком подходе переводятся по сути на самообуч на базе помойки Интернета, родители вынуждены ночами помогать с поиском и распечаткой нужной информации.

Необходимо обеспечить должную систематизацию образовательных программ, качественную переработку учебных пособий с учетом классических правил дидактики, уровня психо-физиологического развития детей, соответствие заданий проверочных работ и любых аттестаций учебным программам.

(2) Нехватка бумажных учебников. В итоге происходит регулярная отправка детей к «электронным образовательным ресурсам» (ЭОР). Много справедливо говорилось о необходимости единых учебников, а ЭОР у нас легализовано несколько сотен, что неприемлемо. И важно законодательно исключить приравнивание ЭОР и бумажных учебников. ЭОР могут только в помощь желающим и не должны требовать никаких обязательных регистраций в ГИС, РИС и т.п.

(3) Тестовые системы. Измерение человека тестами и шкалами используется все более активно в системе образования. Такое измерение и формально-тестовый подход не должно иметь превалирующего значения как сегодня. Когда не ход мысли ученика, не его мышление, оцененное человеком, а количество баллов за тест, который еще и проверит компьютер или количество регистраций или кликов может оказать решающее влияние на судьбу школы/ученика.

(3.1.) Тестовые системы проверки знаний, включая ОГЭ (Основной государственный экзамен), ЕГЭ (Единый государственный экзамен), ВПР (Всероссийские проверочные работы).

а) Тестовые системы проверки, которые в настоящее время являются общим правилом и используются в школах начиная с первого класса, исключают полноценное формирование речи и аналитических способностей детей, не позволяют развивать навык давать развернутые ответы на вопросы, лишает возможности творческого мышления, загоняя его всегда в рамки заранее данных вариантов ответа.

б) Тесты для проверки детей, часто не совпадают с содержанием учебного материала, что влечет искусственное снижение успеваемости детей в связи с тем, что даже отлично зная материал по учебным пособиям, они сталкиваются с заданиями, абсолютно не освещенными в их пособиях. Помимо несправедливости оценок такая система невротизирует детей, подталкивает их к негативной оценке учителей, лишает мотивации.

в) ВПР, ОГЭ, ЕГЭ разрушают образовательный процесс, несут большую ненужную нагрузку и являются неоправданным стрессом для учителей, учащихся и родителей.

Аналогичные проблемы имеются абсолютно по всем предметам, проверяемым на ВПР, которая является отчетностью для чиновников, деструктивно влияющей на обучение детей.

Необходимо отказаться от ЕГЭ, ОГЭ, ВПР; разделить экзамены в школе и в ВУЗ; восстановить традиционные экзамены в школе; исключить тестовые системы проверки знаний детей.

Содержание всех контрольных и экзаменов должно строго соответствовать содержанию материала, изучаемого в школе. (Более подробно позиция ОУЗС по экзаменам тут: https://ouzs.ru/news/pozitsiya-i-predlozheniya-obshchestvennogo-upolnomochennogo-po-zashchite-semi-po-voprosu-ege-oge-vpr/ )

(3.2) Самодиагностика школ по проекту «Школа Минпросвещения» как деструктивный инструмент.

- Тестовая система самодиагностики школ по проекту «Школа Минпросвещения» имеет такое же на них негативное влияние как ЕГЭ на обучение детей в целом. Согласно документу школа должна набрать определенное количество баллов, чтобы котироваться как «хорошая школа».

Анализ документа показывает оторванность его авторов от школьных реалий, непонимание истинных целей работы педагогов, нацеленность на дальнейший перевод школы в цифру.

В результате внедрения тестовых подходов к работе школы, получаем негативную оценку школы (мало баллов) там, где для этого нет никаких оснований, ибо такова проблема тестово-балльного подхода.

Согласно документу Минпроса к минусам относится то, что отсутствует в ряде школ, но не должно быть критерием для плохой оценки. Несколько примеров.

 

8.4. Использование федеральной государственной информационной системы «Моя школа», в том числе верифицированного цифрового образовательного контента, при реализации основных общеобразовательных программ

(«критический» показатель)

не используется

0

100% педагогических работников зарегистрированы на платформе ФГИС «Моя школа»

1

не менее 30% педагогических работников используют сервисы и подсистему

«Библиотека ЦОК» ФГИС «Моя школа»

2

не менее 95% педагогических работников используют сервисы и подсистему «Библиотека ЦОК» ФГИС

«Моя школа»

3

 

8.5. Использование информационно-коммуникационной

образовательной платформы

«Сферум»

(«критический» показатель)

отсутствие регистрации образовательной организации

0

наличие регистрации образовательной организации на платформе и созданной структуры образовательной организации

1

не менее 95% обучающихся и педагогов зарегистрированы на платформе «Сферум»

2

100% педагогических работников включены в сетевые профессиональные сообщества по обмену педагогическим опытом и активно используют платформу «Сферум»

3

 

1.17. Сетевая форма реализации общеобразовательных программ (наличие договора(ов) о сетевой форме реализации общеобразовательных программ; наличие общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме)

не осуществляется сетевая форма реализации

общеобразовательных программ

 

0

осуществляется сетевая форма реализации

общеобразовательных программ

1

 

1.18. Реализация программы (плана) мероприятий по обеспечению доступности и качества образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью (или развития инклюзивного образования и т. п.)

отсутствие или в процессе разработки

0

разработана, готовы приступить к реализации

1

реализация в течение 1 года и менее

2

реализация в течение 2 и более лет

3

 

3.6. Сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных программ (организации культуры и искусств, технопарки «Кванториум», мобильные технопарки «Кванториум», Дома научной коллаборации, центры «IT-куб», «Точка роста», экостанции, ведущие предприятия региона, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего

образования и др.)

отсутствие

0

сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных программ с 1 организацией

1

сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных программ с 2 и более организациями

2

1 балл победители ВсОШ муниципальный уровень, 2 балла победители регионального уровня ВсОШ, 3 балла победители заключительного этапа ВсОШ (кстати, баллы не суммируются) и 1 балл регистрация в Сферуме. Такую оценку мог придумать только тот, кто никогда сам в школе не работал.

А разве можно сравнивать школы? У всех школ разный кадровый потенциал, в науке много понятий (категорий) которые не обладают свойством сравнения. Разве можно больше баллов начислить за то, что школа больше работает с детьми с ОВЗ, чем с олимпиадниками и т.д.? Это несравнимые объекты деятельности, нельзя оценить баллами.

Это все равно, что давать баллы учителям в зависимости от их роста.

Необходимо отказаться от такого показателя мониторинга как Самодиагностика школ по проекту «Школа Минпросвещения».

В целом авторитет учителей подорван, в том числе чрезмерным увлечением реализацией «прав детей» (разделы учебников «о правах детей» мы видим с началки, напр., в рамках Окружающего мира, который в принципе как НЕ предмет надо исключать из началки и заменить природоведением). Это ведет к росту случаев аморального поведения учащихся, оказывает негативное влияние на образовательный процесс.

Необходимо восстановить авторитет учителей, обеспечить достойные условия их труда, закрепить права учителей применять разумные меры наказания по отношению к детям, нарушающим дисциплину и нормы нравственности.

- Вследствие введения рейтингово-тестовой оценки школ педагоги вынужденно начинают относиться к работе с детьми более формально. Бесконечные сборы ПД и регистрации на платформах; то Сферум, то Билет в будущее, то Движперы, то уроки цифры, то диктанты здоровья, то психотесты, то антинаркотические тесты, еще и с фактической заменой предметного урока, что недопустимо. Тем самым у педагогов отнимают время от живого общения, от живой работы с детьми — самого ценного в школе.

Необходимо полностью исключить отвлечение педагогов от работы с детьми в рамках своих предметов и как классных руководителей.

         (4) Активное вовлечение Минпросветом детей в «ВКонтакте»/Сферум и иные социальные сети, где фактически отсутствует модерация деструктивного и асоциального контента — угроза образованию и психическому и духовному развитию детей.

Школы иногда без согласования с родителями учащихся регистрируют детей на цифровых платформах или угрозами принуждают родителей к регистрации детей и использованию цифровых платформ (МЭШ, РЭШ, Сферум и др.) для выполнения заданий.

            Погружение детей в Интернет, в виртуальный мир доказано причиняет вред их развитию, провоцирует погружение в группы насильственной, суициальной и прочей низкопробной направленности. В таких группах происходит переформатирование детей, навязывание им опасных установок, которые среди прочего становятся причинами массовых расстрелов в школах (оба убийцы – и в Казани и в Перми- , по словам их близких, были погружены в виртуальный мир).

            Необходимо запретить эксплуатировать любые соцсети для образовательного процесса.

            Необходимо принять закон о внесудебной блокировке порнографии в поисковиках. На текущий момент формулировки закона таковы, что под видом критического отношения к порнографии исключают возможность зачистки от нее Интернета.

            (5) Нагрузка на детей, внеурочная деятельность.

            Неадекватный объем нагрузки на детей, связанный в том числе с некачественностью программ и учебников, (вынуждающих постоянно искать информацию в Интернете) — одна из самых распространенных жалоб. Помимо нагрузки по программе в школах навязывается нередко в качестве добровольно-принудительной активности внеурочная деятельности от 5 до 10 часов в неделю, причем даже в начальной школе. К тому же за последние три года мы получили как бы «обязательных», но грубо нарушающих СанПин - еще два часа нагрузки (РОВ, начиная с первых классов, Профориентация — с 6-х).

            РОВ, Профориентация, Семьеведение... - каждый год доп.нагрузка, причем, связанная, как правило, с просмотром видео-роликов и презентаций. «Воспитание патриотизма» через перегрузку детей даст обратный эффект. Учить духовным ценностям надо в первую очередь через качественное предметное обучение.

Из документа «Самодиагностика школ»:

1.14. Реализация рабочих программ курсов внеурочной деятельности, в том числе курса «Разговоры о важном»

(«критический» показатель)

обучающимся обеспечено менее 3 часов еженедельных занятий внеурочной деятельностью

0

обучающимся обеспечено 3‒4 часа еженедельных занятий внеурочной деятельностью

1

обучающимся обеспечено не менее 5‒9 часов еженедельных занятий внеурочной деятельностью

2

обучающимся обеспечено 10 часов еженедельных занятий

внеурочной деятельностью

 

3

В результате отнимается время и от нормального выполнения домашних заданий и от реализации способностей в спорте, музыке и др.сферах допобразования, а дети перегружены информацией, которую они плохо воспринимают, поскольку в силу возраста такая школьная загрузка для них неадекватна и по существу является нарушением СанПинов.

Дети уже 5 класс в некоторые дни сидят по 7 уроков в школе, 8х классов — по 8 уроков (с 8 до 16!). А потом еще ДЗ до 3-4 часов. У детей постоянный недосып. Это вредит здоровью детей.

Необходимо внести недвусмысленные поправки в законодательство и направить в школы четкие указания о том, что внеурочная деятельность (ВКЛЮЧАЯ РОВ, ПРОФОРИЕНТАЦИЮ И ДР.) является исключительно добровольной для детей активностью (вне зависимости от занятости в кружках и секциях по выбору родителей вне школы), обязать школы уведомлять об этом родителей, отмечая, что отказ от внеурочной деятельности не влечет никаких санкций.

         (6) Сбор персональных данных учащихся в централизованные цифровые системы ставится как условие доступа к образованию.

         (6.1.) Отсутствие возможности зачисления в образовательную организацию в обход слива персональных данных детей / родителей в цифровые системы.

На примере Москвы. Родителям говорят, что зачисление в школу без регистрации на мос.ру невозможно. Несмотря на то, что формально на федеральном уровне есть Приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 N 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", который позволяет подать «Заявление о приеме на обучение … лично в общеобразовательную организацию», в Москве приняты следующие документы:

- Приказ ДОгМ от 17.12.2015 N 3558 (ред. от 06.05.2022) "Об утверждении Примерных правил приема граждан в образовательные организации", в котором прямо на это указано.

- Распоряжение ДОНМ от 15.04.2021 N 87р "О ведении личных дел обучающихся в электронном виде", согласно которому 1.2. Личное дело обучающегося ведется исключительно в электронном виде в подсистеме АИС "Зачисление в ОУ" Комплексной информационной системы "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" (далее - подсистема АИС "Зачисление в ОУ").

В Москве имеет место массированный переход к исключительно электронной форме госуслуг без наличия альтернативы. По нашей просьбе был сделан запрос сенатора, и вот какой ответ пришел от властей Москвы:

ФЗ от 27.12.2019 N 472-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Закон «О статусе столицы», которым органы госвласти Москвы наделены следующим полномочием: «определяют перечень государственных услуг города Москвы, предоставление которых, ... осуществляется исключительно в электронной форме».

ПФЗ шел под соусом необходимости обеспечить единообразные требования закона к порядку прохождения админ. процедур для реализации строительных проектов.

Между тем, напомним, что по ст. 33 Конституции граждане имеют право обращаться в органы власти ЛИЧНО. Поэтому вышеозначенный закон должен быть отменен. 

По сути сейчас ни получить аттестат об окончании школы, ни поступить в ВУЗ без регистрации с гос. информационной системе (ГИС) и без идентификации ребенка номером СНИЛС невозможно. Списки поступивших в ВУЗ теперь публикуют как номера СНИЛС, а не ФИО. Нет номера- нет человека. Это в стране, некогда победившей фашизм.

Зачисление в школы, учет успеваемости, регистрация в федеральной ГИС для сдачи аттестаций, автоматизированная обработка перс. данных должны быть электронными только по желанию родителей при наличии ПОЛНОЦЕННОЙ альтернативы с наказанием за нарушение альтернативы.

Идентификация человека номером СНИЛС вообще должна быть исключена как унижение человеческого достоинства.

(6.2.) Электронные дневники как способ дезорганизации деятельности учащегося.

Что касается учета успеваемости (ведения дневников, журналов), то видим ответы в ряде регионов в таком ключе: «Минпрос не допускает ведения двух видов дневников, школа сама выбирает форму ведения контроля успеваемости, для автоматизированной ОПД ваше согласие не нужно, поскольку школа (оператор) выполняет свои функции, поэтому получите эл. дневник».

С таким подходом невозможно согласиться.

Во-первых, ничего лучше бумажного дневника не организует и не мотивирует детей.

Лишь бумажный дневник является документом ребенка, который прививает дисциплину и ответственность, мотивирует зрительно, не требует траты уймы времени на просьбы к родителям выяснить ДЗ либо на личное погружение ребенка в Интернет для поиска ДЗ (сопряженное с рисками попадания на деструктивную информацию, которой Интернет переполнен). Эл. Дневник регулярно выдает ошибки, подмены оценок и создает по совокупности условия для недовольства организацией учебного процесса. Ведение бумажных дневников должно быть обязательно в силу закона, также как и ведение бумажного журнала.

Во-вторых, чисто с юрид. точки зрения в самом ФЗ об образовании ничего не сказано о возможности исключительно эл. формы учета успеваемости, при этом граждане имеют право выбора формы госуслуг, если иное прямо не установлено ФЗ. Кроме того, учет успеваемости должна вести ШКОЛА, а в случае с эл. дневником в дело вступает третье лицо.

(6.3) Недоступность олимпиад по физ-мат и хим-био направлению для тех, кто не желает проходить бессмысленные олимпиады (школьный этап) на компьютере и сливать ПД в цифровые системы. Произошел перехват школьного этапа частным фондом «Талант и успех». Это девальвация, профанация школьного этапа и дискриминация для тех, кто не желает участвовать в этом.

(7) Разрушение системы дополнительного образования, включая планы по спорту, в России.

В России происходит планомерное внедрение системы ПФДО (персонифицированное финансирование дополнительного образования). Согласно новациям для получения допобразования родитель должен оформить на ребенка цифровой сертификат, на котором имеется определенная сумма денег, и который может быть использован для записи ребенка на секцию допобразования исключительно через электронную систему «Навигатор».

Использование сертификата возможно, как правило, только в отношении одного кружка и на ограниченную сумму, которая не покрывает объема занятий, необходимого для качественного освоения программы. Такой подход лишает детей возможности за бюджетные средства получать разностороннее дополнительное образование. В результате дополнительное образование превращается в платное и происходит дискриминация детей по имущественному признаку. Проект ПФДО не способствует обеспечению полезной занятости детей, их защите от асоциальных увлечений, провоцирует погружение детей в деструктивные группы в интернете, стимулируя преступность. Незанятые дети во время отсутствия в связи с работой родителей ставятся в условия, провоцирующие общественно -опасные последствия.

Проект ПФДО приводит к уничтожению доп. образования.

Зачисление в организации дополнительного образования должно оставаться по бумажному заявлению и без «оптимизации» образовательных программ (сокращения часов).

Необходимо обеспечить полноценное бесплатное допобразование для детей в шаговой доступности, связанное с занятостью детей в реальной, общественно-полезной активности.

Планы оцифровки спорта (включая создание цифровых паспортов спортсменов с полным отслеживанием их деятельности, планируемая установка камер во всех спортзалах, планируемое автоматизированное управление ПД спортсменов, создание 300 центров с кибер как бы спортом) - все это риски разрушения спортивной сферы до основания.

Предложения в рекомендации первого Всероссийского семейного форума с конкретными формулировками требуемых изменений, в т.ч. по законодательству, направляем организаторам Форума.

_________________________

Предложения для рекомендаций Форума (секция по образованию):

1. Провести с участием представителей органов власти широкое общественно-экспертное обсуждение проблем в образовании, нацпроекта «Образование», ФГОСов с целью внесения изменений для исключения деструктивных норм, негативно влияющих на образовательный процесс, для возрождения классических подходов в образовании и в целях разработки Основ государственной политики в области образовании, соответствующих Стратегии национальной безопасности (утв. Указом Президента № 400 от 02.07.21г.) и Основам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей (утв. Указом Президента № 809 от 09.11.22г).

2. Закрепить в ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также — ФЗ № 273-ФЗ) понятие и гарантии очного обучения в традиционной форме в полном объеме для исключения его подмены электронным обучением и (или) и дистанционными образовательными технологиями.

В указанных целях рассмотреть возможность дополнения части 2 статьи 17 ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предложением либо примечанием следующего содержания: «Очная форма обучения предусматривает непосредственное взаимодействие педагогического работника и обучающегося в аудитории образовательной организации без применения электронного обучения и (или) дистанционных технологий». (Это не отменяет возможности демонстрации тех или иных материалов по теме урока. Следует исключить смешение понятий «электронное обучение» и «демонстрация учебного материала»). Корреспондирующие поправки необходимо внести в ст. 16 ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и подзаконные акты, включая Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

3. Необходимо обеспечить научно обоснованную систематизацию образовательных программ, качественную переработку учебных пособий с учетом классических правил дидактики, соответствие заданий проверочных работ и любых аттестаций учебным программам.

4. Необходимо разделить школьные экзамены и вступительные экзамены в ВУЗ, отказаться от ЕГЭ, ОГЭ, ВПР; восстановить традиционные экзамены в школе; исключить тестовые системы проверки знаний детей в школе. Подробные рекомендации ОУЗС по экзаменам тут https://ouzs.ru/news/pozitsiya-i-predlozheniya-obshchestvennogo-upolnomochennogo-po-zashchite-semi-po-voprosu-ege-oge-vpr/

5. Законодательно обеспечить для учащихся возможность сдачи всех аттестаций, экзаменов, участия во всех этапах Всероссийской олимпиады школьников в традиционном формате без использования Интернета, компьютеров.

Исключением может быть информатика в той части, в которой проведение олимпиады невозможно на бумажных носителях.

Запретить сдачу экзаменов в школе/ВУЗе «компьютеру» (так сейчас принимается в школе, например, «иностранный язык») как антинаучный, откровенно вредительский подход к взаимодействию с аттестуемыми, результирующий в большом количестве ошибок оценивания и в высоком уровне стресса у учащихся.

Принципиально исключить «тестовые» компьютеризированные подходы к сдаче экзаменов в школе/ВУЗах.

6. Прямо обеспечить право граждан при получении образования отказаться от электронного обучения или дистанционных образовательных технологий, в том числе в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и внести в указанных целях поправки в ч. 17 ст. 108 ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Поправки в указанную норму, легализовавшие летом 2020 г. «дистант» для режима «повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», были приняты во втором-третьем чтении с нарушением концепции законопроекта, принятого в первом чтении.

7. Признать утратившими силу поправки, внесенные Федеральным законом от 30.12.2021 г. № 472-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“» (см. ПФЗ № 1150148-7), которые (1) фактически легализуют электронные ресурсы в качестве равных традиционным бумажным учебникам (поправки в ст. 18 ФЗ № 273-ФЗ) и (2) обязывают все школы создавать цифровую среду для обработки персональных данных детей в информационных системах без учета воли граждан по вопросу указанной обработки и с высоким риском блокировки права граждан на традиционную форму госуслуг в образовании (поправки в ст. 16 ФЗ № 273-ФЗ).

Данный закон подписан в декабре 2021 г., не прошел общественного обсуждения, не обоснован на экспертном уровне. Поправки были приняты во втором-третьем чтении с нарушением концепции законопроекта, принятого в первом чтении.

8. Признать утратившим силу Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 г. № 1241 «О федеральной государственной информационной системе "Моя школа" и внесении изменения в подпункт "а" пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» как системы типа «Контингент учащихся», на закон в отношении которой было наложено вето Президента.

9. Запретить федеральным законом формирование базы с цифровыми профилями / портфолио учащихся как системы типа «Контингент учащихся», на закон в отношении которой было наложено вето Президента и как механизма, провоцирующего переход к антиконституционному социальному рейтингу. С учетом этого внести поправки в подзаконные нормативные акты. В частности, внести изменения во ФГОСы в целях установления запрета на сбор «электронного (цифрового) портфолио» детей, предотвращения продвижения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в государственном образовании.

10. Принять законодательные меры, прямо запрещающие регистрацию детей в любых интернет-порталах, социальных сетях, цифровых (в т.ч. государственных) информационных системах без письменного информированного добровольного согласия родителей (законных представителей) и предусматривающие санкции к лицам, принуждающим родителей к такой регистрации либо регистрирующим детей без согласия родителей (законных представителей).

Запретить использование социальных сетей в образовании. Прекратить внедрение Сферума (и подобных Интернет-площадок) в образовании как системы, негативно влияющей на развитие и обучение учащихся

11. Внести поправки в ФЗ «Об образовании в РФ», прямо гарантирующие детям бумажные учебники по всем предметам школьной программы, поскольку в настоящее время такой гарантии нет.

12. Отменить самодиагностику школ по проекту «Школа Минпросвещения» как инструмент, оказывающий негативное влияние на работу школ и педагогов.

13. Исключить направление детей (в т.ч. через задания в учебниках) в Интернет для выполнения домашних заданий по школьной программе.

14. С учетом больших рисков для здоровья и развития детей, научно доказанного вреда от компьютерных игр, развития у детей игровой зависимости необходимо исключить «киберспорт» из перечня видов спорта, Минпросвещения расторгнуть соглашение с Федерацией компьютерного спорта России по внедрению киберспорта в школах и прекратить его продвижение среди детей любыми методами. Исключить «киберспорт» из образовательных программ, с этой целью внести изменения в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 г. № 171
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования».

15. Запретить автоматизированную проверку знаний учащихся. Проверка должна осуществляться живыми учителями, имеющими соответствующую подготовку и квалификацию. Исключить премирование педагогов за использование цифровых заданий (МЭШ и тп).

16. Сократить допустимое время использования детьми электронных средств обучения (далее — ЭСО) по санитарным нормам и правилам и более жестко прописать условия использования ЭСО (в т.ч. предел «непрерывного» времени использования для всех классов) в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2) и в СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28), поскольку нормативные изменения, существенно увеличившие в СанПинах допустимое время применения ЭСО не основаны на научных данных.

(Например, по новым СанПинам в 4 (!) раза выросло общее допустимое время использования интерактивной доски для старших классов: раньше было 30 минут[1], теперь стало 120 минут. Если раньше работа с компьютером для 1-4 классов была рекомендована только на одном уроке и не более 15 минут[2], то сейчас для 1-2 класса разрешено суммарно — до 40 минут (без рекомендаций по количеству уроков), для 3-4 класса — до 50 минут также без ограничений по количеству уроков, то есть, «норма» выросла примерно в 3 раза).

Проанализировать вопрос о запрете использования интерактивных досок (источников электромагнитного излучения) в обучении детей в связи с рисками негативного влияния их на здоровье и развитие.

При подготовке изменений в санитарные нормы и правила разработчикам изучить научно-практические данные, доказывающие негативное влияние электронных средств обучения на здоровье учащихся и эффективность обучения, см., например, https://ouzs.ru/news/ekspertnaya-otsenka-vliyaniya-tsifrovizatsii-obucheniya-na-zdorove-i-razvitie-uchashchikhsya-/

17. Ввести законодательно обязательное использование учащимися ученических дневников на бумажных носителях как единственно качественного способа обеспечения самоорганизации, самоконтроля и мотивации учащихся, а также бумажных журналов учета успеваемости.

18. Восстановить лучшие традиционные практики подготовки педагогов и методики преподавания, подготовить качественные методические материалы для учителей, основанные на классических принципах дидактики.

Исключить принуждение к «онлайн»-повышению квалификации педагогами, к регистрации в цифровых порталах в т.ч. для создания программ по учебным предметам.

На текущий момент имеет место цифровой контроль, убивающий возможности качественного повышения квалификации педагогами, их живого общения с методистами. В ФЗ «Об образовании в РФ» необходимо закрепить, как минимум, право учителя самостоятельно выбирать форму прохождения курсов повышения квалификации: у живого методиста или через платформу. Конструктор рабочих программ может быть лишь помощью учителю, но не должен влечь принудительной регистрации, с присвоением кодов и т.п.

19. Признать утратившими силу следующие национальные стандарты РФ, утвержденные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии:

А) Технологии искусственного интеллекта в образовании. Общие положения и терминология.

Б) Образовательные продукты с алгоритмами искусственного интеллекта для адаптивного обучения в общем образовании. Технические требования.

В) Системы искусственного интеллекта. Типовые требования к контрольным выборкам исходных данных для испытания систем искусственного интеллекта в образовании.

20. Признать утратившим силу Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 г. № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий», (согласно которому искусственный интеллект обеспечит логистику персонализированного учебного расписания, производство «цифровых двойников» действий учащегося, «симуляцию поведения учителя»).

21. Отменить подзаконные акты (нормы в указанных актах), предполагающие массовую цифровизацию в сфере образования, как актов (норм), не имеющих должного научного обоснования для реализации в образовательном процессе, в частности, исключить из Приказа Минцифры России от 18.11.2020 г. № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация» следующие планы:

- о том, что «доля учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля» на платформе цифровой образовательной среды к 2030 году составит 100%» (п. 4.1. Приложения N 1 к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления"; п. 4.1 Приложения N 2 к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления"; п. 4.1. Приложения к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" для субъекта Российской Федерации),

- о том, что «доля учащихся, которым предложены рекомендации по повышению качества обучения и формированию индивидуальных траекторий с использованием данных цифрового портфолио учащегося» к 2030 году составит 80% (п. 4.2 Приложения N 1 к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления"; п. 4.2. Приложения N 2 к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; п. 4.2. Приложения к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" для субъекта Российской Федерации);

- о том, что «доля заданий в электронной форме для учащихся, проверяемых с использованием технологий автоматизированной проверки» к 2030 году составит 70% (п. 4.5. Приложения N 1 к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления"; п. 4.5. Приложения N 2 к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления; п. 4.5. Приложения к Методике расчета целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" для субъекта Российской Федерации).

22. Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 03.04.2021 г. № 542 «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915» и исключить оценку деятельности чиновников в сфере образования в зависимости от уровня внедрения тех или иных технологий цифровизации образования.

23. Признать утратившим силу Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2023 г. № 2894-р).

24. Признать утратившим силу Приказ Минпросвещения России от 26.08.2022 г. № 771 «Об утверждении методики расчета показателей в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации».

25. Внести поправки в Приказ Рособрнадзора № 660, Минпросвещения России № 306, Минобрнауки России № 448 от 24.04.2023 г. «Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации аккредитационного мониторинга системы образования» с целью исключения доли (объема) цифровизации образования (включая «электронные портфолио» детей) как показателя его «качества».

26. Прекратить внедрение в России системы ПФДО (персонифицированное финансирование дополнительного образования), цифровой базы «Навигатор» и внести соответствующие изменения в Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р.

27. Внести изменения в Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2020 г. № 3081-р) с целью исключения цифровизации как якобы ключевого «вызова» и направления развития сферы спорта. В частности, исключить нормы:

- по формированию электронных паспортов спортсменов (в т.ч. план по «полноценному внедрению системы цифровых паспортов субъектов физической культуры и спорта»)

- планы по созданию единой цифровой базы данных спортсменов с их обширными личными данными (как системы тотального цифрового контроля в спорте, нарушающего конституционные права на неприкосновенность частной жизни спортсменов)

- о «содействии развитию компьютерного спорта»

- о «повышении эффективности ключевых процессов подготовки спортсменов путем внедрения цифровых инструментов и сервисов, обеспечивающих систематизацию и эффективное использование информации о каждом объекте и субъекте сферы физической культуры и спорта»

- о «создании и совершенствовании цифровых систем учета субъектов физической культуры и спорта» и т.п.

Внести соответствующие изменения в «Стратегическое направление в области цифровой трансформации физической культуры и спорта до 2030 г.» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2024 г. № 264-р), в частности, исключить такие планы/нормы, как:

- «формирование электронных паспортов спортсменов и повышение за счет их формирования эффективности системы отбора талантливых спортсменов»

- «Технологии искусственного интеллекта будут использованы при создании электронного паспорта спортсмена - проект "Перевод сбора Министерством спорта Российской Федерации данных в области физической культуры и спорта в электронный вид, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт", обеспечение предоставления цифровых клиентских сервисов области физической культуры и спорта"»

- формирование «единой цифровой среды, осуществляющей взаимодействие между субъектами физической культуры и спорта на основе применения единых правил, стандартизированных электронных цифровых сервисов, единых форматов и моделей данных в области физической культуры и спорта в целях перевода данных в области физической культуры и спорта в электронный вид».

Исключить из данного «Стратегического направления...» такой показатель как «доля субъектов физической культуры и спорта в Российской Федерации (юридических лиц), интегрированных в единую цифровую среду, в общем количестве таких субъектов».

Цифровая форма «учета» граждан (учащихся, спортсменов) и их личных данных в любой, в т.ч. в образовательной/спортивной сфере, должна быть исключительно добровольной, без какой-либо дискриминации за отказ от нее и с санкциями за принуждение к ней.

28. Обеспечить на законодательном уровне право граждан на традиционные (нецифровые) формы взаимодействия с органами власти, организациями в сфере образования (в т.ч. допобразования, спорта), предусмотрев санкции за нарушение прав граждан в случае их отказа от автоматизированной обработки персональных данных либо от применения идентификаторов, используемых для автоматизированной обработки данных. В частности:

- внести поправки в ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», гарантирующие право всех граждан РФ получать госуслуги по их выбору в традиционной (неэлектронной) форме без дискриминации за использование указанной формы, а также исключающие проактивную форму оказания госуслуг (предполагающую отслеживание жизнедеятельности граждан без их согласия).

- отменить поправки, внесенные Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 472-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», которые наделили органы власти Москвы правом самостоятельно определять перечень государственных услуг Москвы, предоставление которых осуществляется исключительно в электронной форме (что, в частности, лишило жителей Москвы права выбора формы госуслуг при зачислении детей в образовательные организации).

29. Исключить из правовых актов региональных органов власти нормы, принуждающие к электронной форме госуслуг и/или к исключительно цифровой форме документов/взаимодействия в образовании (в частности, нормы Распоряжения Департамента образования и науки Москвы от 15.04.2021 г. № 87р «О ведении личных дел обучающихся в электронном виде» об «исключительно электронной форме личных дел» учащихся).

30. Принять закон, направленный на внесудебную блокировку порнографии в Интернете. Для указанных целей, в частности, необходимо ввести обязанность владельцев сайтов, операторов социальных сетей блокировать порнографию незамедлительно с момента появления такого контента с суровой санкцией за неисполнение указанной обязанности. Для этого требуются изменения КоАП и Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в частности, следует дополнить ч. 4 ст. 10.6 ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ссылкой не только на пункт 5, но и пункт 1 части 1).

31. Отменить поправки, внесенные Федеральным законом РФ от 01.04.2019 г. № 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с целью прекращения идентификации граждан по единому номеру СНИЛС для получения государственных услуг. Принять соответствующие изменения в связанные нормативные акты.


[1]      См. отмененный СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189).

[2] СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным гос. санитарным врачом РФ 30.05.2003 г.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Первый Семейный Форум # Образование
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: