Ниже приведен комментарий учителя к тому, как на сегодня оцениваются знания детей по математике. Из таких деталей складывается общая мрачная картина с сегодняшней системой образования в России, которой срочно нужен грамотный хирург.
«Реальное качество образования школьников не изучается, все создано только для удобства статистической отчетности, контроля Рособрнадзором. Те кто создают одни документы, не читают связные другие.
Сейчас много говорят, что нужно возрождать математическое образование для развития инженерной школы в России. Однако посмотрим, как по нормативному документу Приказ Минпросвещения России от 05.10.2020 N 546 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов" выставляется отметка в аттестат 9 класса :
«В случае если в учебном плане образовательной организации указаны учебные курсы "Алгебра", "Геометрия" и "Вероятность и статистика", то в графе "Наименование учебных предметов" указывается учебный предмет "Математика", а итоговая отметка за 9 класс по указанному учебному предмету определяется как среднее арифметическое годовых отметок по учебным курсам "Алгебра", "Геометрия", "Вероятность и статистика" и экзаменационной отметки выпускника»
А теперь пример отметок за год: алгебра – 3, геометрия – 3, вероятность и статистика – 4 (более узкое содержание курса даже с позиции отведенных на курс часов - 1 час в неделю), экзамен ОГЭ – 4 (ученик списал, такое бывает и на ОГЭ, или получил 4 по нижней границе четверки) и получается среднее арифметическое (3+3+4+4)/4=3,5 по правилам округления в аттестат школа обязана поставить 4, при этом ученик может плохо знать два глобальных предмета и алгебру и геометрию, уж какая тут подготовка к инженерному образованию.
Вопрос прост: а почему нельзя поставить отметки по трем отдельным курсам в аттестат? Все упирается в ОГЭ по математике, не удобно для статистической отчетности.
Учителя, чтобы хоть как-то убрать «среднюю температуру по больнице» задали вопрос (см. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В 2024/2025 УЧЕБНОМ ГОДУ).
«Вопрос: Изучение предмета «Математика» в 7–9 классах делится на три курса. Может ли школа в электронном журнале объединить эти три курса в один предмет «Математика» или обязательно разделять его на «Алгебру», 11 «Геометрию» и «Вероятность и статистику», ведь в аттестат идёт одна оценка – за «Математику»?
Ответ: Образовательная организация составляет основную образовательную программу в соответствии с ФОП ООО, согласно которой учебный предмет «Математика» изучается в рамках трёх самостоятельных курсов. Это не противоречит тому, что экзамен сдаётся по математике, а в аттестат выставляется средняя отметка по трём курсам.».
В приказе 546 по аттестатам указано, «в случае если в учебном плане образовательной организации указаны учебные курсы "Алгебра", "Геометрия" и "Вероятность и статистика" …», а по ФОП ООО по-другому нельзя, то в аттестат выставляется только средняя отметка. Но она не отражает реальные знания по предметам, не отражает реальное качество образования по математике.
И еще замечание, тот кто составлял информационно-методическое письмо, не читал приказ 546, в котором сказано, что средняя отметка выводится не по трем курсам, еще учитывается отметка за экзамен ОГЭ по математике, его форма в большей степени удобна для контроля статистики, нежели отражает реальные знания предметов алгебра, геометрия.
Еще более нелепо выставляется отметка в 11 классе по математике (приказ 546):
«Итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых (четвертных, триместровых) и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления. В случае если в учебном плане образовательной организации указаны учебные курсы "Алгебра и начала математического анализа", "Геометрия" и "Вероятность и статистика" [а по-другому – нельзя], то в графе "Наименование учебных предметов" указывается учебный предмет "Математика", а итоговая отметка за 11 класс по указанному учебному предмету определяется как среднее арифметическое годовых отметок по учебным курсам "Алгебра и начала математического анализа", "Геометрия" и "Вероятность и статистика".»
Уж какой тут прорыв в инженерном образовании в массовой школе, сплошное округление для удобства статистики.
Раньше в 9 классе экзамен сдавался по алгебре обязательно и оценка экзамена могла повысить отметку по предмету (курсу) алгебра; по геометрии в аттестат выставлялась годовая отметка, а если ученик выбрал экзамен по геометрии, то отметка экзаменационная могла повысить отметку по геометрии в аттестат.
Про содержание методического письма, про рекомендации по углубленному изучению математики это отдельный вопрос, там по оглавлению большая часть – это цифровизация. Вопрос только один и главный, а где широкое обсуждение изменений в математическом образовании, почему нет привлечения мэтров математической школы России (их остается все меньше, но они выступали на последнем Всероссийском съезде учителей и преподавателей математики, ноябрь 2023), привлечения преподавателей математических школ, почему так быстро принимаются решения в узком кругу (кстати, это тоже прозвучало на последнем математическом съезде).».
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: