Продолжаем непростую переписку с Минпросветом (а также подключаем к ней Рособрнадзор) по очень важной теме – проблеме перехода школьников в 10-й класс и получения среднего образования по универсальному профилю, в соответствии с реализацией права каждого гражданина России на бесплатное основное среднее образование, прописанное в профильном 273-ФЗ. Вопрос крайне актуален, потому что на практике сегодня многие школы после 9 класса переходят к набору в профильные 10-11 классы, на конкурсной основе. А «универсальные» классы в средней школе просто отказываются организовывать. В результате выпускник 9 класса после сдачи ГИА приказом директора отчисляется из школы, и, если он не выбрал профильный 10-й класс/не готов проходить конкурс для перевода в него, – он лишается законного права на основное среднее образование.
В середине июля ОУЗС задавал министру просвещения Кравцову конкретные вопросы по теме, а 8 августа мы получили неутешительный ответ (№ 03-ПГ-МП-36684) из ведомства. Позиция Минпросвета такова:
- Прохождение ГИА и получение аттестата об основном общем образовании является признаком прекращения образовательных отношений с образовательной организацией и основанием для отчисления ребенка из школы по указанному признаку.
- Прием в 10 класс оформляется заявлением о приеме в образовательную организацию с прохождением всех соответствующих процедур и предоставлением всех требуемых документов вне зависимости от того, что ребенок обучался в указанной школе все 9 лет обучения, и что именно эта школа выдала ему аттестат об основном общем образовании.
- Все профили обучения (в том числе универсальный профиль) предусматривают обязательное изучение предметов на углубленном уровне. При этом в случае с универсальным профилем обучения комбинация учебных предметов, выбранных для углубленного изучения, может быть индивидуальной (по выбору участников образовательных отношений).
При этом прямого ответа на ключевой вопрос – какой будет дальше судьба выпускника 9-го класса, если он хочет продолжать обучение в 10-м классе своей же школы без всяких конкурсных отборов – мы не получили.
Фактически позиция Минпросвета и школ противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 N 39-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 210-ФЗ в связи с жалобой гражданина И.И. Пикулина", согласно которому:
«освоение образовательной программы среднего общего образования с универсальным профилем не связано с изучением учебных предметов на углубленном уровне и не требует проведения индивидуального отбора обучающихся».
Школы пользуются тем, что в 273-ФЗ, как и в действующем ФГОС среднего общего образования не предусмотрен запрет формировать в общеобразовательных организациях только профильные 10-11 классы без сохранения возможности обучающихся продолжить обучение без углубленного изучения отдельных учебных предметов.
Однако исходя из позиции КС РФ, из требования конституционного равенства права на образование для всех и ключевой ст. 5 273-ФЗ, у органов госвласти субъектов РФ и ОМС (учредителей школ) возникает обязанность гарантировать получение общедоступного среднего общего образования, предопределяющего, в конечном счете, важнейшие начала равенства стартовых возможностей свободного развития каждого человека.
Несмотря на свободу образовательных организаций утверждать образовательные программы и учебные планы – все это должно осуществляться так, чтобы не были ущемлены интересы несовершеннолетних детей, желающих продолжить обучение в 10 классе.
Поэтому нас никак не может удовлетворить ответ Минпросвета, из которого следует, что школа вправе вводить профильное обучение, вправе выбирать, реализует она один или несколько профилей в процессе обучения, вправе организовывать индивидуальный отбор обучающихся в классы в соответствии с выбранным профилем. И при этом не уточняется, как данные права образовательных организаций соотносятся с реализацией права на получение среднего общего образования несовершеннолетними детьми.
ОУЗС обратился в Минпросвет за новыми разъяснениями. Основные наши вопросы:
1) на каком основании универсальный профиль обучения, который даже в силу своего наименования является «универсальным» должен «предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области»?
2) где будут учиться дети, которые не склонны к выбору никакого другого профиля обучения, кроме универсального, при том, что школы на практике массово отказываются от организации универсального профиля обучения?
3) где будут учиться дети, не прошедшие по конкурсу в профильные классы, но желающие (а главное - имеющие на это право) продолжить обучение в школе для получения среднего общего образования?
Также мы направили обращение в Рособрнадзор (с приложением ответа Минпросвета), в котором отмечаем, что:
- позиция Минпросвета РФ относительно отсутствия обязанности у школ организовывать обучение детей в универсальном профиле является неприемлемой и подлежит срочной корректировке;
- необходимо принять меры для устранения нарушения прав на получение среднего общего образования образование неопределенного количества несовершеннолетних лиц.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: