Последствия отказа в предоставлении согласия на обработку персональных данных прежде всего в том, что оператор должен будет разъяснить гражданину последствия отказа (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"). Эти последствия различаются в разных ситуациях. Все зависит от того, позволяют ли закон и сама ситуация, в которой данные могут использоваться, обрабатывать их в порядке исключения. Например, если предоставить согласие отказался родитель, мотивируя отказ тем, что данный вид внеурочки его ребенку не нужен, то оператор не сможет обрабатывать ПД и вынужден будет принять полный отказ. Без согласия субъекта (его законного представителя) оператор сможет обрабатывать только такие персональные данные, для обработки которых согласие не нужно (это следует из п. п. 2, 5 ч. 1 ст. 6 и п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона о персональных данных), но это не случай с фондами и доп занятиями, которые не входят в учебный план.
Для отказа в данном случае подойдет простое письменное заявление, например:
"___"________ 20___ г. при _____________ (указать при каких обстоятельствах) мне было предложено дать согласие на обработку персональных данных моего несовершеннолетнего ребенка _____ФИО г.р. в целях ____________.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным.
Настоящим отказываюсь от согласия на обработку персональных данных моего несовершеннолетнего ребенка____ФИО и запрещаю любым образом распространять и публиковать информацию о его (ее) персональных данных.
"___"__________ ____ г. _____ (подпись) / ______ (Ф.И.О.)
Далее читайте теоретическую часть:
Прямо сейчас школьников по всей стране (зачастую – вообще без ведома родителей) регистрируют и подключают к цифровой платформе «Билет в будущее». Этот проект, созданный в партнерстве со Сбером и ВК, заявлен как основа для ранней профориентации детей. Именно с целью его внедрения Минпросвет недавно презентовал внедрение якобы обязательной для всех с 6 класса внеурочки по профориентации. Настало время более внимательно присмотреться к «Билету в будущее», к его основе – индивидуальным образовательным траекториям, которые намерены присвоить каждому школьнику на основе анализируемого системой (нейросетью) массива их личных данных. Забегая вперед, конечно же все это является реализацией ключевого этапа форсайт-проекта «Образование 2030/2035» и переформатирования (уничтожения) традиционного фундаментального очного образования.
Информация с сайта «Билета в будущее» (https://bvbinfo.ru/?ref=xranks) – это федеральный проект ранней профессиональной ориентации обучающихся 6–11 классов школ, который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта «Образование». Партнерствует в том числе со Сбером трансгуманиста Германа Грефа, который предлагает школьникам стажировки в своем банке.
Там же на сайте проекта читаем: https://bvbinfo.ru/profminimum
«В 2021-2022 гг. мероприятиями проекта «Билет в будущее» впервые охвачены все субъекты РФ, сформирована и успешно апробирована система профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов, с каждым годом растет численность школьников, уверенно определившихся с выбором образовательно-карьерной траектории».
А теперь цитаты из Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (основное общее и среднее образование) https://storage.yandexcloud.net/bvbpublic/ped/prog_vnd.pdf
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Билет в будущее»:
- формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей
- формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, /…/ осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды
4. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Билет в будущее»
4.1. Личностные результаты
4.1.1 Для ФГОС ООО
В сфере трудового воспитания:
- осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей
Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» (обязательна для проведения). – проведение диагностики возможно с применением ЭО и ДОТ
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Тема 6. Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор результатов (1 час)
Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» (обязательна для проведения) – возможна с применением ЭО и ДОТ.
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Как видим, индивидуальная образовательная траектория (ИОТ), ее формирование – ключевая задача проекта. Причем прямо говорится о том, что вместе с ней будут формироваться и жизненные планы школьника, и его карьерное будущее – с учетом в том числе «общественных интересов и потребностей». Настало время четко разобраться, что же такое на самом деле ИОТ? Это система автоматического отбора (с помощью нейросети) детей под заданные компетенции/профессии, которая, в случае совпадения с ними личных качеств и склонностей ребенка, будет выстраивать всю его дальнейшую судьбу (образование – лишь один из элементов), выделять ему ячейку в государстве и социуме в соответствии с определенной для него карьерой/стратой. Это прямой инструмент цифровой сегрегации людей.
Главная цель внедрения этой системы в образовании - ликвидация классического очного образования с широким кругозором и общими предметами. С живым учителем и общей образовательной программой для всех учеников в классе. Неслучайно ключевым элементом профдиагностики (что мы видим на выделенных выше примерах из Примерной рабочей программы «Билет в будущее») является ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ тестирование на интернет-платформе. Критерии для ограниченного, забитого в итоговый результат, перечня профессий уже определены системой (они также приводятся в методических материалах «Билета в будущее»). Осталось только рассортировать школьников в зависимости от соответствия критериям – и направить их далее строго по этому пути.
Соответственно, будет заменена традиционная система передачи фундаментальных предметных знаний – на онлайн-компетенции, которые определяются присвоенной человеку ИОТ. Естественно, сразу публично заявить о цифровой сегрегации и ограничении преподаваемых знаний каждому ребенку авторы проекта побоялись. Именно поэтому они внедряют ИОТ под соусом профориентации – пока начинают с 6-го класса. На самом же деле на уроках «профориентации» дети будут скармливать этому приложению (и его нейросети) тонны своей личной информации, на основе которой система будет формировать их цифровое портфолио, и строить им ту самую индивидуальную образовательно-карьерную траекторию.
Важно отметить, что ИОТ – не равно персонализированному обучению. Как нам рассказывает «Википедия»:
«Индивидуальная образовательная траектория отличается от персонализированного обучения, в котором траекторию своего обучения определяет сам учащийся, тем, что в этом случае в формировании образовательной траектории участвуют педагоги».
Если бы в формировании ИОТ участвовали именно учителя – это еще ничего. В проекте «Билет в будущее» вместо них предусмотрены некие наставники – люди с проф. навыками в той сфере, где будет пробовать себя школьник. Но и они не главные в этой системе, главный – ИИ (нейросеть), который и будет определять эти ИОТ. Очень важно понимать, что это программа, написанная неизвестно кем по неизвестным нам алгоритмам.
Общественности, родителям, педагогам никто не собирается объяснять, как будут работать эти алгоритмы, по каким критериям и куда они будут вести ребенка. Ни в одном документе, ни в одном официальном докладе, нигде никто не рассказывается суть работы этих траекторий. Все говорят только какие-то общие шаблонные слова о том, что это «все для вас и ради вас». То есть информации по их конкретной работе на самом деле пока немного.
Получить ответ на этот вопрос частично можно, проанализировав ГОСТ «Технологии ИИ в образовании» (ГОСТ Р 59895-2021) https://allgosts.ru/35/240/gost_r_59895-2021 (действует с марта 2022 г.). В нем прописано, что «индивидуальная траектория обучения - это последовательность учебных материалов, которая формируется исходя из анализа персональных характеристик обучающегося и целей обучения».
То есть прямо говорится, что некая программа будет определять те материалы, по которым будет учиться ваш ребенок, исходя из тех характеристик, которые она будет с вашего ребенка считывать. Причем тут речь идет не только об учебном процессе. Система будет оценивать вашего ребенка по различным показателям, вообще никак не относящимся к непосредственно учебному процессу. В том числе учитывать его психотип, особенности личности и т.д. (это же прописано и в методических материалах «Билета в будущее»).
По сути то, что нам предлагается посредством внедрения ИОТ - это практически полный аналог социального рейтинга. Системы, где поведение и поступки человека напрямую влияют на возможность получения им каких-то социальных благ. В случае с образовательными траекториями этим социальным благом является более глубокое и качественное образование. Либо, напротив, ограничение доступа к бесплатным знаниям.
Например, если ученик учится с первого класса хорошо, отлично себя ведет (а это сейчас учитывается в этой системе даже больше, чем знания), то система, а не педагог, будет его вести по некой условно положительной траектории, по которой задания будут постепенно усложняться, и его рейтинг расти. Но если ученик с первого класса начнет допускать какие-то недочеты, например, в поведении, то его система поведет уже по совсем другой траектории, где, наоборот, задания будут уже попроще, и на выходе он получит то, что уже нельзя будет в полной мере назвать образованием.
Причем в обоих случаях система будет отбрасывать ненужные, по ее мнению, предметы – ведь это и есть основа индивидуального обучения и индивидуальных траекторий. Основная идея в том, что ребенок будет делать только то, что у него получается хорошо. Что получается, то и будет усиливаться, а все остальное, якобы ненужное, будет отваливаться.
И еще надо понимать, что тотальное внедрение ИОТ в систему образования неизбежно приведет к полному ее переводу на цифровое обучение. А как еще вы себе представляете расписание уроков класса или группы в школе, где у каждого ученика свои отдельные предметы, свои отдельные задания? Это просто невозможно сделать в классическом формате, но возможно только в цифровом – на «образовательной платформе», где над каждым будет стоять ИИ и давать свои задания. На это все и рассчитано, и поэтому важно понимать, что любое продвижение идей внедрения ИОТ – это на самом деле продвижение идей полного перехода на некачественное, дешевое электронное обучение, формирующее «служебного человека» (см. выступление президента НИЦ им. Курчатова Михаила Ковальчука - https://www.youtube.com/watch?v=LawXuluWvec&ysclid=lnhvli9x4c504236918).
В завершение разбора напоминаем: цифровая платформа «Билет в будущее», внеурочные занятия по профориентации, как и любая внеурочка, не могут являться обязательными для посещения/использования учениками. Даже если руководство школы/учителя давят и утверждают обратное. Именно поэтому от родителей в школах требуют подписать заявление о добровольном участии в профориентации, куда конечно же входит и согласие на автоматизированную обработку кучи ПД вашего ребенка. Без этого ИОТ просто не будут работать, и делать все это без вашего согласия – незаконно. Кроме того, родитель имеет полное право отказаться от нее в любой момент, потребовав немедленного удаления всех ПД ребенка.
Для выбора правильной стратегии правовой защиты – см. инструкцию ОУЗС по внеурочной деятельности. https://ouzs.ru/news/vneurochnaya-deyatelnost-dolzhna-byt-dobrovolnoy-/?ysclid=lneq54hvbt721647967
*материал подготовлен экспертом ОУЗС Иваном Вагановым с опорой на исследование темы специалистом по защите детей в интернете Андреем Афанасьевым https://telegra.ph/BILET-v-BUDUSHCHEE--Individualnye-obrazovatelnye-traektorii-10-03
ВНИМАНИЕ! Есть важное дополнение от 19.12.2023 года.
Наша уважаемая коллега юрист Виктория Фоменкова поделилась ответом Фонда гуманитарных проектов, который указал, что:
· стать участником «Билета в будущее» можно только добровольно;
· регистрация на платформе «билет в будущее» возможна исключительно с согласия родителей школьника;
· регистрация на платформе «Билет в будущее» обусловлена только участием в данном проекте
Материал размещен в ТГ канале В. Фоменковой
СМ => ответ Фонда гуманитарных проектов
В своих материалах в обоснование добровольности внеурочной деятельности мы указываем, что законодательством предусмотрено право выбора родителей (законных представителей) в части внеурочной деятельности, что исключает обязательный характер данных занятий.
В качестве приоритетных целей дополнительного образования в части 1 статьи 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» целью обозначены формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании.
Учитывая, что многие дети получают дополнительное образование, или обучаются в рамках предпрофессиональной подготовки, или посещают физкультурно-спортивные организации, то нагрузка возрастает еще больше и становится недопустимой, при этом ставит ребенка перед выбором: прекратить заниматься любимым делом, которое он выбрал самостоятельно в пользу обязательной школьной внеурочной деятельности, которую ребенок сам не выбирал и не относит сфере своих интересов. Поэтому мы призываем родителей участвовать в организации внеурочной деятельности своих детей самостоятельно, с учетом интересов и потребностей ребенка, а не принуждая к неактуальным для него занятиям.
Напомним, что на нашем сайте вы также можете найти полезные материалы по вопросам внеурочной деятельности:
Внеурочная деятельность должна быть добровольной
Что делать если внеурочка стоит между уроками?
Инструкция: "Разговоры о важном» — это добровольная внеурочная деятельность"
О НЕДОПУЩЕНИИ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УРОКАМ О ЗДОРОВОМ ПИТАНИИ
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: