В июле планируется рассмотрение в Госдуме РФ в первом чтении законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"(в части совершенствования независимой оценки качества подготовки обучающихся в организациях, реализующих образовательные программы)» https://sozd.duma.gov.ru/bill/918255-8?ysclid=mc3d8pl26y127555651 (ПФЗ № 918255-8).
Внесен ПФЗ 15 мая 2025 г. и стремительно движется к принятию без публичных дискуссий на сей счет.
Если коротко, то данный законопроект: (а) превращает внешнюю тестовую оценку (наподобие ВПР (МЦКО)) в основной инструмент оценки знаний учащихся и работы образовательных организаций; (б) позволяет со ссылкой на неудовлетворительные результаты «независимой оценки» отказать в лицензии и запретить прием учащихся в образовательные организации (за некоторыми исключениями); (в) по сути лишает образовательные организации функции по оцениванию знаний детей, подрывая авторитет педагогов. Иными словами, ПФЗ исходит из презумпции вины и некомпетентности всех педагогов России.
Законопроект приведет к тому, что образовательный процесс по образовательным программам будет подменен постоянным натаскиванием на ВПР (поскольку это будет «ключевой» оценщик). Иными словами, вводится ЕГЭ на ежегодной основе с младших классов и до ВУЗов включительно (детали установит Правительство).
Мы прекрасно знаем, как после внедрения ЕГЭ катастрофически стал падать уровень образованности учащихся и с каждым годом тенденция деградации нарастает, выпускники школы зачастую не знают простейших, базовых понятий (что подтверждают профессора высшей школы, причем из вполне престижных столичных ВУЗов). ЕГЭ внедрен в России по рекомендации Всемирного банка. Им же навязано ВПР, т. н. «внешнее» оценивание знаний учащихся, якобы более объективное, чем оценивание педагогов из школы/ВУЗа (скрины одной из методичек Всемирного банка «Проведение национальной оценки учебных достижений» см. в презентации https://dzen.ru/a/aCJuF5LB4Cq-Kt6Z). Непонятно, почему в условиях СВО в России продолжают выполнять по сути волю вражеских структур, очевидно имеющих одну — единственную цель — развала нашего образования до основания. Вероятно, депутаты даже не осознают, что их руками вводится система, добивающая основные функции школы.
Предлагаем всем неравнодушным направить обращение В.В. Володину https://priemnaya.duma.gov.ru/ru/message/index.php , В.И. Матвиенко http://pisma.council.gov.ru/, максимальному числу депутатов Госдумы, членов Совета Федерации с просьбой снять с рассмотрения деструктивный, разрушительный для системы образования законопроект № 918255-8 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"(в части совершенствования независимой оценки качества подготовки обучающихся в организациях, реализующих образовательные программы)».
Кто не может написать через электронную приемную, просим направить напрямую на электронную почту Володину volodin@duma.gov.ru и Матвиенко на почту VIMatvienko@senat.gov.ru и Matvienko@senat.gov.ru
Образец приложен => СКАЧАТЬ образец
Адреса депутатов и сенаторов можно найти тут: https://ouzs.ru/news/rabochaya-elektronnaya-pochta-deputatov-i-senatorov/
Рассмотрим подробнее ПФЗ. Законопроект вводит следующие нормы:
1) К полномочиям федеральных органов в сфере образования теперь отнесена «независимая оценка качества подготовки обучающихся» в отношении организаций высшего образования, среднего проф.образования в сфере обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии РФ, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства (по списку Правительства) и ряда других специально указанных организаций (поправки в ст. 6 ФЗ РФ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — ФЗ № 273));
2) К полномочиям переданным региональным органам власти в сфере образования теперь отнесена «независимая оценка качества подготовки обучающихся» в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных в соответствующем субъекте (поправки в ст. 7 ФЗ № 273);
3) В понятие «государственной регламентации образовательной деятельности» теперь включены не только лицензирование, гос. аккредитация, гос. контроль (надзор) в сфере образования, но и «независимая оценка качества подготовки обучающихся» (поправки в ст. 90 ФЗ № 273);
4) Предусмотрен отказ в лицензировании образовательной организации на случай «выявленного несоответствия качества подготовки обучающихся, которое не устранено» (поправки в ст. 91 ФЗ № 273);
5) По результатам ««независимой оценки качества подготовки обучающихся» теперь будут приниматься «меры» (поправки в ст. 93.1 ФЗ № 273);
6) Новая статья 95.1 описывает понятие и правила «независимой оценки качества подготовки обучающихся», в частности, указывается, что:
- эта оценка «проводится по таким общим критериям, как соответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям, самостоятельно установленным требованиям, федеральных основных общеобразовательных программ, типовых и (или) примерных образовательных программ, образовательных программ, в том числе соответствие достижения обучающимися в ходе освоения образовательной программы планируемых результатов» (п. 5 ст. 95.1 ПФЗ);
- проводить «независимую оценку качества подготовки обучающихся» будут «независимые эксперты» и «независимые экспертные организации», порядок отбора и оплаты труда которых будет утвержден Правительством (п. 10 ст. 95.1. ПФЗ).
При этом «Порядок осуществления независимой оценки качества подготовки обучающихся, включая условия, формы, критерии такой оценки, учет результатов мероприятий по оценке качества образования..., а также порядок принятия мер по повышению качества подготовки обучающихся, устанавливаются Правительством РФ». Иными словами, ПФЗ имеет рамочный характер, на подзаконном уровне будут решены существенные моменты в отношении «независимой оценки».
7) И главное, по результатам «независимой оценки» принимаются меры, исчерпывающе изложенные в п. 11 ст. 95.1. ПФЗ, среди которых:
- «заключение о выявленном несоответствии качества подготовки обучающихся» с установлением «срока его устранения»,
- «запрет на прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, полностью или частично сроком на один год – в отношении основных образовательных программ (за исключением основных общеобразовательных программ), дополнительных образовательных программ».
Данный законопроект по сути дела лишает школы их смысла и компетенции, предусмотренной статьей 28 ФЗ РФ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которой «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: … осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения» (ч. 3 ст. 28). Ни о какой автономии образовательной организации также говорить не приходится, чем нарушаются принципы государственной политики в сфере образования (п. 9 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 273). Все «правила работы» школы будут определяться в случае принятия закона типовыми ВПРами, которые лишат учащихся нормального предметного обучения и станут «содержанием» образовательных программ. При этом ПФЗ в случае принятия обогатит составителей сборников для ВПР. Также очевидны коррупциогенные риски, в связи с тем, что образовательные организации вынуждены будут для продолжения деятельности бороться с негативными заключениями об оценке знаний учащихся, а штамповать такие заключения будет весьма несложно.
Надо понимать, что внешняя ежегодная система оценивания учащихся будет тестовой (путь к дальнейшей деградации школы), безусловно не сможет дать никакой реальной оценки знаний учащихся (как ее не дает ВПР и сейчас), спровоцирует избыточную оцифровку образования, поскольку планируется компьютеризация процесса оценивания. Уже сейчас вводится компьютерный формат ВПР, который приводит к тому, что вся подготовка детей происходит в навязываемом цифровом формате, исключительно вредном для здоровья и развития детей, а также для формирования их мышления, интеллекта и психики. Уже сейчас ВПР взрывают образовательный процесс по большинству предметов месяца на два — в связи с натаскиванием детей к тестам, провоцируя общее падение уровня знаний, неаттестации по предметам и многочисленные стрессовые ситуации (в т.ч. потому что компьютерные системы регулярно выдают сбои).
Без педагога нет школы: недоверие педагогам в одной из ключевых функций — в оценивании знаний с передачей ее неким третьим «независимым» лицам — это приговор системе образования и ее руководителям.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: