Анализ проекта приказа об оснащении школ оборудованием в рамках реализации ЦОС

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Аналитическая справка по проекту приказа «Об утверждении стандарта оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением, а также материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктурой»

6 мая 2021 года Минпросвещения совместно с Минцифрой опубликовали проект приказа «Об утверждении стандарта оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением, а также материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктурой» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=115712). Данный приказ должен вступить в силу с 1 сентября 2021 года и действовать до 1 января 2026 года. Как сказано в п. 1 раздела 2 Стандарта, который должен быть утвержден данным проектом приказа, Стандарт разработан в целях унификации подхода к техническому оснащению общеобразовательных организаций (ОО), формирования ИТ-инфраструктуры для обеспечения беспроводного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам (далее – информационные системы), к сети Интернет, а также создания условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, обеспечения базовой безопасности образовательного процесса. Именно этим Стандартом рекомендовано руководствоваться высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации при оснащении государственных и муниципальных общеобразовательных организаций ИТ-инфраструктурой, в том числе компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением. Оснащение ОО в соответствии со Стандартом направлено на создание информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктуры, для применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования и обеспечения равного доступа к образовательному процессу для учащихся вне зависимости от места их проживания. Итак, мы видим, что погружать детей в цифровую образовательную среду реформаторы собираются уже с начальной школы.

П. 3 устанавливает следующие критерии соответствия ОО Стандарту:

- Предоставление осуществляемого с использованием, в том числе посредством ЕСПД (Виртуальная частная сеть (сети) оператора единой сети передачи данных, обеспечивающая доступ социально значимых объектов к информационным системам и к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также передачу данных при предоставлении доступа к информационным системам и к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), доступа для ОО к информационным системам и к сети Интернет.

- Оснащение ОО беспроводными сетями Wi-Fi c уверенной зоной покрытия во всех учебных кабинетах, школьной библиотеке, учительской, а при необходимости в актовом зале, столовой, вестибюле, коридорах, рекреациях (далее – помещения, оснащаемые беспроводными сетями Wi-Fi).

- Осуществление видеонаблюдения за входными группами.

- Оснащение не менее чем 25% учебных кабинетов ОО средствами организации видео-конференц-связь (ВКС) для применения дистанционных образовательных технологий и (или) средствами видеонаблюдения для контроля за процедурой проведения Государственная итоговая аттестация (ГИА) и базовой безопасности образовательного процесса.

- Наличие средств отображения информации не менее чем в 30% учебных кабинетов ОО.

- Наличие не менее одного стационарного и (или) мобильного компьютерного кабинета на ОО.

- Обеспечение не менее 60% педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, персональным устройством.

Итак, мы видим курс не просто на цифровизацию учебного процесса, но и установку на обязательное оснащение школ беспроводными сетями Wi-Fi, представляющими серьезную угрозу для здоровья как учеников, так и учителей. Согласно п. 13 ИТ-инфраструктура, обеспечивающая в помещениях ОО беспроводной доступ к информационным системам, а также к сети Интернет и базовую безопасность образовательного процесса должна предусматривать:

Технические подробности оговариваются в п. 14.3.       Им предусматриваются РоЕ-коммутатор(ы) из расчета не менее 2 (двух) портов коммутатора на 4 (четыре) помещения, оснащаемых беспроводной сетью Wi-Fi (рекомендуется не менее 3 (трех) портов на 4 (четыре) помещения, оснащаемых беспроводной сетью Wi-Fi), для подключения точек беспроводного доступа с питанием по PoE, по одному порту коммутатора для каждой IP-камеры с питанием по PoE, использующейся для видеонаблюдения за входными группами, и не менее 20 резервных портов на здание ОО для организации видеонаблюдения, холодного резервирования СКС и возможности дополнительного подключения оргтехники и другого необходимого оборудования (для организации видеонаблюдения, оперативного переподключения к ЛВС оборудования из вышедших из строя портов коммутатора, подключения оргтехники и другого необходимого оборудования). Схема коммутации, необходимое количество коммутаторов и портов определяется по результатам проектирования. Согласно п. 17            система беспроводного широкополосного доступа должна включать в себя:

точки беспроводного доступа из расчета не менее 2 (двух) точек беспроводного доступа на 4 (четыре) помещения, оснащаемых беспроводной сетью Wi-Fi (рекомендуется не менее 3 (трех) точек беспроводного доступа на 4 (четыре) помещения, оснащаемых беспроводной сетью Wi Fi);

контроллер Wi-Fi, позволяющий централизованно выполнять функции мониторинга, управления, обновления микропрограмм и настроек установленных в ОО точек беспроводного доступа, коммутаторов и маршрутизаторов.

Обращает на себя внимание, что, согласно п. 21, беспроводные сети предусматривают            обязательную идентификацию и аутентификацию в ЕСИА, что станет еще одним инструментом принуждения педагогов и учеников к регистрации в данной системе: «Созданные в ОО Wi-Fi-cети должны быть подключены к сервису авторизации пользователей. Доступ к сети Wi-Fi должен проводиться с обязательной идентификацией и аутентификацией пользователя на базе ЕСИА». Авторизация в Wi-Fi-сети ОО должна быть доступна:

Почему это нельзя делать с помощью подключенных к проводам компьютеров так, наверное, и останется секретом цифровизаторов. Стандарт предусматривает формирование ИТ-инфраструктуры для обеспечения в помещениях ОО беспроводного доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети Интернет и обеспечения базовой безопасности образовательного процесса (п. 5.2).

Другой важной целью цифровизаторов является установление жесткого видеоконтроля за всеми лицами, находящимися в ОО. П. 25          устанавливает, что система видеонаблюдения за входными группами должна включать:

1) видеорегистратор или сервер видеонаблюдения из расчета 1 (один) видеорегистратор или сервер видеонаблюдения на здание ОО;

2) не менее 2 (двух) IP-камер, подключенных к видеорегистратору/серверу видеонаблюдения в ОО, на каждую используемую для входа/выхода входную группу здания ОО:

а) внешняя IP-камера, размещаемая на внешней стене здания или конструкции крыльца, со сценой обзора «входная дверь здания со стороны улицы (входной площадки)»;

б) внутриобъектовая IP-камера, размещаемая на стене или потолке здания, со сценой обзора «входная дверь со стороны вестибюля здания».

Согласно п. 26          записи данных с IP-камер должны производиться локально на видеорегистратор/сервер видеонаблюдения в круглосуточном режиме с глубиной хранения не менее 31 суток в соответствии с пунктом 30 Требований с возможностью установки дополнительного сервиса по онлайн-мониторингу и автоматическому взаимодействию с информационными системами правоохранительных органов Российской Федерации и МЧС России, позволяющему обеспечить возможность дистанционного доступа к видеорегистратору/серверу видеонаблюдения по запросу правоохранительных органов Российской Федерации и МЧС России.

Параметры записываемых данных с IP-камер должны удовлетворять следующим условиям:

  1. разрешение видеоизображения: не менее 1920x1020 пикселей;

  2. частота кадров: не менее 5 кадров в секунду;

  3. цветность изображения: в соответствии с текущим основным режимом работы IP-камеры (день/ночь);

  4. запись звука: синхронно с видеоизображением со встроенного или внешнего микрофона (при наличии).

Таким образом, система видеонаблюдения за входными группами с самого начала планируется так, чтобы к ней могли дистанционно подключиться правоохранительные органы и МЧС России. Однако видеонаблюдение не будет ограничиваться только входом в ОО и будет распространяться и на внутренние помещения. Как уже отмечалось выше, средствами организации видео-конференц-связь должны быть оснащены не менее чем 25% учебных кабинетов. П. 36 определяет, что эти средства в учебных кабинетах ОО для применения дистанционных образовательных технологий, обеспечения равных возможностей для образования учащихся вне зависимости от места их проживания, средствами видеонаблюдения для контроля за процедурой проведения ГИА и базовой безопасности образовательного процесса могут включать:

  1. средства организации ВКС;

  2. систему видеонаблюдения.

Средства организации ВКС в учебном кабинете в целях трансляции образовательного процесса включают не менее одной IP-камеры с внешним микрофоном, установленной на стене или потолке, или веб-камеры (USB). Камеры, используемые в средствах организации ВКС и системе видеонаблюдения за процедурой проведения ГИА могут использоваться в целях контроля за безопасностью образовательного процесса (пп. 37, 40). Стандарт сразу определяет, что эти камеры будут использоваться не только для видеонаблюдения за процедурой проведения ГИА, но и для применения дистанционных образовательных технологий и контроля за безопасностью образовательного процесса. Последнее положение настолько растяжимо, что под него при желании можно подвести все, что угодно. Поскольку не менее 25% учебных кабинетов должно быть оборудовано системой видеонаблюдения, это говорит как о масштабах контроля, под который подпадут как ученики, так и педагоги, так и о масштабах внедряемого дистанционного «образования». Об этом же свидетельствует и п. 5.5 Стандарта, который предусматривает:

·         оснащение учебных кабинетов в ОО средствами организации Видео-конференц-связь (ВКС) для применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, обеспечения равных доступных возможностей для образования учащихся вне зависимости от места их проживания, контроля за процедурой проведения ГИА и базовой безопасности образовательного процесса, а также п. 42:           «Учащиеся, находящиеся вне учебного кабинета, с персональных устройств должны иметь возможность:

·         подключения к платформе для работы с цифровым образовательным контентом, в том числе в целях выполнения домашних заданий онлайн и (или) дистанционного взаимодействия с педагогическим работником;

·         подключения к информационно-коммуникационной образовательной платформе, а также доступ к информационным сервисам, системам и платформам по развитию талантов, портфелю достижений».

Также ОО должна иметь как минимум один стационарный и (или) мобильный компьютерный кабинет с не менее чем 16 (шестнадцатью) автоматизированными рабочими местами (п. 43).

Применение созданной инфраструктуры должно обеспечивать достижение следующих показателей:

1.                      для 100% образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в библиотеке цифрового образовательного контента размещен цифровой образовательный контент, доступный онлайн и бесплатный для учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников ОО;

2.                      100% педагогических работников имеют доступ к сервисам для работы с цифровым образовательным контентом;

3.                      100% учащихся имеют доступ к сервисам для работы с цифровым образовательным контентом;

4.                      не менее 50% педагогических работников используют сервисы для работы с цифровым образовательным контентом;

5.                      не менее 50% педагогических работников имеют техническую возможность осваивать дополнительные профессиональные программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

6.                      не менее 20% занятий проводится с использованием цифрового образовательного контента;

7.                      не менее 10% лабораторных и практических работ проводится с использованием цифрового образовательного контента;

8.                      не менее 10% занятий проводится с использованием компьютерного класса;

9.                      для учащихся по запросу (для обеспечения доступности и непрерывности образовательного процесса в случае эпидемий, карантина; для лиц с ограниченными возможностями здоровья; для учащихся малокомплектных ОО) доступно обучение с применением дистанционных образовательных технологий и электронное обучение;

10.                  безопасный доступ к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети Интернет;

11.                  сервисы обеспечения безопасности ОО соответствуют требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, в части обеспечения безопасности входной зоны и имеют возможность подключения к информационным системам правоохранительных органов Российской Федерации и МЧС России (п. 4).

Выше уже отмечалось, что посредством систем беспроводного доступа должен быть обеспечен доступ к используемым в ОО информационным ресурсам и системам, в том числе сервисам для работы с цифровым образовательным контентом; электронному журналу; электронному расписанию; информационно-коммуникационной образовательной платформе, а доступ к сети Wi-Fi возможен только при обязательной идентификацией и аутентификацией пользователя на базе ЕСИА. Поскольку в Стандарте ничего не говорится о том, как будет проходить обучение тех, кто не захочет регистрироваться в ЕСИА, это указывает на то, что детей и их родителей фактически будут принуждать к подобной регистрации, что недопустимо. Поскольку абсолютно безопасных систем нет, то существует угроза бесконтрольного распространения их персональных данных как путем легальной торговли ими, так и путем их нелегального хищения.

Система видеонаблюдения в ОО с самого начала задумывается в таком виде, что к ней может подключиться правоохранительные органы Российской Федерации и МЧС России. С одной стороны, это может позволить органам правопорядка оперативно среагировать на проникновение на территорию учебного заведения преступников и подозреваемых. Однако, с другой стороны, биометрические данные школьников могут оказаться в руках МВД и, в случае построения полицейского государства, все молодые люди в нашей стране начиная со школьного возраста будут автоматически попадать под тотальное наблюдение и не менее тотальный контроль.

Поскольку о получении предварительного согласия на осуществление видеонаблюдения в проекте приказа ничего не сказано, оно фактически нарушает статьи 23 и 24 Конституции РФ, гарантирующие каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и не допускающие сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Поскольку право на неприкосновенность частной жизни относится к числу основных прав и свобод человека, оно является неотчуждаемым в силу ст. 17 Конституции РФ. Ее следующая статья определяет, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Здесь же мы видим, что неотчуждаемые права человека ставятся гораздо ниже интересов цифровизаторов. Поскольку персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), то подобный подход нарушает и статью 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О персональных данных", согласно которому обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Поскольку речь идет об образовательных услугах, то авторы стандарта «Цифровой школы» заодно нарушают и п. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому граждане имеют право получать государственные и муниципальные услуги как в электронной форме, так и в иных формах по выбору заявителя.

В данном проекте не говорится о том, что с помощью видеонаблюдения будут распознавать эмоции учащихся, но 11 января 2021 г. Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации опубликовали проект приказа «Об утверждении стандарта «Цифровая школа»» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=112182). Согласно ему Система видеоаналитики должна позволять в круглосуточном режиме осуществлять мониторинг образовательного процесса, а также осуществлять распознавание лиц, фиксировать количество вошедших и вышедших, контролировать оставленные предметы, скопление людей, дым и огонь. При создании системы видеоаналитики могут быть реализованы интеграции с:

федеральной информационной системой биометрических учетов (ФИСБУ) МВД России для поиска преступников и подозреваемых;

системами 112 и «Безопасный город» (пп. 1, 5, 6).

Подобные технологии уже существуют и в нашей стране. Так, пермская IT-компания уже разработала систему психодиагностики по видеопотоку, которая может анализировать настроение школьников в течение долгого времени. Проект с использованием этой технологии запустят в пилотном режиме в четырех школах города. Нейросеть следит за детьми каждую секунду урока, потом формируется массив данных. Пробный запуск уже прошел в одной из школ города в партнерстве с Пермским филиалом ПАО «Ростелеком». Система была подключена к камерам ЕГЭ, которые уже были установлены в кабинете. Глаз камеры постоянно смотрит на учеников, находящихся в процессе своей естественной постоянной учебной активности, а программное обеспечение идентифицирует, где какой ребенок, и с периодичностью три раза в секунду производит скрининг постоянно меняющихся эмоций детей. Итогом работы системы в течение дня является табличный отчёт, в котором полностью указаны имена учащихся и результирующее состояние — наиболее частое у конкретного ребенка в течение дня. Система выдает нам анализ по человеку в течение дня, недели, месяца (Работает через камеры для ЕГЭ. В Перми готовятся запустить систему распознавания эмоций школьников). Понятно, что с помощью этой аналитики при желании легко можно сделать оргвыводы применительно не только к самим детям, но также их родителям и педагогам. Сейчас системы видеонаблюдения с функцией распознавания лиц на платформе Orwell уже есть в 1608 школах в 12 регионах. Теперь ими планируется охватить более 43 тысяч школ. Камеры установят в коридорах, залах, на лестницах школ, а также на прилегающей территории. Оправдывают это обеспечением безопасности учеников, отслеживанием времени их посещения школы и выявление посторонних на территории. Камеры подключат к платформе Orwell (система видеонаблюдения с возможностями компьютерного зрения), а также встроят в них модуль распознавания лиц производителя NtechLab. С помощью него система также будет отслеживать рабочее время сотрудников. Подрядчиком выступает Национальный центр информатизации, который входит в «Ростех». Общая сумма контрактов превышает 2 млрд руб. (Все российские школы оборудуют системой «Оруэлл» с функцией распознавания лиц от NtechLab). Весьма симптоматично, что разработчики платформы назвали ее именем известного английского писателя, активно стремясь превратить нашу обычную жизнь в описанную им антиутопию со всевидящим оком «Большого брата». Начать они решили со школы, чтобы с детских лет приучить ребенка к тому, что постоянная слежка и контроль за ним являются нормальным явлением. Как видим, подобные планы существуют и они теоретически могут быть реализованы и с помощью системы видеонаблюдения, предусматриваемой данным проектом приказа.

Помимо морально-нравственного, правового и психологического аспектов данный вопрос имеет еще одну важную сторону. Поскольку научных исследований о последствии влияния Wi-Fi на организм детей не проводилось и его безопасность не доказана, то его массовое внедрение с использованием высокоскоростного Интернета становится абсолютно безответственным экспериментом Министерства просвещения РФ над здоровьем детей. Поскольку речь идет об эксперименте, то подобная безальтернативность прямо противоречит ст. 21 Конституции РФ, которая гласит: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». Здесь же мы имеем дело с попыткой опыта над миллионами детей. Необходимо вспомнить и п. 2 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который прямо устанавливает: «Программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям». Насколько известно, в отношении данного Стандарта не проводилось никаких исследований, которые бы гарантировали его безопасность для психического и физического здоровья детей, всесторонне оценивали ее влияние на организм детей и персонал школ, отсутствуют соответствующие СанПиНы и нормативы. Поскольку Стандарт предполагает достаточно длительное нахождение ребенка за компьютером, неизбежно становится вопрос о необходимости соблюдения требования п. 1 ст. 27 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения": «Условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека». Пп.8 п. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) прямо устанавливает, что охрана здоровья обучающихся включает в себя «обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность». Исследователи отмечают, что длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях организма учащихся: на зрение, нервную систему, костно-мышечный аппарат человека, осанку и электромагнитное изучение (Мартынова З. Е. Влияние компьютера на жизнь и здоровье учащихся). Необходимо подчеркнуть, что п. 3.1.2 Гигиенических нормативов и специальных требований к устройству, содержанию и режимам работы в условиях цифровой образовательной среды в сфере общего образования прямо и недвусмысленно определяет: «Использовать системы беспроводной передачи данных в образовательных организациях для создания локальной вычислительной сети, подключения к сети Интернет, для подключения периферийных устройств ПК не рекомендуется. При использовании системы беспроводной передачи данных расстояние от точки Wi-Fi до ближайшего рабочего места должно быть не менее 5 м. В учебных помещениях, на этажах, в отдельно стоящих зданиях для обучающихся начальных классов не допускается установка и использование системы беспроводной передачи данных, а также использование беспроводного подключения периферийных устройств ПК». Таким образом, требование Стандарта, чтобы беспроводные сети Wi-Fi обеспечивали уверенную зону покрытия не только всех учебных кабинетах, но при необходимости в актовом зале, столовой, вестибюле, коридорах, рекреациях прямо противоречат разработанным учеными Гигиеническим нормативам.

Для обеспечения здоровья как детей, так и педагогов должны быть разработаны отдельные СанПиНы для соответствующего оборудования в школах, гарантирующие безопасные для человека уровни различных излучений в помещениях. В противном случае «Цифровая школа» не будет являться безопасной средой, что является прямым нарушением статьи 42 Конституции РФ, гарантирующей каждому человеку право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В этом случае должен вступить в действие п. 9 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020): «Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается».

Цифровая образовательная среда, которую цифровизаторы хотят внедрить в Российской Федерации, в конечном итоге может привести к замене традиционного обучения ребенка в школе его самостоятельным обучением в заочной форме дома за экраном компьютера, а педагога превратить в некоего «тьютора-навигатора цифрового мира». Результаты этого видны уже на примере столицы: «Московские родители, на детях которых отрабатывают пилотный проект Московской электронной школы, массово бьют тревогу на предмет ухудшения здоровья детей и падения качества знаний. Однако до настоящего момента ответов на многочисленные жалобы московских родителей не дано» (Дистанционное электронное образование как эксперимент над детьми. Что делать?). Внедрение «Цифровой школы» приведет к установлению тотального электронного контроля за детьми и их родителями и, в конечном итоге, приведет к уничтожению традиционного очного образования, что является страшной угрозой всему будущему нашей страны.

Поскольку проект проекту приказа «Об утверждении стандарта оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением, а также материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктурой» фактически нарушает Конституцию РФ, федеральные законы, представляет угрозу праву на нормальное образование наших детей, считаем необходимым отмену этого приказа.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#ЦОС
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: