Как отказаться от регистрации в системе ФГИС «Моя школа»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
16:00 / 03.10.2022
Изменен: 03.10.2022

Напомним, что ФГИС «Моя школа» – это федеральная государственная информационная система Министерства просвещения России «Моя школа», внедрение которой обусловлено реализацией и дальнейшим развитием проекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС).

Подробный анализ ФГИС «Моя школа» здесь.

Анализируя законодательство ФГИС «Моя школа» с учетом ранее произведенных разборов и изучения внедрения цифровой образовательной среды в целом, мы пришли к выводу, что внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования в целом, а ФГИС «Моя школа» - в частности, приведет к уничтожению традиционного очного образования, что представляет собой страшную угрозу всему будущему нашей страны.      Другими угрозами являются потенциальный вред здоровью, установление тотального электронного контроля за детьми и их родителями, возможность бесконтрольного распространения их персональных данных как путем легальной торговли ими, так и нелегального хищения из содержащих их систем, а также потенциальная возможность того, что с течением времени будущее детей будет определять искусственный интеллект.

Важно отметить, что Президент России Владимир Путин, воспользовавшись правом вето, отклонил законопроект федерального закона о создании государственной системы "Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам" (Федеральный Закон «О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (законопроект № 1048557-6 "О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (о создании государственной системы "Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам"), в связи с тем, что в систему «Контингент» без ведома и согласия родителей могут быть внесены любые данные о ребёнке с момента его рождения, которые будут доступны неопределённому кругу людей, кроме того, на подзаконный уровень было бы передано неограниченное право определять перечень частной информации о ребенке/семье при отсутствии гарантий соблюдения законных интересов граждан.

Также 26 апреля 2017 года Президентом России В.В. Путиным было дано поручение Председателю Правительства РФ обеспечить минимизацию состава обрабатываемых персональных данных в целях повышения информационной безопасности государственных информационных систем в Российской Федерации и защищённости персональных данных граждан Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" регламентировано формирование государственной политики, развития общественных отношений и выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности для исключения угроз информационной безопасности и национальной безопасности России, что исключает повсеместный, избыточный и масштабный сбор и оцифровку персональных данных граждан РФ.

Национальными интересами в сфере информационных технологий является обеспечение прав и свобод граждан, а также неприкосновенность частной жизни, говорится в Доктрине информационной безопасности РФ.

Во второй главе Доктрины определены национальные интересы РФ в информационной сфере. Первым приоритетом названо "обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения, использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий".

В соответствии с документом национальным интересам соответствует также "обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа РФ".

Учитывая вышеизложенное, масштабная и избыточная обработка персональных данных обучающихся в государственных информационных системах без согласия, а тем более – без ведома из законных представителей, является не просто незаконной и антиконституционной, но и представляет собой непосредственную угрозу информационной безопасности Российской Федерации.

Тогда как внедрение ФГИС «Моя школа» осуществляется вопреки указанному вето Президента РФ.

Следует отметить, что отказываясь от тех или иных госуслуг в сфере образования в электронной форме, требуя производить обработку персональных данных в традиционном виде на бумажном носителе, родители сталкиваются с трудностями в виде отказов, мотивированных тем, что согласие на ОПД автоматизированным способом якобы не требуется и что школа имеет право использовать электронные средства и сервисы для осуществления госуслуг в сфере образования в электронном виде.

Однако эти утверждения на законе не основаны.

Во-первых, не основаны на законе утверждения о том, что при обработке ПД обучающихся согласие не требуется, мотивированные ссылками на п.4 ч.1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2006 №152-ФЗ, поскольку в данном случае не учтено важное положение о том, что указанная норма применяется и трактуется крайне узко, то есть ее применение строго ограничено одной-единственной целью обработки ПД: например, нотариус устанавливает личность наследника; суд рассматривает дело, установив личности сторон и тп.

Тогда как оказание государственных услуг в сфере образования в электронной форме предполагает обработку персональных данных школьника во ФГИС «Моя школа», которая представляет собой совокупность систем и сервисов с разветвленными целями и доступом широкого круга лиц к ПД обучающихся.

Исходя из изложенного, ссылка на п.4 ч.1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2006 №152-ФЗ в обоснование довода о том, что согласие на ОПД от родителей (законных представителей) получать не требуется в ходе оказания государственных услуг в сфере образования в электронной форме, основана на неверном толковании закона.

Во-вторых, согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», решение, порождающее юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающее его права и законные интересы, может быть принято на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливающими также меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов субъекта персональных данных.

В силу ч.3 ст. 16 ФЗ «О персональных данных» «Оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных порядок принятия решения на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных и возможные юридические последствия такого решения, предоставить возможность заявить возражение против такого решения, а также разъяснить порядок защиты субъектом персональных данных своих прав и законных интересов».

Учитывая, что операторы ПД занимаются комплексной обработкой персональных данных обучающихся в государственных информационных системах, то в результате указанной обработки персональных данных наступление тех или иных юридических последствий обязательно будет иметь место, самое очевидно из которых – выдача аттестата об основном общем образовании.

Поэтому не может идти речь о том, чтобы это юридическо-значимое последствие наступило исключительно при обработке персональных данных автоматизированным способом без согласия законных представителей школьников.

Другой негативный аспект введения ФГИС «Моя школа» - внедрение электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ), о вреде и об опасностях которых мы очень много писали и об отказе от которых речь пойдет ниже, в нашем алгоритме.

 

Пошаговый алгоритм – как отказаться от регистрации в системе ФГИС «Моя школа»

1) Подать общее заявление против ФГИС «Моя школа»____СКАЧАТЬ образец 1

2) Узнать в школе (можно просто устно, можно ознакомиться с документами в школе или на сайте школы) – является ли школа участником эксперимента ЦОС и если является, то отказаться от участия в эксперименте ЦОС.

3) Если школа не является участником ЦОС – отказаться от ЭО и ДОТ.

4) отказаться от обработки персональных данных автоматизированным способом в школе.

5) Отказаться от электронного учета успеваемости и госуслуг в электронной форме в сфере образования.

ВАЖНО! В инструкциях, ссылки на которые приведены выше, содержатся алгоритмы оспаривания отказов родителям. Если Вам отказали в школе, то нужно скачать бланки жалоб и следовать рекомендуемому алгоритму обжалования в той инструкции, согласно рекомендациям которой Вы действовали.

Напомним, что вопросы, касающиеся обработки персональных данных обучающихся, Вы можете задать в группу Народного юриста «по детским вопросам».



Подписывайтесь на наши ресурсы:
#ФГИС «Моя школа» # Моя школа # ЦОС
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: