Как отказаться от регистрации на портале госуслуг для доступа к общему и дополнительному образованию

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Родители обеспокоены тем, что в разных ситуациях, в разных сферах образования они могут столкнуться с принуждением к регистрации на портале госуслуг под угрозой лишения или ограничения права на общее или дополнительное образование.

Между тем, законодательством РФ предусмотрена исключительно добровольная регистрация на указанном портале, при этом принцип добровольности исключает правомерность ограничения или лишения прав тех граждан, которые не хотят или не могут зарегистрироваться на портале.

Наша позиция заключается в недопустимости принуждения к регистрации на портале госуслуг под угрозой лишения или ограничения права.

В настоящей заметке речь идет о правах на общее и дополнительное образование.

Почему принудительная регистрация на портале госуслуг под угрозой лишения прав не может быть признана законной?

1. Доступ к получению образования должен отвечать конституционным гарантиям равного и беспрепятственного доступа к образованию.

1.1. Право на равный и беспрепятственный доступ к общему образованию.

Часть 1 статьи 43 Конституции РФ регламентирует, что каждый имеет право на образование, при этом в силу части 4 настоящей статьи основное общее образование обязательно.

Положениями ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" провозглашены гарантии прав каждого человека на образование в Российской Федерации, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

         В силу п.6 ч.3 ст.28 настоящего Федерального закона образовательная организация обязана соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей), несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

         Таким образом, указанные гарантии не могут быть реализованы, если такая реализация будет зависеть от принудительной регистрации на электронном портале госуслуг.

         1.2. Право каждого на дополнительное образование.

В статье 2 Конституции РФ провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии со ст. 75 Федерального закона N 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» к дополнительному образованию имеют равный доступ все, без условий и ограничений.

В качестве приоритетных целей дополнительного образования в части 1 статьи 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» целью обозначены формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании.

Принуждение к регистрации на портале госуслуг, обусловленное единственной возможностью доступа к дополнительному образованию, нарушает вышеуказанные конституционные предписания и противоречит целям дополнительного образования, закрепленным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».  

Подводя общий итог, следует отметить, что о необходимости обеспечения доступности любых форм образования указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, имеющих обязательный характер не только для правоприменителя, но и для законодателя.

В частности, об этом указывается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2017 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан». В нем указано: «Одной из важнейших функций социального государства, в осуществлении которых участвуют все уровни публичной власти – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и местное самоуправление, является обеспечение права каждого на образование на основе конституционного принципа равенства».

 

2. Принуждение к электронной форме услуг, к обработке персональных данных автоматизированным способом, независимо от волеизъявления субъекта ПД, не находится в правовом поле

 

Согласно части 1 статьи 23 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

         На этом основан принцип добровольности согласия на обработку, в том числе – цифровую - персональных данных, недопущение их принудительной обработки и соответственно – права заявителя на обращение и получение государственных услуг в традиционной форме на бумажном носителе.

         Так, положениями части 1 статьи 24 Конституции РФ провозглашено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Как мы не раз отмечали в своих публикациях, безальтернативная автоматизированная обработка персональных данных путем внесения в централизованные цифровые базы сведений о результате оказания услуги и о конкретном ребенке, прямо противоречит части 1 статьи 24 Конституции РФ, согласно которой «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Поэтому принуждение к обработке персональных данных автоматизированным способом, тем более – под угрозой лишения прав и конституционных гарантий, законом не предусмотрено.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» не содержит требований о том, что обработка персональных данных обучающихся, в том числе – в сфере дополнительного образования, возможны только в электронной форме.

Положениями статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 №152-ФЗ предусмотрен запрет на объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. При этом обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Тогда как регистрация на портале госуслуг предполагает внесение разнообразных сведений, в том числе - о законных представителях: от паспортных данных, до адресов, ИНН, СНИЛС и пр., предоставление которых не предусмотрено законом для зачисления в образовательные организации, будь то школы или образовательные организации дополнительного образования.

Также необходимо иметь ввиду, что пункт 8 статьи 9 указанного Федерального закона гласит: «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».

Реализация гарантированных гражданину Конституцией РФ прав на образование не предполагает таких обязательных условий, как регистрация в ЕСИА, согласие на обработку персональных данных, ведение «цифрового следа» с учетом всего взаимодействия индивида с государством. У каждого человека есть неотчуждаемые даже в случае введения в стране военного положения права на защиту личной и семейной тайны, на отказ от обработки персональных данных, от участия в экспериментах.

3. Граждане наделены правом на выбор формы услуг, на личное обращение

Государственные (муниципальные) услуги в деятельности органов государственного и муниципального управления непосредственно связаны с осуществлением гарантированных Конституцией РФ прав граждан, необходимостью учета социальных нужд населения, направленной на удовлетворение тех или иных потребностей людей в разных сферах, наконец - стремлением к созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь.

Заявителю предоставлено право на получение государственных и муниципальных услуг в традиционной бумажной форме, если федеральным законом не установлена электронная форма.

         Федеральным законом не установлены электронные формы получения всех услуг, в частности – услуг и госуслуг в сфере образования, как и оформление всей необходимой сопутствующей документации.

         Указанное право на выбор формы госуслуг корреспондируется обязанности органа, предоставляющего государственные или муниципальные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в форме по выбору заявителя.

         Предоставление государственных и (или) муниципальных услуг является выражением функций правового государства, а их получение гражданами - способом обеспечения их нормальной жизнедеятельности, при условии отсутствия ограничения прав граждан и сохранении многообразия форм обращений, возможности самостоятельно принимать решение о нуждаемости в той или иной услуге.

         Из положений Конституции РФ и федеральных законов следует недопустимость принуждения граждан к получению государственных и (или) муниципальных услуг в электронной форме под угрозой лишения прав на предоставление гарантированных законом имущественных или неимущественных благ, включая право каждого на образование.

4. Законом предусмотрена исключительно добровольная регистрация на портале госуслуг

Законом не предусмотрена обязательная регистрация в ЕСИА всех граждан, тем более – под угрозой лишения прав (ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"). При этом позицию о добровольности регистрации в ЕСИА и электронной формы госуслуг выразил Верховный суд РФ в своем решении от 29.05.2012 г. № АКПИ12-645, которое было оставлено в силе Апелляционной коллегией Верховного суда РФ, указавшей, что лица, не желающие получать госуслуги «в электронном виде, вправе получать их в иных формах, предусмотренных законодательством РФ (в том числе посредством личного обращения в орган, предоставляющий услугу, с предоставлением документов на бумажном носителе) (Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2012 г. № АПЛ12-503).

Согласно ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" единый портал госуслуг (далее – ЕПГУ) является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о соответствующих услугах. В соответствии с п. 9 Положения о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 (далее – Положение) предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием ЕПГУ осуществляется в отношении заявителей, прошедших процедуру регистрации и авторизации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее – ЕСИА). При этом доступ с использованием ЕПГУ к информации, которая носит конфиденциальный характер, предоставляется как заявителям, зарегистрировавшимся в ЕСИА, так и тем из них, кто прошел процедуру регистрации на ЕПГУ. При этом регистрация на ЕПГУ осуществляется с использованием номера мобильного телефона. В то же время при регистрации заявителя на ЕПГУ внесение сведений о заявителе в регистр физических лиц ЕСИА не осуществляется (подп. 9.1-9.2 Положения).

Таким образом, регистрация заявителей на ЕПГУ осуществляется исключительно на основании их добровольного волеизъявления, а не принудительного, под угрозой лишения прав. Тогда как лишение граждан гарантированных им государством прав в связи с отсутствием регистрации на указанном портале, недопустимо.

5. Принудительная регистрация на портале госуслуг противоречит позиции Русской Православной Церкви

Как отмечено в Позиции Русской Православной Церкви, в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, принятой Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями».

Также следует отметить, что позиция Русской Православной Церкви заключается в недопустимости использования инновационных цифровых технологий (как и любых других плодов технического прогресса) для попрания общечеловеческих прав и свобод, для нарушения свободы воли, данной человеку Богом. Официальная позиция Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с обществом и СМИ осуждает любую дискриминацию верующих (в том числе в части получения госуслуг), не прошедших персональную (биометрическую) идентификацию и не желающих получать пожизненный личный номер-идентификатор в форме СНИЛС.

Церковь всецело поддерживает конституционное право каждого жителя России в полной мере получать государственные услуги без прохождения процедуры электронной идентификации и возможности замены ее на альтернативные варианты. Церковь призывает органы государственной власти неукоснительно обеспечивать данное право граждан.

Русская Православная Церковь последовательно выступает за закрепление в законодательстве Российской Федерации права верующих на отказ от цифровых средств идентификации и нивелирования рисков дискриминации по признаку отказа от их применения. Диалог по данному вопросу с профильными органами государственной власти активно продолжается.

Как отказаться от регистрации на портале госуслуг под угрозой отказа в доступе к общему и дополнительному образованию:

СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ 1_____Отказ от регистрации на портале госуслуг для доступа к общему образованию

СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ 2_____Отказ от регистрации на портале госуслуг для доступа к дополнительному образованию 

ВНИМАНИЕ! Есть важное дополнение!

Очень много вопросов возникает с зачислением ребенка в школу. Родителям отказывают в принятии заявления лично, требуют подавать документы о зачислении только через портал госуслуг.

В силу вышеперечисленных оснований о добровольности регистрации на портале госуслуг, мы рассматриваем такие требования однозначно – они незаконные. Кроме того, такие требования противоречат установленному законом порядку зачисления в первый класс.

Благодаря стараниям активных родителей, мы получили вот такой хороший ответ Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования (далее – Департамент), который разъясняет право родителей на обращение для зачисления ребенка в школу лично, в традиционной форме, на бумажном носителе.

Как разъяснил Департамент, в соответствии с пунктом 23 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 г. № 458 (далее – Порядок № 458) (зарегистрирован Минюстом России 11 сентября 2020 г., регистрационный № 59783), заявление о приеме на обучение по основным общеобразовательным программам подается родителем (законным представителем) ребенка или поступающим, реализующим право, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), одним из следующих способов:

ВАЖНО! Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (часть 9 статьи 55 Закона об образовании).

Это означает, что образовательная организация может пользоваться правом на автономию и устанавливать собственные правила только в той части, которая не затронута федеральным законодательством, а не во всех случаях по собственному усмотрению и со ссылкой на свою автономию. Например, ГБОУ СОШ №1 вправе установить, что подача заявлений в 1й класс производится по будним дням в кабинете №1 – такие нюансы федеральное законодательство не регулирует, но не вправе установить условие, что зачисление производится только через госуслуги, тк порядок зачисления как раз урегулирован федеральным законодательством.

Отношения, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Как мы не раз разъясняли в своих публикациях, и Департамент выражает аналогичную позицию: «В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме».

Именно в данном случае, как мы видим, закон исключительно электронную форму подачи заявления для зачисления в первый класс не предусматривает.

Далее Департамент разъяснил, что «Прием заявлений о зачислении в образовательные учреждения, предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости являются обязанностью общеобразовательной организации, а заявителями получения услуги являются обучающиеся и их родители (законные представители)».

На ЕПГУ функционирует услуга «Прием на обучение по образовательным

программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», предоставляется региональными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере образования, и общеобразовательными организациями.

Как указывает Департамент: «Указанная услуга носит исключительно заявительный характер в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ способ подачи заявления определяется по выбору заявителя самостоятельно.

Ограничение на подачу любым из регламентированных Порядком № 458 способов отсутствуют.

Независимо от способа подачи заявления по записи в школу (в электронном виде, посредством обращения в образовательную организацию или иными, предусмотренными законами способами), процесс рассмотрения заявления принятия решения по заявлению является оказанием государственной/муниципальной услуги, регулируемым Федеральным законом №210-ФЗ.

ВАЖНО!

Департамент разъясняет: «Внесение данных о зачислении в общеобразовательные организации в государственные информационные системы осуществляется по согласию заявителя».

Требование об использовании организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственных информационных систем, создаваемых, модернизируемых и эксплуатируемых для реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, предусматривающих обработку персональных данных обучающихся, регламентировано частью 3.1 статьи 16 Закона об образовании.

И далее: «Отказ субъекта персональных данных (законного представителя) от подписания согласия и предоставления персональных данных не может являться основанием для отказа в реализации права на образование».

Таким образом, Департамент разъяснил, что подача заявления о зачислении в первый класс, как и в целом использование электронных сервисов и госуслуг в электронной форме – только добровольны!

Отказ от использования электронной формы госуслуг сам по себе не является законным основанием для ограничения тех или иных прав.

ВОТ ТЕКСТ ЭТОГО ПИСЬМА

Это письмо можно и нужно прикладывать к поданным Вами заявлениям и обращениям для усиления Вашей позиции и повышения вероятности благоприятного рассмотрения Ваших требований.

ВНИМАНИЕ! Это письмо Департамента и наши комментарии можно актуальны также при использовании следующих инструкций:

·        Зачисление в школу без электронных госуслуг

·        Обзор актуальных вопросов о приеме детей в школу (часть 1). Документы необходимые для поступления в школу

·        Можно ли отказаться от mos.ru при получении госуслуг?

·        ПЕРЕВОД В 10 КЛАСС: НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРАВОМЕРНОСТЬ ОТКАЗА В ПЕРЕВОДЕ, КОНКУРСНЫЙ ОТБОР

 

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Госуслуги
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: