На нашем сайте размещено много материала, посвященного именно индивидуальным траекториям в образовании:
Объявленная Минпросвещения РФ «цифровая трансформация» образования пока не прекратилась, поэтому по-прежнему актуальным является вопрос противодействия принуждению дать согласие на автоматизированную обработку персональных данных ребенка в школе (на цифровых платформах, в рамках электронного журнала/дневника, участия в олимпиадах и конкурсах, кружках и секциях и т.д.).
Отдельно стоит отметить опасность формирования так называемых индивидуальных траекторий.
В паспорте федерального проекта «Цифровая образовательная среда», являющегося частью нацпроекта «Образование» (утвержден Правительством в 2018 г., на реализацию выделено 79,8 млрд. рублей до 2024 г.), среди основных целей заявлено: «доля обучающихся по программам общего образования, доп. образования для детей и среднего проф. образования, для которых формируется цифровой образовательный профиль и индивидуальный план обучения с использованием федеральной платформы ЦОС, в общем числе обучающихся по программам – 90% к 2024 г.».
То есть 90% всех школьников России должны будут получить цифровой профиль и персональную траекторию обучения на платформе ЦОС к 2024 году. Таковы задачи Минпросвета и Правительства в рамках реализации федерального проекта «ЦОС».
На практике это означает уничтожение объективной и справедливой оценки личных достижений ребенка, наличие угроз хищения электронных персональных данных, их противоправного использования или использования против интересов ребенка и его семьи, например, в ювенальных целях. Кроме того, сбор сведений о семье, формирование рейтингов в рамках траекторий, лишает граждан, в том числе, несовершеннолетних, возможности распоряжаться своей жизнью и свободно реализовывать свои права. Именно некая электронная система с сомнительными алгоритмами, а не сам ребенок и не его родители, будут оценивать – хороший он ученик или нет, есть ли у него способности, чем ему заниматься, куда пойти учиться дальше, и даже -воспитываться ли в семье или семья у него проблемная и тп.
Поэтому опасность подобной цифровизации кроется не только в возможном хищении персональных данных и последующем противоправном их использовании, но и в лишении человека права свободно распоряжаться своей жизнью и реализовывать свои личные интересы.
В настоящей инструкции мы предлагаем применить правовое обоснование отказа от регистрации в государственных автоматизированных системах (АИС) типа «Траектория». В разных регионах подобные АИС имеют разные названия, но суть одна – сбор сведений о ребенке и его семье, формирование индивидуальной траектории.
Напомним, что само по себе принуждение к обработке персональных данных автоматизированным способом в сфере образования законным не является.
Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме».
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» не содержит требований о том, что обработка персональных данных обучающихся, учет успеваемости, ведение дневника и пр. возможны только в электронной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 №152-ФЗ «О персональных данных» персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона предусмотрено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Пунктом 7 части 1 указанной статьи предусмотрено, что свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания.
В силу п.3 ч.6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ образовательная организация обязана соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Между тем, создание индивидуальных траекторий, к тому же – в электронном виде, без гарантий сохранности и правомерного использования персональных данных детей, противоречит указанным положениям закона.
Под частной жизнью закон понимает физическую и духовную сферы, которые контролируются самим человеком, и которые свободны от внешнего воздействия, то есть это семейная и бытовая сфера гражданина, сфера его общения, отношение к религии, внеслужебные занятия, увлечения и иные сферы отношений, которым сам человек не желает придавать гласность, если этого не требует закон. Личная и семейная тайна являются одним из элементов частной жизни. К личной и семейной тайне можно отнести тайну усыновления, тайну частной жизни супругов, личные имущественные и неимущественные отношения, существующие в семье, а также любые другие, непосредственно касающиеся семьи, сведения.
Содержание права на личную и семейную тайну — это и есть узаконенные возможности требовать неразглашения соответствующих сведений и правомочия распоряжаться соответствующей информацией по своему усмотрению.
Согласно п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ «Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий».
Таким образом, родители, а не какие-либо иные лица, являются законными представителями своих детей, они обладают самым широким кругом прав в отношении своих детей, включая право на преимущественное воспитание перед всеми другими лицами (п.1 ст. 63 Семейного кодекса РФ, положения ст. 44 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
Именно наличие указанных конституционных гарантий обеспечивает возможность граждан свободно распоряжаться своими правами, воспитывать детей без опасения вмешательства, справедливость и обоснованность которого во всех случаях, очевидно, невозможно гарантировать.
Кроме того, необходимо иметь ввиду, что положениями статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 №152-ФЗ предусмотрен запрет на объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. При этом обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Статьей 4 Конституции Российской Федерации провозглашен принцип ее верховенства и верховенства федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
Часть 1 статьи 15 Конституции РФ устанавливает, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Эти положения являются частью конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией (ч. 1 ст. 16 Конституции РФ).
В силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в связи с чем местное законодательство, которое противоречит вышеуказанным федеральным нормам, не может быть применено.
Итак, что мы рекомендуем для отказа от регистрации и внесения сведений в АИС «Траектории» (назовем их таким общим названием):
1. отказаться от обработки персональных данных автоматизированным способом
если согласие давали ранее, а теперь передумали, то согласие можно отозвать и потребовать уничтожить так называемый «цифровой след»:
- Отзыв согласия на обработку персональных данных несовершеннолетнего и законного представителя
2. Отказаться от ведения учета успеваемости в электроном виде (электронный журнал и электронный дневник).
Вы спросите – зачем, если мы и так откажемся от ОПД автоматизированным способом? Электронный журнал является комплексным документом, содержащим большое количество разнообразных сведений об обучающихся, а не только их оценки, поэтому Вам могут заявить, что отказаться от обработки ПД в части ведения электронного журнала нельзя. В связи с чем нами была проведена большая работа, сформированы запросы в Минпросвещения РФ, Роскомнадзор РФ и пр. госорганы, затем на основании ответов госорганов и анализа законодательства сформирована подробная инструкция об отказе от электронного журнала (электронного учета успеваемости), содержащая ответы госорганов о законности требований родителей.
Сбор сведений и их дальнейшая обработка в системах электронного журнала исключают целесообразность точечных отказов от тех или иных госуслуг в сфере образования. Например, Вы можете отказаться от электронной карты прохода и получить бумажный пропуск, но если сведения о ребенке будут и далее обрабатываться в электронном журнале, то смысла в оформлении бумажного пропуска нет.
3. Непосредственно отказаться от внесения сведений в отношении Вашего ребенка в АИС «Траектория»
4. Обжаловать отказ директора ГБОУ в случае отклонения вышеуказанного заявления -образца-1.
Обжаловать рекомендуем в надзорные органы – прокуратуру, Роскомнадзор и Рособрнадзор. ВНИМАНИЕ! Жалобу в Рособрнадзор можно подавать только после жалобы в местный отдел образования. Жалобы в надзорные органы можно подавать параллельно, чтобы ускорить процесс.
ВАЖНО! В приложении к данному образцу 2 (см. пункт 3 приложения внутри образца) рекомендуем распечатать и приложить письма из инструкции против электронного журнала и дневника (дубль ссылки на инструкцию).
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: