КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ПРИНУЖДЕНИЮ К РЕГИСТРАЦИИ В ЕИС «ТРАЕКТОРИЯ» (г. Пермь)

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Несмотря на то, что речь в данной инструкции идет о Единой информационной системе «Профилактика детского и семейного неблагополучия» (далее – ЕИС «Траектория»), внедренной в г. Перми, в других регионах также действуют (или в ближайшем будущем – могут начать действовать) свои аналогичные или очень схожие системы, поэтому данная информация актуальна для всех.

Родители из г. Перми обратились к нам за помощью, в связи с тем, что без их ведома и согласия производится сбор и обработка персональных данных детей в ЕИС «Траектория», с целью аккумулирования и анализа сведения о каждом ребенке и семье.

В ответ на запрос активных родителей Министерство науки и образования Пермского края 12.07.2022 года сообщило, что выявленные факты детского и семейного неблагополучия регистрируются в ЕИС «Траектория», в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 26.11.2018 г. № 736-п. При этом, факты детского и семейного неблагополучия выявляются педагогическими работниками образовательных организаций в рамках взаимодействия с другими органами и учреждениями системы профилактики правонарушений и осуществления педагогического наблюдения. Персональные данные детей интегрируются из системы «Контингент».

Сбор и дальнейшая обработка персональных данных (далее- ПД) производится без ведома и согласия родителей (законных представителей).

Затем в ЕИС «Траектория» осуществляется основанный на неких автоматизированных алгоритмах анализ полученных персональных данных, после чего может последовать вывод о «неблагополучии» семьи.

То есть указанный автоматизированный способ используется вместо объективного анализа ситуации, произведенного группой опытных профессиональных работников при личном общении с семьей и учета важных нюансов и различных обстоятельств.

Понятно, что даже опытным и беспристрастным профессионалам, не ориентированным на ювенальные технологии, произвести объективный и справедливый анализ в отношении семьи непросто, но в данном случае эта сложнейшая деятельность отдана на откуп автоматизированному процессу, который с помощью сомнительных алгоритмов каким-то образом должен обтяпать анализ и выдать некий результат.

Почему «обтяпать»? Потому что не представлено никаких гарантий, ни научно-обоснованных выводов – абсолютно ничего – в подтверждение факта эффективности указанного алгоритма в части беспристрастного, всестороннего, полного и справедливого анализа, основанного на неукоснительном соблюдении прав и законных интересов граждан.

Второй негативный фактор - это наличие доступа у неопределенного круга лица, включая различных должностных лиц, к сведениям о том, где учится и проживает каждый ребенок, о его успеваемости; о составе и социальном положении семьи, и т.п. – то есть, вся основная и самая важная информация о ребенке и его семье, составляющая личную и семейную тайну.

Очевидно, что при таком положении дела создается опасность противоправного использования ПД детей, в том числе – в преступных целях, направленных против жизни и здоровья детей, не говоря об опасностях утечек, хищения, применения ювенальных технологий.

Поэтому для противодействия принудительному внедрению и использованию указанных технологий, мы разработали следующее правовое обоснование защиты своих прав.

 

I.       Государство гарантирует защиту от произвольного вмешательства в жизнь граждан для их защиты, безопасности и обеспечения их правоспособности в части свободного распоряжения своими правами.

 

При принятии решения о создании подобной единой базы не принято во внимание наличие у граждан конституционных гарантий, связанных с защитой права на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защитой своей чести и доброго имени, а также с запретом любых форм произвольного вмешательства в частную жизнь со стороны государства (ст.ст. 23, 24 Конституции РФ). Под частной жизнью закон понимает физическую и духовную сферы, которые контролируются самим человеком, и которые свободны от внешнего воздействия, то есть это семейная и бытовая сфера гражданина, сфера его общения, отношение к религии, внеслужебные занятия, увлечения и иные сферы отношений, которым сам человек не желает придавать гласность, если этого не требует закон. Личная и семейная тайна являются одним из элементов частной жизни. К личной и семейной тайне можно отнести тайну усыновления, тайну частной жизни супругов, личные имущественные и неимущественные отношения, существующие в семье, а также любые другие, непосредственно касающиеся семьи, сведения.

Содержание права на личную и семейную тайну — это и есть наши узаконенные возможности требовать неразглашения соответствующих сведений и правомочия распоряжаться соответствующей информацией по своему усмотрению.

Согласно п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ «Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий».

Таким образом, именно родители, а не какие-либо иные лица, являются законными представителями своих детей, они обладают самым широким кругом прав в отношении своих детей, включая право на преимущественное воспитание перед всеми другими лицами (п.1 ст. 63 Семейного кодекса РФ, положения ст. 44 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Наличие указанных конституционных гарантий обеспечивает возможность граждан свободно распоряжаться своими правами, воспитывать детей без опасения вмешательства, справедливость и обоснованность которого во всех случаях, очевидно, невозможно гарантировать.

 

II.      Недопустимость принудительного сбора персональных данных в целом.

 

Регламентация Конституцией РФ уважения к личности, ее достоинству на основе создания и соблюдения правовых норм, направленных на защиту прав и интересов человека и гражданина, в частности вышеуказанного права на неприкосновенность частной жизни, коррелирует с положением ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 №152-ФЗ «О персональных данных» о том, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

Тогда как принудительный сбор личных сведений о гражданине и его семье в качестве условия реализации родительских прав может быть квалифицирован как унижение человеческого достоинства, поскольку такие действия сопряжены с недоверием государства к гражданам, имеющим детей, и выражением сомнения в их благонадежности априори.

         Согласно ч. 1 ст. 21 Конституции РФ «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

Часть 1 статьи 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Таким образом, сбор персональных данных без ведома и согласия субъекта персональных данных, с целью, не отвечающей интересам субъекта персональных данных, является противоправным деянием и не может быть узаконен для госорганов Российской Федерации в отношении собственных граждан.

Кроме того, на основании пунктов 1,2,4 и 5 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрено ограничение доступа к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами и предписывающей соблюдение конфиденциальности информации.

         Пункт 8 статьи 9 указанного Федерального закона гласит: «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».

         Согласно пункту 9 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных».

         В пунктах 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано о том, что обладатель информации вправе «разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами».

         Персональные данные включенного в единую базу несовершеннолетнего ребенка при распространении посредством публикации на различных электронных сервисах и платформах, предполагают доступ к персональным данным ребенка неограниченного круга лиц.

         При этом персональные данные ребенка будут одновременно являться и информацией, которая относится лично к нему, т.е. к таким сведениям, доступ к которым допускается только с письменного согласия гражданина (пункты 3, 4 статьи 6, пункты 1, 2, 4 и 5 статьи 9 ФЗ-149, пункт 1 статьи 8 ФЗ-152).

 

III. Угроза утечек персональных данных из электронных баз.

 

Изучая вопросы цифровой безопасности, мы обнаружили следующие данные.

Централизованное хранение в электронном виде всего массива данных о нашем обществе и организациях выводит уязвимость государства на принципиально новый, гораздо более высокий уровень. Электронная база данных может быть взломана в результате хакерской атаки, или, что еще проще, можно подкупить какого-нибудь сотрудника, имеющего к этой базе доступ. В п. 14 Доктрины информационной безопасности, утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646, по этому поводу сказано: «Возрастают масштабы компьютерной преступности,… увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий.

Как отмечают специалисты, в общей совокупности зарегистрированных утечек доля умышленных и неумышленных утечек персональных данных как основного вида конфиденциальной информации в мире составила 74,8% случаев, а в России 85,2%. Еще больше настораживает динамика: сравнение с 2018 годом показало рост утечек персональных данных на 22,5% в мире и на 56% в России. По словам руководителя направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрея Арсентьева, «обращает на себя внимание то, что в России существенно чаще, чем в мире «утекают» телефонные номера, включая детализацию вызовов, и паспортные данные – каждый из данных типов можно встретить более чем в 30% утечек.

IV. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства, поэтому создание условий для разрушения семей – это угроза национальным интересам.

 

Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой — обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 были утверждены Основные направления государственной семейной политики, в которых сформулированы отношение государства к семье и пути разрешения проблем семьи и детства. Она исходит из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, из необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества, из учета потребности судом.

Таким образом, сохранение и защита семьи в Российской Федерации могут быть реализованы исключительно при соблюдении гарантий, регламентированных ст.ст. 21, 23, 24, 38 Конституции РФ, а также положений федерального законодательства, которые обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан в сфере защиты персональных данных.

В силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ниже представлены 2 алгоритма действий: I) на случай, если ПД Вашего ребенка уже в системе и II) на случай, если пока права Вашей семьи непосредственно не затронуты, но Вы хотели бы проявить активную позицию и обратиться к госорганам с правовыми доводами о недопустимости принудительной регистрации и ОПД граждан в ЕИС «Траектория».

I) ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ УЖЕ попали в ЕИС «Траектория»:

1. подать в школу заявление об отказе от ОПД автоматизированным способом

2. подать в школу заявление о запрете передачи ПД третьим лицам, в различные ЕИС, АИС, ГИС и тп, включая систему ЕИС «Траектория»______скачать образец 1

3. подать в школу, местный отдел образования и местное управление Рособрнадзора заявление о несогласии с передачей данных в ЕИС «Траектория» _____скачать образец 2

4. подать в школу заявление с требованием подтвердить удаление ПД

5) В случае отказа от удовлетворения Ваших требований – обжаловать отказ в удовлетворении заявления (пункт 1) об отказе от ОПД автоматизированным способом в прокуратуру

6) Если отказано только в удовлетворении заявления о несогласии с передачей данных в ЕИС «Траектория» (из пункта 3), то обжаловать этот отказ в прокуратуру, Роскомнадзор_____скачать образец 3

II) ЕСЛИ ВАШИ ПРАВА НЕПОСРЕДСТВЕННО НЕ НАРУШЕНЫ, ПД РЕБЕНКА ПОКА НЕ ПЕРЕДАНЫ В ЕИС, НО Вы занимаете активную позицию и хотите обратиться к госорганам с правовыми доводами о недопустимости принудительной регистрации и ОПД граждан в ЕИС «Траектория»:

1) направить обращение в прокуратуру Пермского края с требованием принести протест на постановление Правительства Пермского края от 26.11.2018 г. № 736-п ____Скачать образец 4

2) направить обращение в Управление Роскомнадзора по Пермскому краю____Скачать образец 5

ЕСЛИ НА ВАШИ ОБРАЩЕНИЯ ПОСТУПАЮТ ОЧЕВИДНЫЕ ОТПИСКИ, ИЛИ ОТВЕТ ОТСУТСТВУЕТ, ИЛИ НАРУШЕН СРОК ОТВЕТА, то рекомендуем скачать бланки жалоб и воспользоваться этой инструкцией.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#ЕИС «ТРАЕКТОРИЯ» # Траектория # Пермь
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: