Отказ от вакцинации против COVID-19 в отношении школьников

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
18:37 / 12.01.2022

В п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ сказано: «Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий».

Поэтому именно родители и только родители могут принимать решение о том, вакцинировать ребенка или нет.

ВАЖНО! Даже если ребенку исполнилось 15 лет, в связи с чем он наделен правом самостоятельно давать согласие на мед. вмешательство, это обстоятельство не исключает право родителей быть законными представителями своего ребенка до достижения им 18 лет, выступать от его имени в любых правоотношениях, включая медицинские.

Дееспособность лиц, достигших 15 лет лишь частичная, а это означает, что несмотря на наличие у таких детей некоторой самостоятельности, родители, в качестве законных представителей, все-таки имеют преимущество в представлении законных интересов детей, поскольку обладают полной дееспособностью и наделены указанными полномочиями законом.

Именно поэтому в бланках, которые Вы сможете скачать ниже, изложен запрет на вакцинацию без ведома и согласия именно законных представителей ребенка, а не его самого: «...запрещаю проведение вакцинации моего ребенка_____ФИО, гр, достигшего 15 летнего возраста (ЕСЛИ не достиг, то убрать эту фразу), против COVID-19 любыми сотрудниками образовательной организации на основании ч. 1 ст. 20 ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ч.ч. 1-2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также ст. 22 ч. 1 Конституции РФ, учитывая, что личное мнение несовершеннолетнего лица в данном случае не имеет юридической силы и не может быть использовано в качестве основания для безусловного осуществления мед. вмешательства в виде вакцинации против COVID-19”.

В вопросе вакцинации против COVID-19 в отношении несовершеннолетних есть три важных аспекта:

1) вакцинация в силу прямого указания закона может быть произведена только при наличии добровольного, информированного согласия;

2) отказ от вакцинации не может повлечь ограничение прав детей в сфере образования и прочих сферах, поскольку это опять же прямо предусмотрено законом;

3) в настоящее время отсутствуют научно обоснованные, достоверно, всесторонне и независимо проведенные исследования в части влияния вакцинации от COVID-19 на здоровье детей, безопасности ее проведения, эффективности и необходимости.

Прежде чем дать разъяснения по каждому вышеназванному пункту, обратим Ваще внимание и на тот факт, что распоряжения, приказы и прочие локальные акты не могут противоречить требованиям федерального законодательства.

I. Итак, поясним первый пункт.

Доводы об обязательности вакцинации в связи с так называемой пандемией COVID-19, нельзя признать состоятельными, потому что у граждан, независимо от возраста, отсутствует установленная законом обязанность вакцинироваться, напротив, все граждане наделены правом на отказ от вакцинации.

Часть 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" прямо предусматривает указанное право.

В любом случае, право на отказ от медицинского вмешательства – это неотъемлемое право каждого человека в любом цивилизованном обществе.

Принудительное мед. вмешательство в отношении здорового человека недопустимо в любом случае.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 20 ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинское вмешательство в отношении ребенка, не достигшего 15-летнего возраста, осуществляется на основании информированного добровольного согласия одного из родителей ребенка, за исключением особых случаев, указанных в части 9 статьи 20 (устранение угрозы жизни и т.п.).

Согласно п.2 ч. 9 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.         Таким образом, принудительное медицинское вмешательство в отношении детей без согласия их родителей возможно только в случае, если достоверно известно, что ребенок страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих.

А в соответствии с ч. 1 ст. 20 ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» «Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи».

Законом не предусмотрено, что указанным правом на дачу согласия на мед. вмешательство наделены исключительно лица, достигшие 15 лет, а не их законные представители.

То есть наличие указанного права у 15-летнего ребенка не лишает его родителей данного правомочия, в связи с чем родители законным образом могут отказаться от мед. вмешательства в отношении ребенка, достигшего 15-летнего возраста.

Тогда как для здоровых детей, повторимся, медицинское вмешательство без согласия абсолютно исключено.

Требование об обязательном согласии на какое-либо медицинское вмешательство в отношении здорового ребенка, допущенного педиатром к посещению образовательной организации, для допуска ребенка к обучению в очной форме в образовательной организации, законодательством РФ не установлено.

Следует также отметить, что «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID- 19)» СП 3.1/2.4.3598-20 (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.06.2020) не предусматривают наличие у школьников обязательного сертификата о вакцинации в качестве условия допуска к очному образованию.

Даже контакт с заболевшими и выход в школу после карантина не предусматривает обязательной вакцинации.

(пункт 2.9.4 СанПиН СП 2.4.3648-20: «после перенесенного заболевания вне зависимости от продолжительности болезни дети допускаются к посещению занятий в школе при наличии медицинского заключения».

В силу ч.1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Таким образом, ни один законодательный акт не содержит требования дать согласие родителям или достигшим 15-летнего возраста детям на вакцинацию против COVID-19 в качестве условия для допуска ребёнка к очному образованию, которое гарантировано Конституцией РФ.

Федеральными нормативными актами, в том числе - общими СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» не предусмотрена обязательная вакцинация несовершеннолетних детей с целью допуска в образовательные организации.

II. Недопустимость ограничения прав детей на образование в связи с отказом от вакцинации.

В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину нашей страны гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Данная конституционная гарантия предполагает отсутствие каких-либо дополнительных условий для доступа к образованию, тем более не допускает какой-либо сегрегации или дискриминации, а также замены традиционного образования в очной форме на «дистант».

В силу ч.2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет:

– запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

– временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

– отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Как видим, законом не предусмотрено отстранение от обучения или перевод на иную форму обучения тех лиц, которые уже приняты в образовательные организации, обучаются в них, но отказались от вакцинации.

Напоминаем, что закон никак не связывает “дистант” и возникновение заболеваний в детском коллективе. Если в классе введён карантин, дети могут учиться заочно, или сделать перерыв в учёбе за счёт установления другого графика продолжительности каникул.   

И помните, что никакого “дистанта” в законе нет, а все предусмотренные законом формы получения образования перечислены в ст. 17 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.          Их всего пять.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность: очное, очно-заочное, заочное.

Вне таких организаций: семейное и самообразование.

Как видим, никакого «электронного»/ «дистанционного» обучения как отдельной формы законом не предусмотрено. Когда родитель впервые приходит в школу с ребенком, он пишет заявление о зачислении в школу, в котором указана выбранная им форма обучения. В большинстве случаев выбирается очное образование – и это заявление остается в силе в том числе - в период любых ограничений/карантинов в школе в связи с «профилактикой коронавируса».

! Очень важно не писать никаких заявлений с просьбой перевода на другую форму обучения – таким образом родителя легко могут подловить на добровольном отказе от традиционного образования в стенах школы.

Положении статьи 28 Закона N 273-ФЗ предусмотрено: «Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».

Обязанности зеркально отображают Ваши права, то есть любая предусмотренная законом обязанность образовательной организации – это Ваше право.

III. Научных доказательств факта безусловной безопасности и эффективности вакцинации против COVID-19 несовершеннолетних не представлено. Это означает, что вакцинация несовершеннолетних против COVID-19 является экспериментом.

Участие в эксперименте несовершеннолетних, затрагивающем здоровье детей, запрещено без добровольного информированного согласия их родителей.

Статьей 21 Конституции РФ провозглашено: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». При этом из этой нормы мы видим, что медицинские опыты без добровольного согласия человека относятся к таким категориям как пытка, насилие, жестокое и унижающее человеческое достоинство обращение.

Для предоставления согласия на участие в эксперименте испытуемый должен быть информирован о его характере, продолжительности и цели; методе и способах, с помощью которых он будет проводиться; обо всех возможных неудобствах и рисках; о возможных последствиях для физического или психического здоровья испытуемого, которые могут возникнуть в результате участия в экспериментах.

Никаких результатов комплексного анализа, научно-обоснованных и доказанных, а главное — независимых - исследований, что вакцинация несовершеннолетних против COVID-19 является безопасной, эффективной и необходимой - не представлено.   

В силу положений ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Мы пока не знаем, как будут развиваться события, какая сложится практика, поэтому материалы по вопросу вакцинации несовершеннолетних будут регулярно дополняться и редактироваться.

Итак, что делать, если вакцинацию против COVID-19 потребуют, а в допуске в школу откажут или предложат дистант?

1) Немедленно обратиться с письменным заявлением к руководителю образовательной организации (директору школы/заведующей детским садом), в котором будет содержаться требование о допуске ребенка в образовательную организацию без вакцинации против COVID-19 и немедленного восстановления обучения в очной форме, если за отказ Вас принуждают отказаться от очного образования в традиционной форме СКАЧАТЬ => ОБРАЗЕЦ 1.

2)  Вместе с этим заявлением подать:

Заявление об отказе от “дистата” ОБРАЗЕЦ 2;

- Заявление об отказе от автоматизированной ОПД для усиления позиции против “дистанта”

- Заявление об отказе от ОПД в части мед. сведений о ребенке ОБРАЗЕЦ 3

3) В случае отказа руководителя учебного заведения допустить ребенка к занятиям необходимо направить обращение в органы прокуратуры и Рособрнадзор (образец 4).



Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Вакцинация
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: