Ответственность за пропаганду «чайлдфри»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

В конце 2023 года Президентом РФ был пописан Федеральный закон, который установил ответственность за пропаганду извращений. Нами была подготовлена дорожная карта с образцами заявлений.

Вместе с тем, указанным нормативно-правовым актом была не охвачена еще одна деструктивная составляющая, активно пропагандируемая в нашей стране – отказ от деторождения, идеология так называемых «чайлдфри».

Однако. Это не менее серьезная проблема в стране, где довольно низкий коэффициент рождаемости в целом. Почему же возникла такая необходимость запрет на госуровне?

Наше мнение таково, что вся эта идеология насаждается через наиболее популярные социальные сети, которые, зачастую, используют довольно агрессивные формы деструктивного контента, который способен при неблагоприятном стечении обстоятельств в значительной степени деформировать представления, в том числе и у несовершеннолетних, о таких конституционных, традиционных ценностях, как семья, материнство, отцовство и детство, и негативно отразиться не только на психологическом состоянии человека и его развитии, но и на социальной адаптации.

Понятие традиционных ценностей наиболее четко и понятно раскрыто в Указе Президента РФ от 09.11.2022 № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".

Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, единство народов России.

Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала. Одно из предназначений семьи - рождение и воспитание детей, что очень важно для демографии страны.

Вместе с тем, очень часто, например ВКонтакте, Телеграме, ТикТоке и т.п. можно встретить такой деструктивный и откровенно вредный контент, который порочит материнство, отцовство, многодетство, традиционные семейные ценности, высмеивая матерей, отцов, в том числе тех, которые решили для себя быть многодетными.

То есть речь идет о когнитивном психологическом воздействии на аудиторию и таким образом «переформатировании» традиционного сознания, а учитывая, что социальными сетями пользуются подростки, молодые люди, у которых нет четких и оформившихся жизненных установок, то воздействие оказывается в первую очередь на них.

Когда говорится о когнитивном уровне психологического воздействия, то сразу всплывает понятие манипуляции.

Манипуляция – это способ воздействия на людей через программирование и перепрограммирование их поведения. Это воздействие направленно на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном манипулятору направлении.

Задача манипулятора - в чем-то убедить людей. Для этого надо, прежде всего, привлечь внимание людей к его сообщению, в чем бы оно не выражалось. Затем надо, чтобы человек запомнил это сообщение, ибо многократно проверенный закон гласит: убедительно то, что остается в памяти.

Подобные вещи достигаются пропагандированием мнения, что «если родишь, про себя можешь забыть», «ребенок не даст реализоваться», «с рождением ребенка лишаешься возможности свободно жить, в своих интересах», «испортится фигура», «рожают, дабы не работать», «рожают, чтобы получать пособия», «плодят нищету» и т.п.

Как правило, в комментариях под такими постами сразу отмечаются личности, которые начинают дискуссию в деструктивном ключе с общим посылом «а зачем это нужно, фигура испортится, муж бросит, бедная женщина, бедный мужик, а почему из моих налогов», приводятся примеры счастливой, веселой и благополучной жизни с путешествиями без детей и т.д., и т.п.

Все это создает некий негативный информационный манипулятивный фон для достижения целей дискредитации семей с детьми, в том числе многодетных.

При этом важна и технологическая база манипулятора. Телевидение, которое оперирует одновременно текстом, музыкой и зрительно воспринимаемыми движущимися образами, обладает исключительно высокой, магической способностью сосредоточивать, рассеивать и переключать внимание зрителя.

Как итог - в результате частого повторения то, что несется, прочно запоминается, действует на сознание независимо от того, вызывает ли это утверждение возражения или одобрение. Этот вывод проверен на коммерческой рекламе.

Мастера рекламы знают, что для ее эффективности неважно, вызывает ли она положительную или отрицательную реакцию, важно, чтобы она застряла в памяти.

Получается, что главная характеристика пропаганды заключается в направленности информации и целях ее распространения – в нашем случае отказа от деторождения.

Ранее, в российском законодательстве не было такого правонарушения, как пропаганда отказа от рождения детей и в целом эта тема в законодательстве никакого отражения не находила, за исключением Указа Президента РФ о традиционных ценностях.

Однако, в ноябре 2024 года был подписан пакет нормативно-правовых актов, устраняющий данную несправедливость.

В частности, в пакет поправок входят два закона:

- Федеральный закон от 23.11.2024 № 401-ФЗ, который внес дополнение в статью 6.21 КоАП РФ;

- Федеральный закон от 23.11.2024 № 411-ФЗ, который  запрещает распространение информации, пропагандирующей отказ от деторождения, в сети Интернет, средствах массовой информации, кинофильмах и рекламе.

Фактический указанный Федеральный закон № 411-ФЗ вносит поправки в шесть федеральных законов: «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О средствах массовой информации», «Об основных гарантиях прав ребенка», «О рекламе», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и «О государственной поддержке кинематографии».

Согласно поправкам:

- владельцы сайтов будут обязаны мониторить их содержание на наличие информации, «пропагандирующей отказ от деторождения». Иначе сайт добавят в реестр запрещенных;

- информацию, «пропагандирующую отказ от деторождения», запретят использовать и распространять в СМИ;

- органы государственной власти будут защищать детей от «информации, пропагандирующей отказ от деторождения»;

- реклама не должна содержать информацию, «пропагандирующую отказ от деторождения»;

- «Пропаганда отказа от деторождения» запрещена для распространения среди детей;

- фильмы, «пропагандирующие отказ от деторождения», не будут получать прокатные удостоверения.

Федеральным законом от 23.11.2024 № 401-ФЗ в статью 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, которые дополнили ее еще одним важным запретом – запрет распространения информации и (или) совершении публичных действий, направленных на формирование  отказа от деторождения, т.е. пропаганду идеологии «чайлфри».

Согласно введенной норме административным штрафом будут наказываться распространение информации или совершение публичных действий, направленных на формирование привлекательности отказа от деторождения либо искаженного представления о социальной равноценности рождения детей и отказа от деторождения, либо навязывание информации об отказе от деторождения, вызывающей к этому интерес.

Административная ответственность наступит в случае, если эти действия не будут содержать признаков уголовно наказуемого деяния.

Т.е. на сегодняшний день мы видим, что направление жалоб на подобный контент и подобную пропаганду показал запрос общества и его реакцию на них.

Как и с случае с извращенцами, государство, в том числе в лице уполномоченной Правительством РФ организации, должно реагировать на подобный деструктивный контент, информацию и т.п. в различных источниках – книги, в том числе аудио, соцсети, электронные и информационные платформы, реагировать на обращения граждан и оперативно принимать меры по их закрытию и привлечению виновных к административной ответственности.

Одна из форм информирования - инициативные граждане, которые имеют право направлять жалобы при самостоятельном выявлении, на их взгляд, пропаганды, т.е. распространения информации и (или) совершении публичных действий, направленных на формирование  отказа от деторождения.

В настоящее время есть два способа реагирования на вышеуказанную пропаганду:

- блокировка контента (компетенция Роскомнадзора);

- привлечение к административной ответственности (компетенция органов полиции, ФАС).

И в том, и в другом случае заложена одна и та же база, которая позволяет рассматривать указанный контент как деструктивный, и применять соответствующие меры.

Размер административного штрафа по ст. 6.21 КоАП РФ для граждан составит от 50 до 100 тысяч рублей, для должностных лиц - от 100 до 200 тысяч рублей, для юридических лиц - от 800 тысяч до 1 млн рублей. В отношении юридических лиц вместо наложения административного штрафа возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

За действия, совершенные среди несовершеннолетних, с применением СМИ или сети "Интернет" предусмотрены увеличенные размеры административных штрафов.

Также статья 6.21 КоАП РФ дополнена примечанием, согласно которому административным правонарушением не являются распространение информации о монашестве и монашеском образе жизни, соблюдении обета безбрачия (целибата) и связанном с ними отказе от деторождения и (или) совершение публичных действий, направленных на формирование привлекательности монашества и монашеского образа жизни, соблюдения обета безбрачия (целибата).

Субъектами указанного правонарушения, будут являться физические и (или) юридические лица, должностные лица, иностранные граждане или лица без гражданства, которые замечены распространении вышеуказанной информации.

Объективную сторону указанного правонарушения образует действие, направленное на распространение информации, пропагандирующей отказ от деторождения, в том числе высмеивая и дискредитируя семьи с детьми.

Пропаганда – это распространение в обществе каких-либо идей, воззрений, учений, знаний путем постоянного глубокого и детального их разъяснения и ознакомления (Ожегов, Ушаков).

Если говорить с точки зрения закона, то под пропагандой понимается деятельность, направленная на формирование определенных установок, имеющая цель побудить к совершению каких-либо определенных действий.

Публиковать такую информацию нельзя ни в СМИ, ни в интернете, ни в рекламе, ни на аудиовизуальных сервисах, ни в соцсетях. Запрет также распространяется на литературу, кино и музыкальные произведения.

Согласно изменениям, внесенным в законы, товары, которые содержат такую информацию (например, книги) продавать, да и издавать, теперь нельзя, а фильмы, которые содержат материалы, пропагандирующие отказ от деторождения, не будут получать прокатное удостоверение.

Ограничение затрагивает и отечественные товары, и импортные. В случае пропаганды отказа от деторождения ответственность будет наступать и за публичные действия, в которых правоприменители разглядят запрещенную информации.

Кроме того, распространение пропаганды отказа от деторождения теперь — основание для внесудебной блокировки по статье 15.1 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Также владельцы социальных сетей теперь обязаны выявлять и блокировать такую информацию.

При этом следует учесть, что объективная сторона предусмотренных деяний как правонарушающие действия, не включает в качестве элемента последствия получения адресатами информации об отказе от деторождения, не предполагает подтверждения того, что распространенная лицом информация действительно повлияла на формирование у ее адресатов отказ от рождения детей, искаженного представления о социальной равноценности семей с детьми и без детей, т.е. состав формальный.

Субъективная сторона формального состава указанных правонарушений не может охватывать ее последствия и заключается лишь в осознании цели данного противоправного действия.

В зависимости от выявленного нарушения алгоритмы следующие.

I. Сеть Интернет – пропаганда отказа от деторождения, направляем в два адреса – Роскомнадзор и МВД.

Информация о выявленной запрещенной информации подается в Роскомнадзор с помощью специальной официальной формы на официальном сайте ведомства: https://eais.rkn.gov.ru/feedback/

Для обращения в МВД РФ – образец 1 ТУТ.

В Роскомнадзор – образец 4 ТУТ

II. Магазины по реализации товара, например книги, в том числе аудио - в Роспотребнадзор:

1. Узнаете данные продавца: ИНН, ОГРНИП, ИП ФИО, ООО, юридический адрес. Все эти данные должны быть размещены в свободном доступе либо предоставляться по первому требованию.

2. Фотофиксируете факт нахождения в продаже запрещенной литературы либо другого товара с датой фото (необходимо делать фото так, чтобы было понятно, что это за торговая точка).

3. Берете образец жалобы, заполняете и с фотографиями направляете адресату – образец 2 ТУТ.

III. Пропаганда в рекламе.

За нарушение законодательства о рекламе предусмотрена дополнительно особая административная ответственность по ст. 14.3 КоАП РФ и она наступает не только по ст. 6.21 КоАП РФ, но и по ст. 14.3 КоАП РФ.

По таким нарушениям протоколы составляет и дела рассматривает территориальный орган ФАС – Федеральной антимонопольной службы.

При этом, обратите внимание, что ответственность по ст. 14.3 КоАП РФ не заменяет, а дополняет ответственность по ст. 6.21 КоАП РФ.

Таким образом, жалобы пишем в два адреса - ФАС и Роскомнадзор.

В ФАС – образец 3 ТУТ.

В Роскомнадзор – образец 4 ТУТ

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Чайлдфри
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: