Содержание:
1. Чем регулируется перевод ребенка в 10 класс?
2. Когда начинается набор в 10 класс?
3. Как проходит прием в 10 класс?
4. Могут ли отказать в приеме в 10 класс из-за плохих оценок?
5. Могут ли отказать в приеме в 10 класс из-за отсутствия прописки?
7. Можно ли после 9 класса бросить школу и пойти работать?
8. Что такое профильное обучение?
9. Может ли школа навязывать профильный класс вопреки выбору родителей и учащегося?
11. Дополнение от 21.06.24 О конкурсном отборе, проходном пороге и прочих ограничениях
Согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются обязательными.
Таким образом, получение образования до 11 класса, это не только право, но и обязанность. У учащихся есть право на выбор образовательной организации и формы получения образования. Отказ в приеме 10 класс из-за плохих оценок, места проживания, возраста или личного отношения к учащемуся является нарушением норм закона. Школа обязаны обеспечить реализацию государственных гарантий доступности образования.
Чаще всего отказ в переводе ребенка в 10 класс обосновывается низкой успеваемостью ребенка или участием в конкурсной отборе.
Если в 10 классе обучение осуществляется по дифференцированным общеобразовательными программам, например, физико-математического, гуманитарного, биологического, технического и т.п. направлений, предусматривающих индивидуальный отбор обучающихся, то порядок такого отбора устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 66 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" «Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации».
Таким образом, чтобы выяснить, правомерно ли проведение конкурса для поступления в 10 класс нужно ознакомиться с Постановлением Правительства вашего региона «Об утверждении Порядка организации индивидуального отбора обучающихся при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации, расположенные на территории региона, для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения» (наименование нормативного акта может отличаться), а также аналогичное Положение, утвержденное администрацией школы. Порядок приема в 10 класс должен быть прописан в уставе или отдельном положении общеобразовательной организации о приеме в 10 класс.
Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) в 2021 году рекомендованы следующие минимальные баллы для приема в профильные классы:
Вместе с тем, статьей 67 Закона предусмотрено, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено ФЗ «Об образовании».
Для обеспечения этого положения Закона в школе помимо профильных классов должны быть организованы т.н. универсальные классы, в которые принимаются все желающие, имеющие аттестат об основном общем образовании.
При поступлении в 10 класс нет жесткой привязки к закрепленной территории.
Законом установлено, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган управления образованием.
Как правило, муниципальный орган управления образованием на своем сайте публикует перечень профильных и универсальных классов по школам и наличие в них свободных мест. Эта информация периодически обновляется и позволяет родителям (законным представителям) отслеживать ситуацию.Даты ознакомления родителей с предварительным рейтингом, составления итогового рейтинга, ознакомления родителей с итоговым рейтингом, зачисления и приема заявлений в 10 класс устанавливаются в упомянутом выше Постановлении Правительства вашего региона «Об утверждении Порядка организации индивидуального отбора обучающихся..». Чаще всего это начало июля.
Как проходит прием в 10 класс?Зачисление учащихся в 10-й класс осуществляется на основании заявления обучающихся, копии свидетельства о рождении (паспорта), аттестата об основном общем образовании.
В 9 классе учащимся нередко приходится слышать такие утверждения педагогов: «С тройками в 10 классе не место, количество мест в общеобразовательном классе ограничено и поэтому возьмут только лучших, в 10 класс документы подавайте по прописке, общеобразовательных классов в школе вообще не будет, прием будет только в профильные классы и только по конкурсу».
ВАЖНО! Администрация общеобразовательной организации не вправе отказать в приеме заявления о поступлении в 10 класс только по причине освоения ребенком учебной основной общеобразовательной программы с удовлетворительными оценками ("3") по результатам промежуточной аттестации за 9 класс, если учащийся при этом сдал ГИА и получил аттестат.
После получения аттестата учащийся может написать заявление с просьбой принять его в 10 класс, предъявив аттестат о получении основного общего образования. Письменное заявление должно быть зарегистрировано секретарем, на копии заявления поставлен входящий номер и дата. Копия заявления будет доказательством факта обращения.
Наличие или отсутствие регистрации по месту жительства не является условием приема в 10 класс. Учащийся имеет право выбрать любую школу.
Учащийся вправе продолжить учиться в 10 классе в той же школе, либо выбрать другую, независимо от места регистрации.
Отказ в приеме в 10 класс, со ссылкой на отсутствие регистрации на территории, которая закреплена за школой, является незаконным. Его можно обжаловать в органах управления образования, отделениях (инспекциях) Рособрнадзора или в прокуратуре.
Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации является административным правонарушением (ст. 5.57 КоАП РФ).
Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Может ли школа вообще не открывать 10 общеобразовательный класс и вести набор только на профильное обучение?
Ответ на этот вопрос не такой однозначный.
Школа может вести прием только на профильное обучение, если совсем нет желающих учиться в общеобразовательном классе, если в классы на профильное обучение принимают без индивидуального отбора и фактически дают возможность выбора профиля или базы по разным предметам. Школа может совсем отказаться от набора в 10 класс, если не будет набрано минимальное число учащихся, необходимое для открытия класса.
Учащиеся имеют право настаивать на продолжении обучения в той же школе в 10 классе, ссылаясь на обязательность среднего образования и на то, что школа должна была предусмотреть, а органы управления заложить в план муниципального задания количество мест, достаточное для продолжения обучения учащихся. Школа также должна предоставить возможность выбора обучения не только профильного, но и базового. Учащийся имеет право отказаться от профильного обучения и перевестись на базовое и продолжить обучение в общеобразовательном классе.
Получение аттестата об окончании 9 классов - это не основание для отчисления, если учащийся заявил о желании продолжить дальнейшее обучение в этой школе.
На практике могут возникнуть дополнительные сложности. В случае, если решить вопрос не удается, родители могут обратиться в управление образования своего муниципалитета с просьбой решить вопрос об устройстве ребенка в 10 класс. В таких случаях ситуацию возможно переломить, если родители объединятся и будут активными.
По закону именно органы местного самоуправления отвечают за то, чтобы каждый выпускник девятых классов получил возможность продолжить обучение в школе, независимо от успеваемости. Но этот вопрос они могут решить предоставив учащемуся место в другой школе. Место предоставить должны обязательно, в какой именно школе закон не уточняет.
Если есть группа желающих продолжить обучение в 10 общеобразовательном классе достаточная для комплектования полноценного класса - родители могут требовать от школы и муниципалитета открыть класс и дать возможность продолжить получение образования.
Так в соответствии с п.6 ст. 26 Закона "Об образовании в РФ" в целях учета мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации: 1) создаются советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы.
Прекратить получение образования, пока не исполнилось 18 лет нельзя. Получение образования является обязательным. Прекратить обучение в общеобразовательном учреждении досрочно по инициативе обучающегося, его родителей (законных представителей) возможно только в случае перевода из одного образовательного учреждения в другое или перевода на другую форму получения образования.
При чем работать после получения аттестата об окончании 9 классов ребенок может, но и получать образование при этом обязательно. Это может быть вечерняя школа, семейное образование.
Что такое профильное обучение?
Направленность (профиль) образования – это ориентация образования на конкретные области знания и (или) виды деятельности.
Профильное обучение – это организация образовательной деятельности по получению среднего общего образования, основанная на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.
Администрация школы имеет полномочия для того, чтобы самостоятельно принимать решения о формировании классов профильного обучения. Закон дает родителям лишь безусловное право выбирать профиль из числа предложенных школой.
Инициативная группа родителей или Совет родителей может обратиться к директору с просьбой пересмотреть решение. Для того, чтобы настаивать на учете мнения родителей важно подтвердить, что это именно мнение большинства родителей. Можно направить коллективное обращение или провести встречу.
Закон об образовании закрепляет за родителями право участвовать в управлении образовательной организацией. В частности, родители помимо инициативного создания Советов для учета их мнения могут входить в состав коллегиального органа управления - Управляющего совета школы, полномочия которого официально утверждены Уставом и локальными актами, а решение по вопросам, которые отнесены к его компетенции обязательны для директора.
Необходимо уточнить в Уставе и локальных актах (Положении об Управляющем совете) кто именно принимает решение о создании профильных классов. Решение о создании профильных классов может являться частью программы развития школы. Если утверждение Программы развития школы относится к компетенции Управляющего совета - то родители могут обращаться в совет для того, чтобы повлиять на решение о введении профильного обучения и выборе самих профилей.
Обучающийся имеет право выбирать профиль обучения из числа, которые имеются в школе.
Если заявление о приеме на профильное обучение Вами подавалось в письменном виде и в нем был указан профиль обучения, на которое Вы просите принять Вашего ребенка, то Вы можете обжаловать действия администрации школы по зачислению на иной профиль обучения.
В случае, если все-таки ваш ребенок был зачислен, помимо вашей и его воли, в класс другого профиля. В этом случае Вы можете подать заявление о переводе Вашего ребенка на иной профиль обучения и в случае отказа оспаривать действия администрации школы в Рособрнадзор или через прокуратуру.
Если в переводе в 10й класс отказано по мотиву отсутствия цифрового портфолио, согласия на ЭО и ДОТ, участие в эксперименте ЦОС.
Как уже было указано выше, зачисление учащихся в 10-й класс осуществляется на основании заявления обучающихся, копии свидетельства о рождении (паспорта), аттестата об основном общем образовании (см. пункты 3 и 4 настоящих разъяснений).
Поэтому такие основания для отказа в зачислении в 10-й класс, как отсутствие цифрового портфолио, отказ от ЭО и ДОТ и (или) от участия в эксперименте ЦОС, законом не предусмотрены. Такие основания сопряжены с самоуправством директора школы.
Между тем, в обоснование недопустимости навязывания участия в ЦОС, согласия на использование ЭО и ДОТ, мы неоднократно указывали в своих обращениях в органы государственной власти на следующие факты:
1) в силу ч. 9 ст. 13 Закона «Об образовании в РФ» в России запрещается использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся. На сегодня накоплено достаточно результатов исследований (российских и международных), свидетельствующих, что ЭСО и ДОТ (дистант, различные цифровые обр. платформы) не безопасны для здоровья детей и не могут быть использованы при обучении несовершеннолетних. При этом нет ни одного научного государственного исследования, которое бы подтвердило безопасность электронных средств и методов обучения для психического и физического здоровья детей;
2) принуждение родителей к регистрации детей на цифровых образовательных платформах, равно как и отказ администрации школ в обучении ребенка в случае отказа его родителей от автоматизированного способа обработки персональных данных сопряжены с нарушением конституционного права граждан на отказ от участия в эксперименте, коим официально является ЦОС;
3) на сегодня нет апробированных научных психолого-педагогических, методических разработок и заключений для проведения «занятий» с помощью цифрового образовательного контента. Оборудование, используемое для ЦОС, не имеет санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии для школы. Действующие СанПиНы по организации обучения в школах не покрывают все ЭСО и технологии, используемые в ЦОС;
4) трансграничный характер передачи персональных данных пользователей цифровых платформ, возможность доступа к ним частных компаний, в т.ч. – иностранных, перспектива сбора полного набора сведений о ребенке, в том числе о его здоровье, психологическом портрете, внеучебных достижениях и т.д. в рамках создания его цифрового профиля, связаны с неустранимыми рисками нарушения приватности и кражи/утечки ПД, использования их преступниками/структурами других государств/частными компаниями в своих корыстных интересах.
При этом, Закон «Об образовании в РФ» не содержит обязательного требования о введении и применении системы электронного портфолио, ЭО и ДОТ, а ЦОС и вовсе является экспериментом, отказаться от участия в котором можно, действуя согласно нашей инструкции.
«Цифровое портфолио ученика» - сервис, обеспечивающий школьникам возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями, предоставляющий возможность сформировать пакет документов для их подачи на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования.
Принуждение к использованию указанного сервиса или к согласию на ведение цифровой биографии школьника является нарушением статьи 23 Конституции РФ, закрепившей право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Запрет получать информацию о частной жизни, в том числе составляющую личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина содержится в пункте 8 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит непротивоправный характер (Постановление от 16 июня 2015 года N 15-П; определения от 26 января 2010 года N 158-О-О, от 27 мая 2010 года N 644-О-О, от 22 января 2014 года N 113-О, от 25 сентября 2014 года N 2161-О и др.).
Дальнейшее законодательное воплощение гарантии прав детей нашло отражение в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (статья 6).
О неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия указывается в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Введение индивидуализации общего образования в подобном виде, тем более осуществление этих функций по определению способностей ребенка автоматизированным способом, будет в дальнейшем сводиться к механическому подсчету его достижений по тем или иным учебным предмета, без учета его способностей, психологических особенностей его развития, склонности к тем или иным предметам. Искусственный интеллект не сможет заменить комплексного педагогического подхода, который в состоянии осуществить только живые люди, обладающие не только соответствующими познаниями в области педагогики и детской психологии, но и жизненным и профессиональным опытом. Только живой человека, занимающийся педагогической деятельностью, а не бездушная машина, в состоянии понять эмоциональное состояние ребенка, подбодрить его, вникнуть в его психологическое состояние, которое может быть обусловлено тяжелыми семейными проблемами, негативного воздействия ближайшего окружения, вовлечения подростка в асоциальную или даже криминальную среду и т.д.
В силу предписаний статьи 56 Конституции РФ, права и свободы, гарантированные вышеупомянутой статьей 21 Основного закона, как впрочем, другими его статьями, а именно 20, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 – 54, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах.
Правовая позиция, предусматривающая защиту прав и свобод личности, содержится в многочисленных судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации.
В частности, в пункте 2 Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.012020 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Р.Д. Свечниковой». В нем указано следующее:
Согласно Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18 и 118 (часть 1), в Российской Федерации как правовом демократическом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием.
Достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления; каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 21, часть 1; статья 23, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (статья 24, часть 1). Из этого следует, что не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации, сопряженные с нарушением прав на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну.
Признание права на неприкосновенность частной жизни на конституционном уровне предполагает, что отношения, возникающие в сфере частной жизни, не могут быть подвергнуты интенсивному правовому регулированию и необоснованному вмешательству любых субъектов, которым сам гражданин доступ к указанной сфере не предоставил.
Право на неприкосновенность частной жизни означает и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. В понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю обществом и государством, если она носит непротивоправный характер (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2005 года № 248-О, от 26 января 2010 года № 158-О-О, от 10 февраля 2016 года № 224-О и др.).
Вследствие предписаний Конституции Российской Федерации конфиденциальным характером обладает любая информация о частной жизни лица, а потому она во всяком случае относится к сведениям ограниченного доступа. Поскольку ограничение прав, в том числе с целью защиты прав других лиц, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может иметь место только на основании федерального закона, предполагается, что реализация конституционного права на информацию, если она затрагивает частную жизнь других лиц, возможна только в порядке, установленном законом, и что законодатель правомочен определить законные способы получения такой информации. При этом Конституция Российской Федерации предполагает возможность введения в отношении той или иной информации специального правового режима, включая режим ограничения свободного доступа к ней со стороны граждан (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 года № 3-П и от 16 июня 2015 года № 15-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2003 года № 173-О, от 29 января 2009 года № 3-О-О, от 29 сентября 2011 года № 1063-О-О, от 9 июня 2015 года № 1275-О и др.).
На недопустимость сбора персональных данных без согласия их владельца или его законного представителя указывает статья 9 Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ.
Последовательная позиция по данному вопросу выработана Конституционным Судом РФ. Так, в Определении данного суда от 28 января 2016 г. № 100-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шалбина Дмитрия Алексеевича на нарушение его конституционных прав статьей 7 Федерального закона «О персональных данных» им указано следующее: «Федеральный закон «О персональных данных», принятый, как указывается в его статье 2, в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, в главе 2 устанавливает принципы и условия обработки персональных данных, под которой понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3 статьи 3).
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 и 7 части 1 статьи 6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением, в частности, правил, предусмотренных данным Федеральным законом, и допускается в случаях, если она осуществляется с согласия субъекта персональных данных, необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, а также в случае, если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей, и при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Частями 1, 2 и 3 статьи 9 данного Федерального закона, в частности, предусматривается, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе; согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным; согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом; согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных».
Подробнее о цифровом портфолио можно почитать в нашем аналитическом материале.
Таким образом, критерии конкурсного обора детей в 10-й класс должны быть четко прописаны в соответствующем Постановлении региона, а также в локальном нормативном акте вашей школы.
В связи с чем, среди критериев отбора в 10-й класс не могут быть указаны противозаконные критерии такие, как лояльность к внедрению ЦОС, наличие или отсутствие согласия на обработку персональных данных, «неудобность» позиции родителей относительно какой-либо темы, проталкиваемой администрацией школы.
КАК ОБЖАЛОВАТЬ, ЕСЛИ в 10-й класс НЕ ПЕРЕВОДЯТ по вышеуказанным основаниям?
СКАЧАТЬ =>> ОБРАЗЕЦ 1 «Отказ в переводе в 10-й класс по общим основаниям»
СКАЧАТЬ =>> ОБРАЗЕЦ 2 «Жалоба в отдел образования из-за отказа по общим основаниям»
СКАЧАТЬ =>>ОБРАЗЕЦ 3 «Жалоба в Рособрнадзор и прокуратуру из-за отказа по общим основаниям»СКАЧАТЬ =>>ОБРАЗЕЦ 5 «Жалоба в отдел образования по мотиву отсутствия цифрового портфолио, ЭО и ДОТ, ЦОС»
СКАЧАТЬ =>> ОБРАЗЕЦ 6 «Жалоба в Рособрнадзор и прокуратуру по мотиву отсутствия цифрового портфолио, ЭО и ДОТ, ЦОС».
ВНИМАНИЕ! Перед подачей жалобы в управление Рособрнадзора необходимо подать жалобу в отдел образования местной администрации, иначе Рособрнадзор все равно «спустит» жалобу в местный отдел.
Все жалобы подаются в госорганы по месту нахождения образовательной организации любым удобным способом: лично, почтой или в электронном виде. Для ускорения разрешения ситуации рекомендуем ходить с жалобами на личный прием и звонить на «горячие линии» местных и федеральных органов власти в сфере образования.
Дополнение от 21.06.24 О конкурсном отборе, проходном пороге и прочих ограничениях
Какими нормативными актами регламентирован порядок приема обучающихся в 10 класс?
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об образовании в Российской Федерации" определено, что в Российской Федерации установлены следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование (ст. 10 Закона).
Что такое уровень?
Уровень, это завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ст. 2 Закона).
Завершение отдельных уровней образования подтверждается выдачей аттестата:
основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);
среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании) – ст. 60 Закона.
В связи с чем, логичен вывод: после окончания 9 класса обучающийся, успешно прошедший ГИА и получивший аттестат об основном общем образовании, считается лицом, завершившим уровень образования – основное общее образование.
Статьей 61 упомянутого Закона установлено, что образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность в связи с получением образования (завершением обучения).
Поскольку в этой статье прямо не указано, что обучающийся отчисляется из образовательной организации по завершении УРОВНЯ образования, для толкования этой нормы права необходимо обратиться к иным законодательным актам.
Министерство просвещения РФ трактует эту статью так: по окончании уровня образования учащийся отчисляется из образовательной организации. Этим и объясняется требование школ к родителям обучающегося по окончании 9 класса для продолжения обучения написать заявление именно о приеме в 10 класс с приложением соответствующих документов, установленных для приема ребенка в школу.
Приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 N 458 (ред. от 30.08.2023) "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" регламентирован порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Правила приема в конкретную общеобразовательную организацию на обучение по основным общеобразовательным программам в части, не урегулированной законодательством об образовании, устанавливаются общеобразовательной организацией самостоятельно.
Таким образом, школа имеет право устанавливать порядок приема обучающихся, но в части, не противоречащей действующему законодательству.
Прием на обучение в общеобразовательную организацию проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (льготники).
Прием в общеобразовательную организацию осуществляется в течение всего учебного года при наличии свободных мест. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона.
Что это за исключения?
Статьей 67 Закона «Об образовании в РФ» предусмотрена возможность организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения либо в школы, реализующие образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки, или в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования. В этом случае прием осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.
Т.е. организация конкурсного отбора для приема в классы профильного обучения законна.
Но в данном случае есть нюансы:
Статьей 5 Закона «Об образовании в РФ» гарантируется право каждого человека на образование, а также общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Таким образом, отказать в приеме ребенка в 10 класс, который успешно прошел ГИА (отметки не важны) и получил аттестат о получении общего образования НЕЛЬЗЯ.
Что же делать, если в вашей школе организованы ТОЛЬКО профильные классы, общеобразовательного нет?
Ответ на этот вопрос дан в Приказе Минпросвещения России от 02.09.2020 N 458 (ред. от 30.08.2023) "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования": В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
При поступлении в 10 класс нет жесткой привязки к закрепленной территории.
Порядок организации индивидуального отбора обучающихся при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации конкретного региона регламентируется соответствующим Постановлением Правительства этого региона, а также в части, не противоречащей такому Порядку, локальным нормативным актом школы.
Индивидуальный отбор при приеме (переводе) в 10 классы осуществляется путем составления рейтинга обучающихся, который в зависимости от содержания упомянутых актов, чаще всего учитывает:
- баллы по итогам государственной итоговой аттестации по основным предметам (математика, русский язык) и профильным предметам, в зависимости от направленности профильного обучения;
- баллы, полученные по итогам ГИА;
- итоговые отметки за 9 класс (средний балл аттестата или итоговые отметки по математике, русскому языку и по предметам профиля).
- баллы, начисленные за индивидуальные достижения.
Индивидуальные достижения, это может быть наличие аттестата с отличием, дипломов победителя (призера) различных олимпиад.
В случае получения обучающимися одинакового рейтингового балла, если количество заявлений об участии в индивидуальном отборе превышает количество мест в классы профильного обучения, для таких лиц образовательной организацией проводится дополнительное испытание с использованием оценочных материалов по учебному предмету, необходимому для осуществления индивидуального отбора, по системе балльной оценки.
Второй нюанс проблемы с переводом ребенка в 10 класс состоит в том, что у обучающегося есть право на обеспечение непрерывности образовательного процесса и гарантию его предоставления, обеспеченную государством.
Таким образом, с одной стороны проведение конкурсного отбора в профильные классы обучения вполне законно, с другой общеобразовательная организация не вправе отказать в переводе в 10-й класс ученикам, которые уже обучались в данной общеобразовательной организации (в случае наличия свободных мест).
Проблема на практике состоит в том, что количество мест в 10 классах значительно меньше количества обучающихся в 9 классах. Соответственно, как нам видится, реально действующий порядок индивидуального отбора обучающихся в 10 класс должен выглядеть так:
- обучающиеся выбирают профиль обучения, выбор оформляется заявлением (иначе каким образом администрация школы может знать, в каком профиле желает продолжить обучение ребенок?);
Если в школе организовано только профильное обучение в 10 классе, а нужного профиля нет, то родители вправе через органы управления образовательной организацией, в частности, Совет родителей, требовать организации в школе общеобразовательного класса или класса соответствующего профиля. Это требование заявляется учредителю образовательной организации - органам исполнительной власти.
При этом, решение об этом принимает учредитель исходя из имеющихся возможностей и объективных обстоятельств (например, возможно обучаться по какому-то профилю изъявит желание 1-2 ученика из всего потока, а соответственно организация такого профиля нецелесообразна на базе конкретной школы).
Основание для заявления этого требования: статьей 67 Закона предусмотрено, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Именно для обеспечения этого положения Закона в школе помимо профильных классов должны быть организованы так называемые универсальные классы, в которые принимаются все желающие, имеющие аттестат об основном общем образовании.
- проводится конкурс (индивидуальный отбор) на основании регионального Порядка отбора и локальных нормативных актов школы среди обучающихся, зачисленных на обучение в конкретной образовательной организации до заполнения имеющихся мест;
- в случае, если свободные места остались, нет желающих обучаться в этом профиле из числа обучающихся этой школы, то организуется дополнительный набор из числа детей, ранее не зачисленный в данную школу.
Не должно быть ситуации, когда детям, которые обучались в конкретной школе, успешно сдали ГИА, получили аттестат, изъявили желание обучаться по имеющемуся профилю, отказано в обучении потому, что у них средний балл аттестата меньше, например, 4,5, и при этом, в профильный класс набраны дети из другой школы.
Но это в идеале. Ситуация на практике выглядит иначе.
Как поясняют педагоги, которым был задан соответствующий вопрос о реальной ситуации с индивидуальным отбором в 10 класс, на самом деле отбор действительно организуется, но не во все профильные классы, а, например, в часть из них, пользующихся наибольшей популярностью. В оставшийся профиль принимаются все желающие.
В дальнейшем, по ходу обучения, дети могут отчисляться из профильных классов (передумали, не справляются, изменилось место жительство) и в дальнейшем на свободные места принимаются все желающие без проведения какого-либо отбора.
Ажиотаж с набором в профильные классы надуман и поддерживается искусственно.
Есть случаи, когда ребенка не приняли в профильный класс по причине неуспешного прохождения ГИА, в последующем ребенок сдал ГИА (очевидно на 3ку), набор в колледжи уже закончился и по направлению Управления образования муниципалитета, ребенка все-таки зачислили в профильный класс без прохождения индивидуального отбора.
В большинстве своем страхи вокруг того, что «не возьмут в 10 класс», это обычные «пугалки». По факту или по результатам индивидуального отбора недобор, или для обеспечения прав ребенка на получение образования его в любом случае зачисляют в 10 класс. Таково наше видение и толкование законов на данный момент.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: