Почему принуждение к электронному обучению в период карантина незаконно?

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Внедрение электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий (далее- ЭО и ДОТ) буквально вломилось в систему образования в России, когда грянул так называемый ковидный «локдаун», и все школы были закрыты.

Между тем, волна подобных «домашних арестов» прекратилась, да и само явление, называемое «пандемия коронавируса» постепенно сходит на нет.

Однако внедрение ЭО и ДОТ в российское образование продолжилось, при этом с течением времени нас пытаются убедить, согласиться свыкнуться с мыслью о том, что внедрение ЭО и ДОТ- не просто нормально, но это даже некие новые достижения в образовании, которые якобы лучше, чем вообще не учиться.

Но давайте взглянем на вещи объективно: карантин по ковиду, ОРВИ и гриппу вводится на определенный срок, максимум которого составляет 7 дней, но может быть и меньше. При этом карантин вводится не просто по желанию директора школы, а в случае заболеваемости 20% и более учащихся в классе, то есть когда дети действительно болеют и учиться не могут.

Федеральное законодательство на этот случай имеет простой, логичный и однозначный ответ – приостановление образовательного процесса, о чем подробнее речь пойдет ниже.

Однако почему-то руководство образовательных организаций не ограничивается требованиями законодательства, внедряя свои собственные требования в виде перехода на ЭО и ДОТ, при этом не спрашивая согласия родителей.

Если же родители начинают возражать, то им указывают на наличие у образовательной организации права применять ЭО и ДОТ. А некоторые школы отвечают, что вообще вправе менять правоотношения в одностороннем порядке по своей инициативе, то есть без согласия родителей.

Вот типичный пример такого ответа => см ПИСЬМО ИЗ ОРЕНБУРГСКОГО ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ

Согласно содержанию указанного ответа, образовательная организация просто так взяла да и заявила, что вправе в одностороннем порядке изменять образовательные отношения по своей инициативе, независимо от наличия или отсутствия согласия родителей (законных представителей) обучающихся.

Ну и разумеется, без навязывания ЭО и ДОТ этот ответ не обошелся: в письме приводится обоснование мнения о якобы законности введения дистанционного обучения.

И это несмотря на то, что в период карантина учебный процесс в этом конкретном классе был приостановлен по решению местного Управления Роспотребнадзора, при этом заявлений от родителей (законных представителей) обучающихся о введении в классе ЭО и ДОТ на период карантина не поступало.

Итак, почему мы не можем согласиться с законностью и обоснованностью этой позиции, представленной в рассматриваемом типичном ответе?

1) Законом не предусмотрено изменение образовательных правоотношений в одностороннем порядке без согласия родителей (законных представителей).

Такое изменение и не могло бы быть предусмотрено, поскольку это противоречит как конституционным гарантиям (ст. 43 Конституции РФ), так и общим принципам законодательства об обязательствах, согласно которым односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается (ч.1 ст. 310 ГК РФ). Несмотря на то, что правоотношения со школой не являются договорными, и к ним не применяются требования как к сделкам, в контексте ст. 307 ГК РФ речь может о любом обязательстве в правоотношении, которое договором не является, но из которого возникают обязательства в силу ст. 8 ГК РФ.

Право на образование - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, оно создает возможности для развития как личности, так и всего общества.

Когда мы говорим о праве на образование в широком смысле, то на самом деле подразумеваем целый комплекс прав: право на получение общедоступного основного образования в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях; право на выбор родителями формы обучения; право на получение качественного образования.

При этом очная форма обучения, при реализации которой используются государственный стандарт образования, утвержденные методы и средства обучения, включая осуществление образовательного процесса при непосредственном взаимодействии ученика и учителя в образовательной организации, как раз и отвечает вышеперечисленным требованиям, особенно - праву требовать качественное образование.

Именно очная форма получения образования избрана большинством родителей и закреплена в акте о зачислении ребенка в образовательную организацию.

Законом, в том числе и статьей 57 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", не предусмотрено произвольное изменение условий получения образования без согласия законных представителей обучающихся, то есть не предусмотрен отказ от исполнения обязательства именной в той форме, которая нашла отражение в акте о зачислении ребенка в школу.

Нет никаких оснований утверждать, что ст. 57 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ предусматривает безусловное право образовательной организации произвольно, основываясь исключительно на собственном волеизъявлении, изменять правоотношения с обучающимся. Исходя из буквального толкования указанной нормы, наступление данного условия об изменении образовательных правоотношений по инициативе образовательной организации не зависит от воли сторон, например, реорганизация образовательной организации, изменение законодательства в области образования, затрагивающего порядок получения обучающимся образования, изменение правового статуса обучающегося и тп. То есть одностороннее изменение образовательных правоотношений по инициативе образовательной организации должно быть вызвано объективными причинами, а не быть обусловлено любым произвольным намерением образовательной организации.

При этом обеспечение детей основным общим образованием – это не только обязательство школы в гражданско-правовом смысле, это и единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также – это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Выполнение указанных обязательств, а тем более – реализация конституционных гарантий, связанных с образованием, невозможны в случаях:

- одностороннего отказа от исполнения возложенных на образовательную организацию обязанностей;

- произвольного изменения правоотношений в сфере образования;

- исполнения обязательств не в полном объеме или ненадлежащим образом.

Внедрение ЭО и ДОТ сопряжено с применением не апробированных методов и способов обучения, доказательства качества подобного образования отсутствуют. При этом дистанцирование учителя от ученика, очевидно, ни при каких условиях не может способствовать качественному образованию.

В то же время, отказ от очного обучения, от методов и средств обучения, эффективность которых научно доказана, в пользу ЭО и ДОТ, является недопустимым отказом образовательной организации от исполнения вышеуказанных обязательств, осуществленным в одностороннем порядке и без учета мнения родителей (законных представителей), которых закон наделил преимущественным правом на воспитание своих детей.

Подобный путь означает уничтожение настоящего образования и скатывание в так называемое онлайн образование, рынок которого нацелен исключительно на получение коммерческой прибыли от продажи или сбыта своего продукта, который чаще всего представляет из себя некий контент, качество которого вызывает много вопросов. И это не говоря о том, что веками доказана единственная эффективная методика – человека должен учить другой человек, объяснять, рассказывать, обеспечивать системными знаниями.

2) Но если в школу ходить объективно невозможно, то нужно же как-то организовать учебный процесс в период карантина?

Следует иметь ввиду, при введении карантина законом не предусмотрено обязательное внедрение ЭО и ДОТ, или продолжение образовательного процесса «любой ценой», «во что бы ни стало». Такие меры принимались только в период так называемых «антиковидных ограничений», являясь по сути аварийными, когда порядок, основания и длительность карантина не были изначально урегулированы законодательством, то есть образовательный процесс мог прерваться на неопределенный срок.

В настоящее время отсутствует необходимость в организации процесса обучения стихийным, беспорядочным образом, поскольку карантин вводится по другим, четко определенным законом основаниям и на небольшой (максимум 7 дней) относительно продолжительности учебного года, срок.

В конце концов, ничто не мешает продолжить обучение по учебникам и тетрадкам, повторить пройденный материал и тп, то есть не прерывать учебный процесс без применения ЭО и ДОТ.

3) При введении карантина по ОРВИ и гриппу предполагается, что большая часть обучающихся болеет и не может обучаться, в связи с чем предписанием Роспотребнадзора предусмотрены такие меры как изоляция (непосредственно карантин) и приостановление образовательного процесса.

Возвращаемся к тому, с чего начали - федеральное законодательство на случай введения карантина имеет простой ответ – приостановление образовательного процесса.

В соответствии с пунктом 2694 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", «На основании анализа эпидемической обстановки по гриппу и острой респираторной инфекции (ОРИ), уровня регистрируемой заболеваемости в сравнении с эпидемическими порогами, клинической характеристики заболеваний у детей и взрослых, результатов лабораторной диагностики и мониторинговых исследований по слежению за циркулирующими в эпидемический сезон вирусами гриппа и ОРИ по предложениям (предписаниям) органов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в учреждениях, организациях и предприятиях на территории субъекта Российской Федерации проводятся дополнительные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по предупреждению распространения гриппа и ОРИ в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, включающие:…

- принятие решения о приостановлении учебного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (досрочном роспуске на каникулы или их продлении) в случае отсутствия по причине гриппа и ОРИ 20% и более детей…».

Приостановление учебного процесса в данном случае не предполагает внедрение ЭО и ДОТ, а предполагает временное прекращение обучения, учитывая, что большая часть обучающихся по состоянию здоровья учиться не может ни в какой форме.

Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Роспотребнадзора от 4 февраля 2022 г. № 02/2567-2022-27 «О применении СанПин 3.3686-21 при принятии решений о приостановлении учебного процесса отдельных классов и образовательных учреждений» «Пороговым параметром для принятия решения о приостановлении образовательного процесса является отсутствие по причине гриппа и ОРИ 20% и более детей».

Таким образом, законом не предусмотрено изменение образовательных правоотношений в виде обязательного внедрения ЭО и ДОТ по инициативе образовательной организации в период карантина, без учета наличия или отсутствия согласия родителей (законных представителей) обучающихся.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры и тп.

Как уже было нами высказано, и мы хотели бы вновь подчеркнуть этот важный аспект: частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено право образовательной организации, а не обязанность, применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.

При этом закон не содержит конкретных условий, при которых реализация образовательных программ будет осуществляться исключительно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, включая периоды карантинов в образовательных организациях.

В связи с чем принуждение к использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не основано на законе.

Напомним, что инструкции против принудительного ЭО и ДОТ, а также по вопросам, связанным с введением карантина, в свободном доступе размещены на нашем сайте:

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ВВОДЯТ КАРАНТИН И ПЕРЕВОДЯТ НА «ДИСТАНТ»?

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В ВАШЕМ РЕГИОНЕ ШКОЛЫ ПЕРЕВОДЯТ НА «ДИСТАНТ»?

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ВВЕДЕНИЕМ МЕР В ПЕРИОД СЕЗОННЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ



Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Дистанционное образование # Карантин # Оренбургская область
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: