Что делать, если в вашем регионе школы переводят на «дистант»?

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Часть I. Общие разъяснения. Понятие «дистант». Права родителей.

1. Понятие «дистанта».

ОУЗС последовательно выступает за сохранение традиционного образования в полном объеме для всех желающих – тем более, что это является конституционным обязательством Российской Федерации.

Тем не менее, в настоящее время, столкнувшись с реалиями СВО, обстановкой в приграничных территориях, местные власти решают внедрять «дистант» в безальтернативной форме и без учета того, что даже объявление ЧС, военного положения или режима повышенной готовности - не являются законными основаниями для обучения исключительно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ). Существуют и другие методики и способы обучения, а также -форма обучения на случай объективной невозможности учиться очно – это заочная форма обучения.

Законодательство РФ не содержит норм, которые бы обязывали родителей соглашаться на ЭО и ДОТ, даже в период действия особых режимов.

Если сохраняется объективная возможность ходить в школу и учиться очно, то родители вправе требовать возобновить или не прекращать – в зависимости от конкретного решения местных органов власти – очное обучение. Если объективная возможность учиться очно отсутствует, то родители вправе потребовать переход на заочную форму обучения.

Напомним, что по форме электронный «дистант» являет собой совершенно новый метод получения образования, не предусмотренный ни одним федеральным законом, гибрид заочного обучения по учебному плану и заданиям школы и семейного образования/самообразования. По факту же после перехода на него происходит переформатирование обучения из очного в самостоятельное обучение ребенка в заочной форме, когда школьник должен самостоятельно перед экраном монитора освоить определенную программу по конкретному предмету, а потом представить результаты выполненных заданий на контроль учителя.

Таким образом, учителя превращаются в обычных контролеров процесса обучения, выдавая материал и задания (функция «тьютора» - навигатора ученика при его самостоятельном плавании в цифровом мире). Отсутствует прямой личный контакт учителя с учеником, учеников друг с другом, их живое общение в большом коллективе, игры на переменах – полностью разрушается социальная адаптация ребенка, его взаимодействие с другими людьми.

Родителей заставляют подписать документ, согласно которому они берут на себя всю ответственность за процесс получения знаний и охрану здоровья своего ребенка, при этом администрация школы просто «умывает руки», что недопустимо даже при заочной и очно-заочной формах получения образования в образовательной организации. При этом текущие оценки и аттестация будут выставляться ученику в школе, будет считаться, что знания получил ребенок в конкретной школе.

При этом следует иметь ввиду, что варианты «дистанта» могут быть разные, в том числе те, которые сложно распознать: «дистант» может вводиться вне нахождения ребенка в школе, в комбинированном варианте, прямо в стенах школ. Об основных видах «дистанта» можно почитать в части 2 стратегии ЦОС.

 1.2. Права родителей.

Основные правовые принципы, постулаты, на которых базируются права граждан в сфере образования, предусмотрены следующими положениями Конституции РФ и Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Часть 1 статьи 43 Конституции РФ регламентирует, что каждый имеет право на образование, при этом в силу части 4 настоящей статьи основное общее образование обязательно.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

Пунктом 7 части 1 указанной статьи предусмотрено, что свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания

Согласно ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Не устанем напоминать родителям, что все предусмотренные законом формы получения образования перечислены в ст. 17 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Это 5 форм, распределенных внутри двух больших групп.

Первая группа: образование можно получать в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в формах очного, очно-заочного, заочного образования.

Вторая группа: образование можно получать вне образовательных организаций на семейной форме обучения и на самообразовании.

Как видим, никакого «электронного»/ «дистанционного» обучения как отдельной формы законом не предусмотрено. Когда родитель впервые приходит в школу с ребенком, он пишет заявление о зачислении в школу, в котором указана выбранная им форма обучения. В большинстве случаев выбирается очное образование – и это заявление остается в силе в том числе - в период любых ограничений.

! Очень важно не писать никаких заявлений с просьбой перевода на другую форму обучения – таким образом родителя легко могут подловить на добровольном отказе от традиционного образования в стенах школы.

В ст. п.7 ст. 28 Закона N 273-ФЗ предусмотрено: «Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».

Обязанности зеркально отображают Ваши права, то есть любая предусмотренная законом обязанность образовательной организации – это Ваше право.

Поэтому призываем родителей в полной мере использовать предоставленные законом вышеуказанные права и аргументы.

Что же мы должны делать с учетом продвижения цифровизации образования?

- проверять информацию и не «подмахивать» бездумно каких-либо заявлений и согласий;

- если не хотим уходить на электронное обучение, то не подписываем соответствующее заявление, не используем пароли и логины, не регистрируемся на ресурсах, которые нам не подходят для обучения детей (выбор формы обучения есть право родителей);

- если хотим использовать тот или иной образовательный ресурс, то перед регистрацией внимательно читаем пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и условия обработки персональных данных;

- в соответствии с федеральным законодательством мы имеем право на получение образовательных услуг в традиционной форме.

Законом не установлен обязательный переход именно на «дистант» или электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий даже в период военного положения, ЧС, режима повышенной готовности. Ничто не мешает в указанные периоды учиться заочно.

Это означает, что родителей не могут принудить к электронной форме обучения детей, к предоставлению адресов электронной почты, регистрации на цифровых платформах и т.п. без добровольного согласия.

II. Пошаговый алгоритм отказа от «дистанта». Бланки заявлений.

Нашей основной задачей сейчас является бойкотирование дистанционного электронного обучения в целом – как замены традиционного очного обучения на цифровые платформы, онлайн-конференции и прочие компьютерные и интернет- образовательные ресурсы. Будем исходить из того, что полный отказ от этой несуществующей в природе и в законодательстве дистанционно-электронной формы обучения – наш приоритет.

Если Вам заявляют о безальтернативности перехода на «дистант» и прямо намекают, что отказники останутся вообще без образования (то есть отказываются соблюдать законное право ребенка на обучение на дому традиционным способом до завершения особого периода), пишем заявления следующего содержания:

1)    Отказ от электронного обучения стоит начать с организации учета успеваемости и документооборота в отношении обучающегося в традиционной форме на бумажном носителе. Поэтому начать следует с отказа от автоматизированной ОПД и электронного учета успеваемости.

Обратите внимание, что инструкция об отказе от электронной формы учета успеваемости содержит ответы госорганов, которые подкрепляют нашу позицию, поэтому не пренебрегайте ими – скачивайте и прикладывайте к заявлениям. В случае отказа – обжалуйте его в соответствии с рекомендованным в инструкции алгоритмом.

2) Заявление директору школы (копия – в местный департамент (комитет) образования) с просьбой создания альтернативы «дистанту». Наиболее действенным оно будет в том случае, если школа закрылась не полностью. Это общее заявление, призванное повлиять на алгоритмы обучения в школе в целом, оно будет особенно действенно в том случае, если его подпишет коллектив родителей (но можно подать его и в индивидуальном порядке):

СКАЧАТЬ => > > «Образец о недопустимости принудительного введения электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий». (образец 1)

3) Направить обращение о недопустимости принудительного «дистанта» обращение к губернатору (мэру) региона (коллективное либо индивидуальное), а также в надзорные органы:

СКАЧАТЬ => > > "Образец губернатору/мэру" (образец 2)

СКАЧАТЬ => > > "Рособрнадзор/прокуратура " (образец 3)

В ходе диалога с администрацией школы и более высокими чиновниками от образования также можно предложить рассмотреть вопрос о режиме обучения детей с продлением каникул и учебного года на этот особый период лишь для желающих родителей, оформив такое решение приказом в отношении соответствующих групп детей (например, как индивидуальный учебный план для участников такой группы). По нашему мнению, этот выход точно не является панацеей, но в качестве альтернативы – подчеркиваем – для желающих, предложить можно.

Самое главное, что надо помнить при разработке ваших ответных мер: когда Вы впервые пришли в школу, Вы уже написали заявление о выбранной Вами ОЧНОЙ форме обучения для своего ребенка. И менять эту форму какими-либо иными заявлениями ни в коем случае нельзя. Такую позицию, между прочим, занимают и чиновники Минпросвета – на горячей линии они подтверждают тот факт, что каждый ученик имеет законное право оставаться на очной форме обучения в период коронавирусных ограничений, в том числе - обучаясь на дому.

Часть IV. Если отказали в сохранении очного обучения. Переход на индивидуальный учебный план (образовательный маршрут).

Если на Ваше обращение директору об отказе от электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий, последовал отказ, то любой отказ следует обжаловать, других путей настоять на своей позиции закон не знает.

Отчасти, этот процесс обжалования уже будет Вами запущен при подаче образцов №2 и №3 из раздела III.

Однако процесс этот может затянуться, поэтому пока Ваши жалобы №2 и №3 рассматривают, Вы вправе заявить о переводе ребенка на индивидуальный учебный план на время действия какого-либо режима, если он установлен в регионе, и даже если после его окончания, если внедрение электронного обучения продолжено.

Пункт 23 статьи 2 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определяет, что индивидуальный учебный план (ИУП) – это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Право обучающихся на обучение по ИУП закреплено п. 3 части 1 ст. 34 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, а реализация права на ИУП осуществляется в пределах осваиваемой программы, реализуемой в конкретной школе.

Правом на обучение по ИУП обеспечен каждый обучающийся. Это один из вариантов возможного обучения вне рамок настойчиво предлагаемого электронного «дистанта». Чтобы Вам не подменили адаптированную программу для ребенка, автоматически записав его в «отстающие», а Вы сами автоматически не превратились в «безответственного родителя», не соглашайтесь писать заявлений на прохождение разного рода психолого-педагогических комиссий на основании ст.42 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации». Для обычного перевода на ИУП, когда не имеется отсутствия аттестаций за год и ребенок учится, требуется только заявление родителей (подробнее – см. ст. 42 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Учитывая сложившуюся ситуацию, в рамках перевода на ИУП вас могут попросить временно перейти на очно-заочную/заочную форму обучения для ребенка. Де-факто вне стен школы это и будет заочным обучением, вот только подписывать заявление о переходе на другую форму обучения надо крайне внимательно и осмотрительно – только с четким указанием сроков окончания особого ограничительного периода, либо с уточнением, что сразу после его окончания Вы желаете вернуться обратно к очной форме. Это надо сделать, чтобы потом Вам не вменяли добровольный отказ от очного образования и якобы Вашу готовность к переходу на «дистант».

Обращение и заявление о переходе на ИУП можно подать и через сайт школы, попросив зарегистрировать и прислать номера входящих. Если подаете документы в бумажном варианте, то надо заранее сделать два экземпляра (для обращения и заявления) и отследить, чтобы поставили номер входящего, дату приема и расписались на Вашем экземпляре. В случае обращения через сайт, сначала отсылаете документ об отказе от электронного «дистанта», дожидаетесь сообщения о его регистрации с присвоением входящего номера, а затем уже отправляете заявление о переходе на ИУП. Пишем на имя директора от своего имени, лучше с указанием телефона, чтобы с Вами могли связаться по этому вопросу оперативно.

СКАЧАТЬ => > > "Образец заявления директору о переводе на ИУП" (образец 4)

Хорошо бы также предварительно ознакомиться с локальным актом школы по индивидуальному учебному плану, оговорить детали с работниками школы, обсудить возможные варианты получения заданий и взаимодействия с учителями-предметниками. В разных регионах и школах ситуация может отличаться. Изучайте содержание нормативного акта региона о введении какого-либо режима, если такой режим введен, и локальных актов школы по организации заочного, очно-заочного обучения либо по ИУП. В ряде школ Положение об ИУП прямо говорит о том, что дети самостоятельно осваивают программу, а роль школы по факту сводится к консультированию (объем не ясен). Устраивает ли такое положение дел – решать родителям.

Необходимо понимать, что ИУП — это вынужденная мера, которая позволит обезопасить семью от возможных проблем со стороны школы, а также будет являться показателем того, что родители действительно обеспокоены получением образования детьми. Дополнительные разъяснения по ИУП, чтобы «случайно» не перевели на обучение по адаптированной образовательной программе «по просьбе родителей» и не заставили проходить разного рода «обязательные комиссии» с психологами, можно посмотреть тут: https://ouzs.ru/news/individualnyy-uchebnyy-plan/ (информация по разъяснению, что есть «индивидуальный учебный план» актуальна до сих пор). ИУП следует отличать от обучения по «адаптированной образовательной программе» (например, для детей-инвалидов, отстающих-детей, для детей, родители которых «не справляются» с обучением и воспитанием детей и «возможно» имеют какие-либо проблемы).

Подводя итог, хотелось бы напомнить основные тезисы: именно родители (законные представители), а не образовательная организация, выбирают форму обучения, и выбор этот производится еще при зачислении ребенка; законом не установлен обязательный переход на «дистант» или электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий, в том числе - во время действия любого вида ограничений, связанных с введением какого-либо режима; отказаться от электронного обучения – это Ваше право, основанное на законе, а не прихоть или каприз; дискриминация в сфере образования недопустима.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Дистанционное образование
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: