см нашу инструкцию => "КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ РЕГИСТРАЦИИ В СИСТЕМЕ ФГИС «МОЯ ШКОЛА»" |
ФГИС «Моя школа» – это федеральная государственная информационная система Министерства просвещения России «Моя школа», внедрение которой обусловлено реализацией и дальнейшим развитием проекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС).
Что такое ЦОС, в чем выражается нарушение прав обучающихся внедрением этого экспериментального проекта и каким образом это влияет на качество образования в нашей стране – подробно разъяснено на нашем сайте.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ПРОЕКТУ ПРИКАЗА МИНПРОСВЕЩЕНИЯ «ОБ АПРОБАЦИИ ЦОС»
ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ В КРУГЛОМ СТОЛЕ ПО ВОПРОСУ БУДУЩЕГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВНИМАНИЕ! ВНЕДРЕНИЕ ЦОС И ПЕРЕХВАТ ДАННЫХ «СИРИУСОМ» ЧЕРЕЗ ВСЕРОССИЙСКУЮ ОЛИМПИАДУ ШКОЛЬНИКОВ!
и пр.
Правовой базой для внедрения и функционирования ФГИС «Моя школа» являются, прежде всего, Приказ Минпросвещения России от 30.06.2021 N 396 "О создании федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России "Моя школа" (вместе с "Концепцией создания федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России "Моя школа") и Постановление Правительства РФ от 13 июля 2022 г. № 1241 “О федеральной государственной информационной системе "Моя школа".
В чем выражается нарушение прав школьников внедрением ФГИС «Моя школа»?
1. Цифровая образовательная среда в целом – это эксперимент как непосредственно над здоровьем детей, так и над качеством обучения.
Статьей 21 Конституции РФ провозглашено: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».
В целом, эксперимент ЦОС внедрен на основании Постановления Правительства РФ от 07.12.2020 № 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды" (вместе с "Положением о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды"), Приказа Минпросвещения №649 от 02.12.2019 г. «Об утверждении модели Цифровой образовательной среды», в котором указывается, что ЦОС является экспериментом (п.1.4 настоящего Приказа).
Для предоставления согласия на участие в эксперименте испытуемый должен быть информирован о его характере, продолжительности и цели; методе и способах, с помощью которых он будет проводиться; обо всех возможных неудобствах и рисках; о возможных последствиях для физического или психического здоровья испытуемого, которые могут возникнуть в результате участия в экспериментах.
Между тем, пп «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 13 июля 2022 г. № 1241 установлено, что «Система "Моя школа" создается: в целях поддержки системы образования и создания благоприятных условий для функционирования системы начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования…».
Однако никаких результатов комплексного анализа, научно-обоснованных и доказанных исследований того, что цифровые технологии (смартфон, стационарный компьютер, планшет и т.д.), используемые в образовательном процессе при электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий, не наносят вред психическому и физическому здоровью обучающихся - не представлено, поэтому говорить о благоприятном функционировании системы образования в цифровом поле представляется необоснованным.
1.1. Цифровое обучение (электронные обучение с применением дистанционных образовательных технологий – ЭО и ДОТ) не является безопасным для здоровья детей.
Обучение детей с помощью цифровых образовательных платформ подразумевает: отказ от непосредственного взаимодействия с педагогом; самообучение; погружение в цифровую образовательную среду, сопряженное с наступлением последствий, которые, безусловно, негативно влияют на психическое и физическое здоровье детей.
Какие-либо доказательства обратного, то есть гарантии безопасности для здоровья или минимизации вреда, которые были бы основаны на научных исследованиях и прочной доказательственной базе, отсутствуют.
В соответствии с ч.9 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения.
Пунктами 1, 2 ст. 27 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека.
Однако, как уже было указано выше, научного подтверждения безопасности методик электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не имеется.
Как мы не раз отмечали, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России с 27 апреля по 26 мая 2020 года провел исследование «Самочувствие школьников при дистанционном обучении в период эпидемии COVID-19» (Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья No 2—2020, см статью Больше трети школьников пожаловались на депрессию из-за дистанционки.
1.2. Применение ЭО и ДОТ не отвечает принципам качественного и всестороннего образования.
Положениями ст.12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что образовательные программы должны разрабатываться самой образовательной организацией по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно).
Тогда как согласно пп «в» п. 3 Постановления Правительства РФ от 13 июля 2022 г. № 1241 пользователи системы "Моя школа" – помимо самих обучающихся и педагогов - юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обладающие правами владения, пользования и распоряжения материалами и средствами обучения и воспитания, предоставленными в цифровом виде, включая информационные ресурсы, а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, оценки компетенций и достижений обучающихся (далее - цифровой образовательный контент), и цифровыми решениями, предоставляющими возможность приобретения знаний, умений и навыков, в том числе дистанционно, и обеспечивающими автоматизацию образовательной деятельности (далее - цифровые образовательные сервисы), являющиеся поставщиками цифрового образовательного контента и цифровых образовательных сервисов, иные физические и юридические лица, использующие систему "Моя школа"».
То есть вместо указанных образовательных программ, будет внедрен некий цифровой суррогат, контент, сгенерированный кем угодно и как придется, который законным образом вообще не может быть использован учителем при проведении уроков по основным образовательным программам, реализуемым в конкретном учебном заведении, так как информационные порталы и сервисы не имеют право вести образовательную деятельность по программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, исходя из приведенных положений Закона № 273-ФЗ.
Подпунктом «в» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 13 июля 2022 г. № 1241 предусмотрено использование электронной библиотеки, содержимое которой –это также некий «цифровой образовательный контент».
Право на ведение образовательной деятельности по общеобразовательным программам школ должно подтверждаться наличием действующей лицензии и аккредитации в соответствии с требованиями, содержащимися в ст.ст.91, 92 Закона № 273-ФЗ.
Образовательные платформы не имеют ни лицензий на право ведения образовательной деятельности, ни аккредитаций для реализации программ начального, основного и среднего общего образования.
При этом и в настоящее время, и в советском прошлом, существовали зарекомендовавшие себя, доказавшие свою эффективность и качество, методы и средства обучения в традиционной, очной форме получения образования.
2. Доступ к получению образования посредством ФГИС «Моя школа» не отвечает конституционным гарантиям равного и беспрепятственного доступа к образованию.
Часть 1 статьи 43 Конституции РФ регламентирует, что каждый имеет право на образование, при этом в силу части 4 настоящей статьи основное общее образование обязательно.
Положениями ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" провозглашены гарантии прав каждого человека на образование в Российской Федерации, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
В силу п.6 ч.3 ст.28 настоящего Федерального закона образовательная организация обязана соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей), несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Указанные гарантии невозможно реализовать посредством внедрения ФГИС «Моя школа», поскольку доступ к данной платформе осуществляется исключительно через портал госуслуг (пп «г» п. 6 Постановления Правительства РФ от 13 июля 2022 г. № 1241).
Тогда как законом не предусмотрена обязательная регистрация в ЕСИА всех граждан, тем более – под угрозой лишения прав (ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"). При этом позицию о добровольности регистрации в ЕСИА и электронной формы госуслуг выразил Верховный суд РФ в своем решении от 29.05.2012 г. № АКПИ12-645, которое было оставлено в силе Апелляционной коллегией Верховного суда РФ, указавшей, что лица, не желающие получать госуслуги «в электронном виде, вправе получать их в иных формах, предусмотренных законодательством РФ (в том числе посредством личного обращения в орган, предоставляющий услугу, с предоставлением документов на бумажном носителе) (Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2012 г. № АПЛ12-503).
3. Принуждение к электронной форме услуг, к обработке персональных данных автоматизированным способом, независимо от волеизъявления субъекта ПД
Положениями Постановления Правительства РФ от 13 июля 2022 г. № 1241 предусмотрена цифровизация всех процессов, связанных с обучением в школе, включая сбор и обработку персональных данных для зачисления на обучение, питание, учет успеваемости и тп.
Важно, что безальтернативная автоматизированная обработка персональных данных путем внесения в централизованные цифровые базы сведений о результате оказания услуги и о конкретном ребенке, прямо противоречит части 1 статьи 24 Конституции РФ, согласно которой «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
Согласно части 1 статьи 23 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
На этом основан принцип добровольности согласия на обработку персональных данных, включая цифровую обработку, недопущение принудительной обработки, и соответственно – права заявителя на обращение и получение услуг, в т.ч. государственных услуг, в традиционной форме на бумажном носителе.
Поэтому принуждение к обработке персональных данных автоматизированным способом, тем более – под угрозой лишения прав и конституционных гарантий, законом не предусмотрено.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» не содержит требований о том, что обработка персональных данных обучающихся, организация питания, учет успеваемости, ведение дневника и пр., возможны только в электронной форме.
Не основаны на законе утверждения о том, что при обработке ПД обучающихся согласие не требуется, мотивированные ссылками на п.2 ч.1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2006 №152-ФЗ.
При ссылке на п.2 ч.1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2006 №152-ФЗ не учтено важное положение о том, что указанная норма применяется и трактуется крайне узко, то есть ее применение строго ограничено одной-единственной целью обработки ПД: например, нотариус устанавливает личность наследника; суд рассматривает дело, установив личности сторон и тп.
Тогда как организация образовательного процесса, в том числе- государственных услуг в сфере образования в электронной форме предполагает обработку персональных данных школьника в автоматизированной системе, которая представляет собой совокупность систем и сервисов с разветвленными целями и доступом широкого круга лиц к ПД обучающихся.
Исходя из изложенного, ссылка на п.2 ч.1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2006 №152-ФЗ в обоснование довода о том, что согласие на ОПД от родителей (законных представителей) получать не требуется в ходе оказания государственных услуг в сфере образования в электронной форме, основана на неверном толковании закона.
Нельзя не сказать и о другом существенном нарушении законодательства о ПД при формировании указанных систем и сервисов: закон запрещает собирать все виды ПД и хранить их в одном месте.
Положениями статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 №152-ФЗ предусмотрен запрет на объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. При этом обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Кроме того, на основании пунктов 1,2,4 и 5 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрено ограничение доступа к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами и предписывающей соблюдение конфиденциальности информации, тогда как ни одна автоматизированная система, включая ФГИС «Моя школа» не гарантируют соблюдение данного требования, поскольку отсутствуют унифицированные, прозрачные и четко отрегулированные механизмы в отношении подобных систем для исключения доступа третьих лиц к ПД обучающихся.
Также необходимо иметь ввиду, что пункт 8 статьи 9 указанного Федерального закона гласит: «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».
Учитывая изложенное, ссылка на п.2 ч.1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2006 №152-ФЗ в обоснование довода о том, что согласие на ОПД от родителей (законных представителей) получать не требуется в ходе оказания государственных услуг в сфере образования в электронной форме, в данном случае не применима, а согласие родителей (законных представителей) на ОПД автоматизированным способом обязательно требуется.
4. Формирование индивидуальных траекторий, направленное на ограничение свободного распоряжения своими правами и способностями, бесконтрольный сбор и обработка личных сведений о ребенке и семье.
Подпунктами «г», «з» пункта 11 Постановления Правительства РФ от 13 июля 2022 г. № 1241 предусмотрено соответственно использование результатов диагностической работы и ведение реестра цифровых профилей участников образовательных отношений в составе сведений об обучающемся, родителе (законном представителе) обучающегося.
При этом пп «с» п.5 настоящего Постановления вводит, но никак не раскрывает понятие «событий, значимых для дальнейшего использования».
Указанные понятия не определены и не раскрыты, но исходя из буквального толкования, а также принимая во внимание содержание паспорта федерального проекта «Цифровая образовательная среда» следует вывод, что речь идет о цифровом профиле и персональной траектории обучения.
На практике это означает уничтожение объективной и справедливой оценки личных достижений ребенка, наличие угроз хищения электронных персональных данных, их противоправного использования или использования против интересов ребенка и его семьи, например, в ювенальных целях. Кроме того, сбор сведений о семье, формирование рейтингов в рамках траекторий, лишает граждан, в том числе, несовершеннолетних, возможности распоряжаться своей жизнью и свободно реализовывать свои права. Именно некая электронная система с сомнительными алгоритмами, а не сам ребенок и не его родители, будут оценивать – хороший он ученик или нет, есть ли у него способности, чем ему заниматься, куда пойти учиться дальше, и даже -воспитываться ли в семье или семья у него проблемная и тп.
При принятии решения о создании подобной единой автоматизированной системы, содержащей все основные сведения о детях и их семьях, не принято во внимание наличие у граждан вышеуказанных конституционных гарантий, связанных с защитой права на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защитой своей чести и доброго имени, а также с запретом любых форм произвольного вмешательства в частную жизнь со стороны государства (ст.ст. 23, 24 Конституции РФ). Под частной жизнью закон понимает физическую и духовную сферы, которые контролируются самим человеком, и которые свободны от внешнего воздействия, то есть это семейная и бытовая сфера гражданина, сфера его общения, отношение к религии, внеслужебные занятия, увлечения и иные сферы отношений, которым сам человек не желает придавать гласность, если этого не требует закон. Личная и семейная тайна являются одним из элементов частной жизни. К личной и семейной тайне можно отнести тайну усыновления, тайну частной жизни супругов, личные имущественные и неимущественные отношения, существующие в семье, а также любые другие, непосредственно касающиеся семьи, сведения.
Содержание права на личную и семейную тайну — это и есть узаконенные возможности требовать неразглашения соответствующих сведений и правомочия распоряжаться соответствующей информацией по своему усмотрению.
Поскольку в силу п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ «Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей», то именно родители, а не какие-либо иные лица, являются законными представителями своих детей, они обладают самым широким кругом прав в отношении своих детей, включая право на преимущественное воспитание перед всеми другими лицами (п.1 ст. 63 Семейного кодекса РФ, положения ст. 44 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
Наличие указанных конституционных гарантий обеспечивает возможность граждан свободно распоряжаться своими правами, воспитывать детей без опасения вмешательства, справедливость и обоснованность которого во всех случаях, очевидно, невозможно гарантировать.
Тогда как сбор сведений о семье, формирование рейтингов в рамках траекторий, лишает граждан – в том числе, несовершеннолетних, возможности распоряжаться своей жизнью и свободно реализовывать свои права.
Подводя общий итог, следует отметить, что внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования в целом, а ФГИС «Моя школа» - в частности, приведет к уничтожению традиционного очного образования, что представляет собой страшную угрозу всему будущему нашей страны. Другими угрозами являются потенциальный вред здоровью, установление тотального электронного контроля за детьми и их родителями, возможность бесконтрольного распространения их персональных данных как путем легальной торговли ими, так и нелегального хищения из содержащих их систем, а также потенциальная возможность того, что с течением времени будущее детей будет определять искусственный интеллект.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: