РОДИТЕЛИ НЕ ОБЯЗАНЫ РЕГИСТРИРОВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОРТАЛАХ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ В ОБУЧЕНИИ

Тема цифровизации информационной и образовательной среды является чрезвычайно актуальной, поскольку связана с   рисками и угрозами безопасности семьи и детства. Эта тема наболевшая для всего родительского сообщества и защитников нацбезопасности.
#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
09:40 / 23.12.2021
Изменен: 24.12.2021

Все чаще в нашу организацию поступают сообщения родителей о тотальном принуждении родителей к даче согласия на размещение персональных данных детей на сторонних образовательных платформах, в частности РЭШ, МЭШ, Сферум, СберКласс, ЯКласс, Учи.ру и т.п.

При чем, принуждение носит все более жесткий характер. В частности, родителям поступают угрозы о том, что отказ в регистрации на упомянутых образовательных сайтах будет расцениваться как воспрепятствование реализации права детей на образование, за которым последует жалоба школы в орган опеки и попечительства.

В связи с этим информируем вас о следующем:

Статьей 5.35. "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ предусмотрена ответственность в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

В число родительских прав и одновременно обязанностей в отношении ребенка входят в числе прочих права:

- на воспитание ребенка;

- на образование ребенка;

- на представление интересов ребенка;

- на защиту ребенка.

Согласно п. 2 ст. 63 СК РФ родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Другим не менее важным правом и обязанностью родителей является право (и обязанность) на защиту ребенка, которое предусмотрено как п. 1 ст. 64 СК РФ, так и ГК РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Защита прав и интересов детей включает в себя установленные законом формы и способы восстановления нарушенных прав ребенка, а также принятие мер по предотвращению таких нарушений.

В контексте озвученных родителям угроз привлечения их к административной ответственности за нарушение прав ребенка на образование, в связи с отказом дать согласие на размещение персональных данных ребенка на сторонних образовательных сайтах, следует прежде всего понимать, что:

- дача согласия на передачу персональных данных своих или ребенка на любых сторонних сайтах – это ПРАВО, а не обязанность. Привлечь к ответственности родителей за то, что они реализуют свои ПРАВА, невозможно;

- в обязанности родителей входит право\обязанность защищать интересы ребенка перед кем бы то ни было. Если родители считают, что при обучении с помощью электронных средств обучения (компьютеров, например) причиняется вред здоровью ребенка (а это объективно так), то привлечь их к ответственности за то, что они надлежаще исполняют свои обязанности по защите здоровья ребенка невозможно.

Это просто «пугалки».

Повторим основные нормы права, применимые к этой теме:

1) Часть 1 статьи 43 Конституции РФ регламентирует, что каждый имеет право на образование, при этом в силу части 4 настоящей статьи основное общее образование обязательно.

Согласно положениям ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ действуют две формы получения основного общего образования: в образовательном учреждении и вне этого учреждения, при этом обучение проводится в очной, очно-заочной или заочной форме.

Право выбора формы получения основного общего образования принадлежит исключительно родителям, но не образовательной организации и не государству.

Часть 1 статьи 53 Закона N 273-ФЗ устанавливает общее правило, согласно которому основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию.

На основании распорядительного акта администрации школы ребенок зачислен в образовательную организацию для обучения в очной форме в образовательной организации.

При этом, принудительное изменение правоотношений ученик - образовательная организация незаконно и недопустимо.

2) Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий предполагает использование не апробированных электронных методов и средств обучения при реализации образовательных программ, т.е. являются экспериментальными, сопрягаются с вредными факторами воздействия на здоровье детей (особенно на зрение) и не могут обеспечить безопасного и качественного обучения при реализации образовательных программ.

Максимальное время использования электронных средств обучения ограничено только в пределах одного урока. Пределы использования ЭСО в течение дня, включая время выполнения домашних заданий, не установлены, в том числе СанПин.

Согласно п.2 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.

При чем, бремя доказывания безопасности образовательной среды в школе лежит именно на образовательной организации.

При отсутствии доказательств безопасности методики преподавания в школе посредством использования материалов, размещенных на образовательных сайтах, а также отсутствия установленных законодательством РФ требований по ограничению времени использования ЭСО в течение всего дня для обучения детей, родителя вправе отказаться экспериментировать над своими детьми, в том числе над их здоровьем.

3) Положениями ст.12 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что образовательные программы должны разрабатываться самой образовательной организацией по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Вместе с тем, положениями ст. 18 этого Федерального закона регламентировано, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и включает в себя перечни учебников, допущенных к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Материал информационных порталов чаще всего представляет собой лишь «обучающую информацию»/«обучающий сервис»/ «дополнительный обучающий материал», который не может быть использован учителем при проведении уроков по основным образовательным программам, реализуемым в конкретном учебном заведении, так как информационные порталы и сервисы не имеют право вести образовательную деятельность по программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, исходя из приведенных положений Закона № 273-ФЗ.

Право на ведение образовательной деятельности по общеобразовательным программам школ должно подтверждаться наличием действующей лицензии и аккредитации в соответствии с требованиями, содержащимися в ст.ст.91, 92 Закона № 273-ФЗ.

Использование отдельных готовых видеоуроков с образовательных платформ во время проведения основных уроков с образовательных ресурсов является незаконным навязыванием информационных услуг (в случае с МЭШ/РЭШ) или навязыванием информационных услуг/программ дополнительного образования (в случаях с Учи.ру и СберКласс) во время проведения уроков в школах по программам основного образования.

4) Принуждение к использованию электронных платформ/программ, а также к регистрации на различных сайтах и прочих интернет-ресурсах, нельзя признать законным, поскольку пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ предусмотрено, что «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Конституции РФ «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных» оказание государственных (муниципальных) услуг не требует получения письменного согласия на обработку персональных данных и позволяет уполномоченному органу (организации) использовать персональные данные граждан исключительно в той мере, в которой это необходимо собственно для оказания услуг без отдельного письменного согласия на обработку данных.

На основании пунктов 1,2,4 и 5 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрено ограничение доступа к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами и предписывающей соблюдение конфиденциальности информации.

Пункт 8 статьи 9 указанного Федерального закона гласит: «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».

Согласно пункту 9 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных».

В пунктах 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано о том, что обладатель информации вправе «разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами».

Персональные данные моего несовершеннолетнего ребенка при их публикации, в том числе при распространении посредством публикации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предполагают доступ неограниченного круга лиц.

Принуждение к согласию на автоматизированную обработку персональных данных не допускается в силу прямого запрета незаконного сбора и обработки личных данных, содержащегося в вышеуказанных положениях Конституции РФ и федерального законодательства.

На основании изложенного, вы, родители, имеете полное право отказаться от регистрации ребенка на различных образовательных сайтах.

При этом, школа обязана обеспечить обучение ребенка вне применения этих ресурсов либо предоставить родителям доказательства о том, что весь образовательный материал, размещенный на этих порталах сертифицирован, безопасен в применении в процессе обучения, и при отсутствии согласия родителей на передачу персональных данных ребенка третьим лицам, может быть предоставлен в виде учебных пособий без обязательной принудительной регистрации ребенка на сторонних сайтах.

Ваши действия, если вам заявлены устные требования о регистрации на образовательных сайтах:

1 вариант: Требуйте направления вам письменных требований администрации школы о регистрации на этих  образовательных платформах \ сайтах с указанием норм права, на основании которых вы это обязаны сделать (ни один директор на это не решится).

2 вариант: Направьте письменный отказ в регистрации на образовательных платформах\сайтах.

Формы отказов в регистрации на сайтах РЭШ, МЭШ, СберКласс. ЯКласс, учи.ру:

заявление об отказе от регистрации на электронных платформах или сайтах____СКАЧАТЬ

заявление отказ  от регистрации на СберКласс___СКАЧАТЬ

заявление отказ от регистрации на сайте РЭШ, МЭШ, учи.ру___ СКАЧАТЬ

заявление отказ от СФЕРУМ ___ СКАЧАТЬ

Что делать, если Вашего уже зарегистрировали на каком-либо сайте или на одной из электронных платформ, без Вашего ведома и согласия?

1) Прежде всего, рекомендуем отказаться от автоматизированного способа обработки персональных данных. О том, каким образом сделать это корректно и законно, пошагово расписано в данной инструкции.

2) Потребуйте прекратить эту регистрацию в простой письменной форме директору школы: 

«Я____ФИО, являюсь законным представителем (матерью/отцом) несовершеннолетнего обучающегося______ФИО, г.р. От сотрудников ГБОУ ____мне стало известно, что мой ребенок зарегистрирован____(где именно) без моего ведома и согласия. Прошу прекратить регистрацию несовершеннолетнего______на ______(указать кого и где). 

Приложение: 

заявление об отказе от регистрации на электронных платформах или сайтах____СКАЧАТЬ

заявление требование удалить данные с сайта ___ СКАЧАТЬ



Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Электронная школа # РЭШ # МЭШ # Сферум # СберКласс # ЯКласс # Учи.ру
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: