Недавно мы задались вопросом: «с какого это рожна, во многих регионах, при попытке записать ребенка к узкому специалисту, колл-центры требовали от родителей в начале идти к педиатру и получать от него направление к этому самому узкому специалисту?». Нам эта ситуация не нравилась и нам казалось, что что-то тут не так! В итоге мы оказались правы. Мы сделали запросы в 80 региональных министерств здравоохранения. От большинства мы получили ответы и вот какая статистика получилась: в 93% регионов никаких ограничений к прямой записи к узким специалистам – нет, а в примерно 7% регионах такие ограничения действительно введены по причине нехватки докторов.
Так почему же многие регионы пользуются незнанием гражданами законов и водят за нос? Официально: для того что-бы не давать повода гражданам самим себе ставить диагнозы в обход педиатров/терапевтов. Мы же не исключаем здесь то, что таким образом система: 1) Нагружает себя доп. работой ради получения бюджетных средств, 2) Надеется отделаться от части желающих попасть к узким специалистам (с которыми у нее сложности) искусственно создавая препоны.
Если родители намерены самостоятельно обратиться к врачам-специалистам, например: проверить зрение у офтальмолога, сходить к ЛОРу, хирургу, стоматологу и тп, то они вправе записаться к специалистам напрямую, без обязательного направления через участкового педиатра.
Согласно п. 14 Приказа Минздрава России от 07.03.2018 N 92н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям" Первичная специализированная медико-санитарная помощь детям организуется в соответствии с потребностью детей в ее оказании, с учетом заболеваемости и смертности, плотности населения, а также иных показателей, характеризующих здоровье детей.
Первичная специализированная медико-санитарная помощь детям оказывается по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь, а также при самостоятельном обращении ребенка (его законного представителя) с учетом права на выражение информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Кроме того, согласно п. 5.1.1. Методических рекомендаций N 12-23 "Организация записи на прием к врачу, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг и единые региональные кол-центры", утв. ФБГУ «ЦНИИОИЗ» Министерства здравоохранения РФ 27.09.2023, В целях повышения доступности медицинской помощи, оказываемой врачами-специалистами, запись к которым наиболее востребована, сформирован перечень 14 врачебных специальностей, для которых должна быть открыта самостоятельная запись в полном объеме: врач-терапевт участковый; врач общей практики (семейный врач); врач-хирург; врач-офтальмолог; врач-оториноларинголог; врач-акушер-гинеколог; врач-психиатр-нарколог; врач-фтизиатр; врач-стоматолог; врач-стоматолог-терапевт; врач-педиатр участковый; врач-детский хирург; врач-стоматолог детский; врач-психиатр детский (подростковый)
Описанные в настоящих методических рекомендациях правила и подходы распространяются на запись ко всем указанным специалистам. Кроме того, они распространяются на запись к фельдшеру, работающему в фельдшерско-акушерском пункте или фельдшерском пункте, а также врачу стоматологу-хирургу, врачу урологу (врачу урологу-андрологу), зубному врачу и врачу по медицинской профилактике (см. также Методические рекомендации по предоставлению услуги по записи на прием к врачу в электронной ферме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), N 1-10953 от 26.07.2021).
Однако на практике мы сталкивались с тем, что в некоторых регионах напрямую записаться к узким специалистам проблематично.
Как видно из вышеизложенного, федеральным законом такие ограничения не предусмотрены, а напротив – пациентам предоставлено право на беспрепятственный доступ к получению специализированной мед. помощи.
Полагаем, что трудности на местах связаны с дефицитом кадров, то есть это вопрос организационный, а не правовой.
Для того, чтобы в этом убедиться, мы направили запросы в каждый госорган в сфере здравоохранения во все регионы Российской Федерации.
Анализируя ответы, полученные на указанные запросы, мы сделали вывод, что в вопросе записи напрямую к врачам-специалистам правовое регулирование осуществляется посредством вышеизложенных норм федерального законодательства, никаких местных актов, ограничивающих права пациентов, не принято.
Например, вот ответ Минздрава Приморского Края.
Госорган ссылается на вышеуказанные Методические рекомендации и разъясняет право пациентов (их законных представителей) осуществить самостоятельную запись к данным врачам-специалистам.
Таких ответов, как из Приморского края, большинство.
Однако есть и ответы, в которых прямо сообщают о наличии кадрового дефицита, например, Липецкая область, где Управление здравоохранения Липецкой области указывает: «Временные трудности в записи к врачам некоторых специальностей в городе Липецке и области связаны с кадровым дефицитом узких специалистов. Управлением здравоохранения и руководством медицинских организаций области постоянно проводится работа по ликвидации кадрового дефицита. Заключены целевые договоры на обучение в медицинских ВУЗах по специальным программам…».
Здравоохранение – одна из важнейших гарантий государства, что находит отражение в Конституции РФ. На основании ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Во исполнение данной гарантии и приняты соответствующие подзаконные нормативные акты, регулирующие порядок оказания специализированной медико-санитарной помощи детям.
Если Вы столкнулись с отказом или невозможностью попасть к врачу-специалисту, то рекомендуем обжаловать такой отказ сначала заведующей поликлиники/главврачу детского лечебного учреждения, либо (если разговор с руководством уже был и не имел положительного результата:
1) В страховую компанию, выдавшую полис ОМС
2) В районную прокуратуру (по месту нахождения мед. организации)
3) В региональное управление Росздравнадзора
4) В региональный Минздрав/Управление здравоохранением
СКАЧАТЬ ЖАЛОБУ На отказ в беспрепятственном получении специализированной мед помощи.
ВНИМАНИЕ! ЕСТЬ ДОПОЛНЕНИЕ от МИНЗДРАВА РФ
На федеральном уровне на наш запрос в связи с трудной доступностью плановой медицинской помощи в части получения консультаций врачей-специалистов ответил Департамент медицинской помощи детям, службы родовспоможения и общественного здоровья Минздрава России.
Департамент так же, как и региональные органы исполнительной власти, отмечает, что Порядок и условия оказания бесплатной медицинской помощи в рамках территориальных программ устанавливаются нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Региональные органы власти регулируют маршрутизацию к врачам разных профилей по полису ОМС в рамках законодательства на своей территории.
Доступность бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, в том числе детям, определена Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ).
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительством Российской Федерации ежегодно утверждается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее – Программа), на основании которой субъектами Российской Федерации формируются аналогичные территориальные программы.
Здесь Департамент конкретизирует и уточняет по срокам, когда должна быть оказана медпомощь:
«На сегодня в законодательстве определены предельные сроки оказания медпомощи того или иного вида. А именно:
· амбулаторная помощь в неотложной форме – ожидание не должно превышать 2 часов с момента обращения пациента в медучреждение (внезапные острые заболевания и состояния, обострение хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни);
· прием педиатра и врача общей практики – не позднее 24 часов с момента обращения пациента;
· приемы врачей-специалистов (кардиолог, невролог, эндокринолог, офтальмолог, ЛОР, ортопед, хирурги т.д.) - не позднее 14 рабочих дней.
С ТЕКСТОМ ОТВЕТА МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ ЗДЕСЬ
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: