О функциональной грамотности

«УРОКИ» И ТЕСТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОТ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ РОССИИ СТРАН




#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Родитель обратился в ОУЗС с вопросом, на который считаем важным дать развернутый ответ:

«Добрый день! Прошу совета. В школе с этого года ввели предмет Функциональная грамотность. Т.к. у нас в школе это внеурочка, решила, чтоб ребенок на этот урок не ходил. На это классный руководитель мне ответила, что лучше бы посещать этот урок, т.к. по нему будет проходить международное тестирование. Мне это не понравилось. Решила почитать, что это за тест. Оказалось, что проводит его Организация экономического сотрудничества и развития... Можно и нужно ли отказаться от этого предмета и от международного тестирования?»

Чтобы разобраться, мы обратились к сборнику методических материалов для педагогов по функциональной грамотности от ВШЭ за 2020 г. Там поясняется, что само определение ФГ оформилось в недрах ЮНЕСКО (структура ООН) в 2010-е годы.

«Непосредственное достижение человеком грамотности подразумевается как нечто большее, чем получение только основных навыков грамотности. Основные навыки являются только предпосылкой для дальнейшего развития. Следующей целью является гарантия того, что личности должны быть способны «...полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники, то есть речь идет о достижении функциональной грамотности - в противоположность элементарной (базовой) грамотности», - говорится в материале ВШЭ.

По сути, речь идет о проверке метапредметных, «универсальных» навыков и компетенций школьников, а не полученных ими предметных знаний. Это т.н. «навыки 21 века», о важности которых постоянно вещает банкир Герман Греф, форсайтщики Песков и Лукша и т.д.

«Основными ориентирами при обсуждении вопросов, связанных с функциональной грамотностью учащихся являются работы отечественных ученых и положения международного исследования PISA, в рамках которого впервые были разработаны подходы к оценке ФГ и получены данные об уровне ФГ школьников в странах мира».

«За основу в разработке национального инструментария мониторинга формирования ФГ приняты подходы, реализованные в исследовании PISA».

Понятно уже, откуда растут ноги. PISA – это исследование, разработанное Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD/ОЭСР).

Читаем далее:

«Основными ориентирами для совершенствования качества общего образования в России (как внутренними, так и внешними) могут служить национальные стандарты –планируемые результаты, заданные во ФГОС, и международные стандарты – образовательные результаты, заданные в международных документах, среди которых выделим «Навыки 21 века» и концептуальную рамку образовательных результатов ОЭСР 2030».

Еще раз подробнее прочитаем про организацию ОЭСР:

«OECD — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Создана в 1948 году для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла».

А что такое план Маршалла? Это гранты американского правительства странам Западной Европы для быстрого поствоенного восстановления промышленности (после ВМВ), прежде всего. В результате национальная экономическая политика 18 стран (которые и стали основой ОЭСР) стала зависимой от доллара и проамериканской. Одно из требований США для оказания помощи Европе было – исчезновение коммунистов из правительств всех стран-доноров. Экс-вице-президент США Генри Уоллес прямо назвал этот план – «инструментом холодной войны против СССР».

Вот оно как получается – наше образование «совершенствуется» по международным документам ОЭСР. По ИХ, западному глобальному плану «Образование-2030». Кстати, предмет «финансовая грамотность», который, согласно новому ФГОС, с 1 сентября 2022 г. стал обязательным и вошел элементами в традиционные предметы, также является составной частью системы PISA и также лоббируется ОЭСР, ЮНЕСКО, Всемирным банком по всему миру.

В ОЭСР на сегодня входят 38 государств, подавляющее большинство которых относятся к западному блоку (США, Канада + ЕС, Япония, Южная Корея), участвуют в гибридной и горячей войне против нашей страны, поддерживая ВСУ, организуя против нас санкции. Короче говоря, это официально недружественные России государства (нас в ОЭСР никто не ждет и принимать не собирается). И именно по ИХ лекалам мы продолжаем сегодня губительные антиреформы национального, не так давно еще лучшего в мире (признание президента США Джона Кеннеди) образования. Да еще продолжаем слать результаты этих тестов в систему PISA и ОЭСР, чтобы там оценили, насколько исполнительно и четко мы внедряем ИХ «инновации», и дали нам новые директивы. При этом в 2022 г. ОЭСР в порядке собственных антироссийских санкций приостановила участие России в тестах PISA. Но как видим, власти снова рвутся туда на всех парах.   

В сотый раз взываем к властям и всем ответственным за образование чиновникам о необходимости резкой смены курса в развитии этой сферы на суверенный, полном отказе от стандартов и оценочных систем ОЭСР и ЮНЕСКО и сотрудничестве с этими структурами исключительно в национальных интересах.

P.S. Что касается внеурочных занятий «функциональной грамотностью» в школах – они могут быть исключительно добровольными. Как грамотно отказаться от них – см. в инструкции ОУЗС.


Мнение Михаила Богданова: 

Пойди туда - не знаю, куда и принеси то, не знамо что. 

Эта поговорка прекрасно характеризует ситуацию, в которую горе-методисты и не менее горе-«ученые», слепо следуя «эуропэйским модам» поставили отечественную школу и, в частности, учителей. 

Речь идет о внедрении в практику школы освоения так называемой «функциональной грамотности». 

Что же это за чудо-чудное, которого отродясь не было в отечественной педагогической науке? 

Как объясняет (https://mcko.ru/articles/2622), например, ведущий эксперт Московского центра оценки качества, Елена Пономарева, «функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи». 

И далее, она поясняет, что (цитата): «получив богатейший багаж школьных и вузовских знаний, они (наши родители, бабушки и дедушки - прим. М.Б.) не всегда знали, как этим распорядиться на практике, как применить знания, полученные в классе, в университетской аудитории в своей профессиональной деятельности. И первые годы после получения аттестата или диплома всегда уходили на то, чтобы «переучиться», «подучиться» своей профессии, уже будучи в неё реально погружённым. Преодоление такого разрыва – также одна из задач функциональной грамотности, которая, как видим, возникла не сегодня...» 
 
Иными словами, подобные Пономаревой «ученые» решили, что введя эту самую «практикоориентированность» им удастся еще в школьные годы «подготовить ученика к жизни». Фактически это означает: то, что он осваивал на реальной практике после школы (техникума, ВУЗа) они решили «впихнуть» в голову ученика еще в школе. Причем, без привязки к конкретной области практической деятельности. Теоретически, без реальной практики! 

И невдомек «ученым» а-ля Пономарева, что они не только ходят по граблям (историю педагогики Пономарева явно не знает), но и перегружают учеников и учителей совершенно неопределенной работой, не приносящей никакого результата, кроме «массива данных исследований», которым она и её коллеги сильно гордятся. 

Отмечу, что идею «учить практическим навыкам применения знаний» пытались еще в 20-е годы прошлого века в т.н.  «трудовых школах», где все обучение было построено по принципу самообучения детей на практике. Ученику вменялось в обязанность наблюдать (или принимать участие) в реальной профессиональной деятельности и «на практике» осваивать «теорию». Авторы концепции сильно просчитались - в отсутствии четкой стратегии обучения и системного изучения предмета, дети попросту ничему не учились.

С "функциональной грамотностью" приключилось обратное: попытка "применять полученные зания" без реальной практики (теоретически и вне системы) не помогло ни знаниям, ни практике. 

В новом изводе «трудовой школы» пономарёвы, вслед за эуропэйскими «учеными» (она сама указывает на западные «корни» функциональной грамотности) заявили, что «сухие знания» (где они их нашли даже в современных в учебниках - загадка) и их, якобы, «зазубривание» в школе (тоже откровенный фейк, если только учитель не заменен на тьютора или систему дистанционного обучения), ведут к тому, что выпускники-де «не готовы к реальной жизни». 

Обосновывают они это тем, что дети плохо... решают «практикоориентированные» задачки в тестах PISA.  
А задачки эти - ни что иное, как головоломки, никаким образом не связанные с учебными курсами, изучаемыми в школе. И хорошо их «решить» можно только имея недюжинный жизненный или реальный практический опыт, которого у среднестатистического школьника попросту нет.

И вот, ради того, чтобы научиться «решать практические жизненные задачи» вводится курс «функциональной грамотности», на котором предлагается... непонятно по какому принципу и без всяких ориентиров, осваивать эти самые «практические жизненные ситуации». На одном занятии это может быть ситуация расчета кредита, а завтра -  «задача» на «креативное мышление» (что это такое - вообще не ясно, ни у педагогов, ни у психологов строгого определения этому термину из арсенала Гарри Поттера, нет). 

Как оценивать читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую грамотность, а так же «глобальные компетенции» и «креативное мышление» - никто не знает. Все на глазок и сугубо субъективно, очень спорно. Поэтому этот «курс» введен в рамках внеурочной деятельности, которая не оценивается, но «мониторится» - ежегодно дети проходят тестирование минимум по трем из перечисленных «компетенций» и «грамотностей». 

Надо ли говорить, что никакого результата, кроме потраченного времени учеников и учителей, а также не пойми как обрабатываемого массива данных? Причина проста: поскольку нет внятных программ и четкой структуры «курса», то и критерии оценивания - это тотальный субъективизм и профанация. А значит - все участники процесса впустую тратят время и силы, о чем говорят и ученики и учителя - все в один голос. 

На это, разумеется, со стороны «пономаревых» звучат обвинения в стиле «вы не любите кошек, потому, что не умеете их готовить!». Но хочется возразить таким «пономаревым», что мы кошек любим, поэтому не варим!  

На самом деле все это безобразие происходит по одной причине: с «пономаревых» никто пока не спросил за результат их деятельности. Если был бы спрос - подобные идеи, очевидно бредовые и исторически доказавшие свою несостоятельность, попросту не появлялись бы в образовании.  

Школа - это очень технологичный и конкретный механизм. Он работает успешно лишь в условиях, когда есть строго определенные задачи и есть объективно достигаемые (массово достигаемые!!) показатели. Научить таблице умножения - это массово достигаемый показатель, с ним школа справится. А научить «креативно мыслить» или «глобально компетентностить» - не сможет.  

И пока высшее руководство страны не прекратит вестись на сектантские, вредные извращения в образовании - школу будет трясти и передергивать. И из нее будут, как все последние годы, бежать нормальные учителя и на их место приходить «пономаревы». При этом выпускник будет знать все меньше и меньше.
Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Функциональная грамотность # Финансовая грамотность
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: