В связи с переходом с 1 сентября 2023 года школ на новые федеральные основные образовательные программы, по сообщениям родителей, довольно остро встал вопрос об обеспечении школ учебниками, соответствующими новым ФГОС.
К нам поступили многочисленные обращения родителей о том, что:
- детям выданы учебники, необходимые в процессе обучения, не в полном объеме;
- обучение детей осуществляется не на основании выданных бумажных учебников, а на основании учебных пособий, имеющихся только в электронной форме, поскольку бумажные учебники не соответствуют требованиям, предъявляемым к процессу обучения по новым ФГОС и ФООП.
Ранее мы направляли в Министерство просвещения запрос о том, в какой стадии подготовки находятся учебники и учебные пособия, соответствующие новым ФООП? Будут ли обеспечены образовательные организации к 1 сентября 2023 года новыми учебниками, учебными пособиями?
На запрос получен ответ от 27.07.23г. № 03-ПГ-МП-26643, согласно которого, перечень учебников, допущенных к изучению в образовательных организациях, утвержден, в том числе перечень тех, которые подлежат выводу из процесса обучения; срок вывода отдельных учебников — 5 лет; в части разработаны новые учебники, часть - в процессе разработки на срок до 01.09.24г. При этом, все учебники, которые используются образовательными организациями в данный момент, соответствуют новым ФГОС и ФООП.
Как обстоят дела на самом деле и каково нормативное урегулирование этих вопросов?
Обучение детей в образовательных организациях осуществляется на основании ФГОС, утвержденных в соответствии с ними ФООП и образовательных программы школ.
Согласно ч.4. ст. 18 Закона «Об образовании в РФ» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ используют:
1) учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) электронные образовательные ресурсы, входящие в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В соответствии с положениями ст. 18 Закона "Об образовании" в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами (ст. 18 упомянутого Закона).
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержден Приложением N 1 к Приказу Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 (ред. от 21.07.2023) "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников".
Форма учебника (бумажный или цифровой) Приказом не оговорена.
До включения учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию, Министерством просвещения РФ проводится экспертиза. Помимо этого на основании положительных экспертных заключений Научно-методический совет по учебникам, создаваемый Министерством образования и науки Российской Федерации, дает свои рекомендации (включить в перечень или отказать).
Основные критерии при производстве экспертизы учебников, на которые следует обратить внимание:
1) соответствие содержания учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий требованиям ФГОС;
2) логичность и последовательность содержания учебника;
3) изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся;
4) отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника;
5) наличие в тексте учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях ссылок на дополнительные источники информации по предмету;
6) идеологичность содержания: отражение в учебнике и разработанных в комплекте с ним учебных пособиях вклада российских деятелей науки, культуры, изобретателей, инженеров России, направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности;
7) отсутствие ошибок,
8) отсутствие в учебнике и учебных пособиях сведений, противоречащих Конституции;
9) отсутствие в учебнике и учебных пособиях информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
10) отсутствие в содержании (в том числе в иллюстрациях) у недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны;
11) соответствие структуры и содержания печатной и электронной форм учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий друг другу.
Согласно п. 9 ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об образовании» образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования (далее - список) и допускает их к использованию.
Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации, частью 3 статьи 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании).
В соответствии с указанными гарантиями обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно (за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов) предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия (статья 35 Федерального закона).
Закупка может быть произведена органами местного самоуправления централизованно с целью обеспечения всех подведомственных муниципальных образовательных организаций необходимыми учебниками и учебными пособиями (централизованная закупка в соответствии со статьей 26 Закона N 44), либо произведена муниципальными образовательными организациями самостоятельно за счет средств, полученных из местных бюджетов на оказание муниципальных услуг. При этом в случае проведения закупки органами местного самоуправления необходимо учитывать, что выбор закупаемых учебников и учебных пособий должен осуществляться образовательными организациями (часть 4 статьи 18 и пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).
Согласно ст. 28. ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (ч. 3) К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.
Таким образом, обязанность обучать детей исключительно на основании текста учебников нормативными актами не установлена. При этом, в процессе обучения возможно использование дополнительной литературы, а также цифровых учебников.
При этом, необходимо соблюдение норм СанПин. В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные правила и нормы...") продолжительность выполнения домашних заданий должна быть не более: 1 класс – 1 ч., 2-3 классы – 1,5 часа, 4-5 классы 2ч., 6-8 классы – 2,5ч., 9-11 классы – 3,5 ч. Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски - для детей до 10 лет - 20 минут, старше 10 лет - 30 минут; компьютера - для детей 1 - 2 классов - 20 минут, 3 - 4 классов - 25 минут, 5 - 9 классов - 30 минут, 10 - 11 классов - 35 минут (п. 2.10.2. СанПиН 1.2.3685-21).
Требования об ограничении времени использования ЭСО вне проведения уроков, к сожалению, СанПиН 1.2.3685-21 не установлены.
В связи с чем, основанием для отказа от использования цифровых учебников в том случае, если это не связано с регистрацией детей в каких-либо интернет-ресурсах, может быть только аргумент о возможном причинении вреда здоровью ребенка, а также отсутствие ЭСО (электронных средств обучения) у семьи, что влечет нарушение права ребенка на доступность образования.
Алгоритм защиты следующий:
1) заявление на имя директора школы с направлением копии в Управление образования о том, что ребенку не выданы учебники в бумажном виде с указанием перечня учебников, при этом у ребенка отсутствует возможность выполнять домашние задания из цифровых учебников, т.к. у семьи нет компьютера/компьютер маломощный, а соответственно нет технической возможности его использовать в обучении, либо ребенку противопоказано врачом длительное использование ЭСО (в этом случае можно у офтальмолога взять справку, что у ребенка боль\резь\сухость в глазах, рекомендовано беречь зрение, имеет место снижение зрения); в качестве требований указать: «прошу выдать полный комплект отсутствующих учебников по предметам ______»; это заявление сдать под штамп «входящая корреспонденция» с указанием даты вручения в приемную школы; в Управление образования заявление направляется почтой самим заявителем (СКАЧАТЬ => заявление);
2) в случае, если заявление, указанное в п. 1, не сработало, необходимо подать жалобу в Рособрнадзор или в прокуратуру с теми же сведениями и аргументами; требования: осуществить проверку изложенные в жалобе фактов, привлечь к ответственности виновных лиц (СКАЧАТЬ => заявление).
В случае, если пользование цифровыми учебниками связано с регистрацией на каких-либо интернет-платформах (ГИС «Моя школа», СФЕРУМ и т.п.), аргументы для отказа от их использования, а также методы противодействия этому подробно изложены здесь: КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ РЕГИСТРАЦИИ В СИСТЕМЕ ФГИС «МОЯ ШКОЛА» и здесь: ЧТО ТАКОЕ «СФЕРУМ» И МОЖНО ЛИ ОТ НЕГО ОТКАЗАТЬСЯ?
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: