ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЕНКА НЕ ДОПУСКАЮТ В СЕКЦИЮ ИЛИ КРУЖОК БЕЗ НАВИГАТОРА

Порядок действий/инструкция для родителей при отказе в доступе ребенка к различным формам дополнительного образования в связи с отсутствием регистрации в системе «Навигатор»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

В статье 2 Конституции Российской Федерации четко прописано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.  

Несмотря на конституционные гарантии защиты прав и свобод человека, со стороны чиновников системы образования, принимается ряд мер, направленных на создание тотального контроля над детьми в целях дальнейшей манипуляции ими. Свидетельством этому является документ,  размещенный на сайте Минпросвещения России, под названием «Навигатор дополнительного образования детей – инструмент цифровизации региона и управления по данным».

Обычно в подобного рода проектах ставятся благовидные цели. Как указано на официальном сайте Правительства РФ: «ключевая цель проекта – сделать доступным дополнительное образование для детей, в том числе по техническим и естественнонаучным программам. Еще одной целью данного проекта является создание удобств для родителей и их детей.

По мнению разработчиков, положительными моментами этой системы является возможность создания актуальных отчетов в любой момент времени; предоставление услуг записи детей на обучение в электронном виде; встраивание Навигатора в техническую и информационную среду региона с возможностью интеграции со смежными информационными системами. Среди дополнительных возможностей указывается техническое и информационное обеспечение при внедрении персонифицированного финансирования – выдача сертификатов, контроль средств на счетах сертификатов, учет обучающихся, отчеты для выплат средств учреждениям; интеграция программ дополнительного образования в профориентацию – модуль «Умный навигатор» с рекомендательным сервисом и возможностью построения индивидуальной образовательной траектории; интеграция с АИС управления образованием региона, ЕСИА и др. (Навигатор дополнительного образования детей – инструмент цифровизации региона и управления данным//).

Исходя из существующих возможностей на деле осуществляется попытка создания системы тотального контроля над детьми, которая в дальнейшем позволит взять детей под контроль отдельным лицами. В таких условиях подрастающее поколение лишается возможности быть хозяевами своих судеб, которые преднамеренно будут решать посторонние в своих собственных интересах.  

Одним из свидетельств тотального контроля над детьми является тот факт, что платформа интегрируется и осуществляет обмен данными с иными региональными системами в сфере образования. В качестве условий реализации указывается, помимо прочего, нормативно - закрепленная обязанность для учреждений образования по использованию платформы и передаче ей данных. (Региональная цифровая платформа услуг дополнительного образования детей). В пользу вышеупомянутых доводов о ведении контроля над детьми, свидетельствует документ под неброским названием «Методические рекомендации по работе с Навигатором дополнительного образования. Версия 1.4. Августа 2018 года»: «Данные журналов посещаемости регулярно передаются в Федеральный Навигатор дополнительного образования, поэтому важно поддержать их в актуальном состоянии: вносить всех детей из подтвержденных заявок, оперативно заполнять посещаемость занятий».

В пользу доводов о создании системы тотального контроля над детьми, посредством сбора информации в сфере дополнительного образования, также указывает ряд документов. Приведем лишь некоторые из них. В частности, это письмо Минобрнауки РФ от 12 января 2018 г. № 09-42 следующего содержания: «В соответствии с контрольной точкой 2.11 Министерством образования и науки Российской Федерации разработан прототип (типовое решение) общедоступного федерального навигатора (с региональными и муниципальными сегментами) по дополнительным образовательным программам. В целях совершенствования системы дополнительного образования детей субъекта Российской Федерации просим Вас руководствоваться указанным типовым решением при создании регионального сегмента по дополнительным образовательным программам».

В качестве такого документа можно использовать письмо Минобрнауки РФ от 5 февраля 2018 г. № 09-188. В мае этого же года оно обязывало пилотным субъектам Российской Федерации внедрить региональные и муниципальные сегменты для общедоступного федерального навигатора дополнительного образования детей. При этом подчеркивалось: «Обязательным требованием является подключение региональных навигаторов к Модулю автоматизированного сбора и анализа данных по организациям, программам, мероприятиям дополнительного образования и основным статистическим показателям охвата детей дополнительным образованием в субъектах Российской Федерации Минобрнауки России. В целях обеспечения реализации этого условия функциональными требованиями предусмотрен набор готовых интерфейсов, предусмотренных Модулем для внешних программных продуктов».       

Подтверждением вышеназванных доводов также служит приказ Министерства просвещения России № 467 от 03.09.2019 г. «Об утверждении «Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». В пунктах 2.2 и 2.4 данного документа предусматривается в том числе, использование сетевой формы реализации образовательных программ и реализация их с применением дистанционных образовательных технологий.   

Это только часть документов, указывающих на создание системы тотального контроля над детьми, позволяющее в дальнейшем осуществлять всевозможные манипуляции с ними.

Анализ нормативного материала, регулирующего деятельность «Навигатора», показывает отсутствие всяких гарантий сохранения конфиденциальных сведений в отношении ребенка. Именно это обстоятельство влечет потенциальную возможность использования сведений о ребенке по усмотрению лиц, получивших доступ к данной информации.

По сути, родители добровольно сами предоставляют сведения в систему «Навигатор», а попытки родителей традиционным способом приобщить ребенка к дополнительному образованию натыкается на отказ конкретных исполнителей с их незаконными и необоснованными требованиями записать ребенка посредством обращения к данной системе.

Возникает вопрос: каким образом избежать установления тотального контроля над ребенком и дальнейшей возможностью манипуляции им?

Предполагаемый ответ: отказаться от использования системы Навигатора. Для этого у родителей имеются все законные основания, предусмотренные не только Конституцией России, но и рядом действующих федеральных законодательных актов.   

В статье 2 Конституции России указано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В качестве приоритетных целей дополнительного образования в части 1 статьи 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» целью обозначены формирование и развитие их творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании.

Принуждение обращения к системе «Навигатор» нарушает вышеуказанные конституционные предписания и противоречит целям дополнительного образования, закрепленные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», поскольку закрывает доступ к его получению.  

О необходимости обеспечения доступности любых форм образования указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, имеющих обязательный характер не только для правоприменителя, но и для законодателя.

В частности, об этом указывается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2017 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования городской округ город Сибай Республики Башкортостан». В нем указано: «Одной из важнейших функций социального государства, в осуществлении которых участвуют все уровни публичной власти – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и местное самоуправление, является обеспечение права каждого на образование на основе конституционного принципа равенства».

Примечательно, что Министерство просвещения России признает такие отказы неправомерными. В частности, в официальном ответе № 06-ЗГ-МП-74 от «09» июля 2020 г.  указано следующее:  «Процедура включения в региональный навигатор данных о детях не должна подразумевать нарушения законодательства Российской Федерации о персональных данных и должна носить добровольно-заявительный характер. …Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, рекомендовано не отказывать родителям (законным представителям) в приеме заявлений на обучение дополнительным общеобразовательным сертификата дополнительного образования».
Данные разъяснения Министерства просвещения РФ должны носить обязательный характер для подчиненных, то есть, для нижестоящих организаций и должностных лиц. Поэтому Вы можете ссылаться на указанные разъяснения.
Таким образом, Вы вправе, следуя алгоритму нашей инструкции о противодействии регистрации в «Навигаторе», предъявить данные разъяснения, распечатав их и приложив к заявлению о зачислении на обучение.
как отказаться от навигатора образования
как отказаться от навигатора образования
как отказаться от навигатора образования

Для защиты прав и законных интересов детей предлагаются пути решения данной проблемы.

Решение № 1

Обращаемся в органы прокуратуры, уполномоченному по правам  ребенка региона, а также в иные государственные органы и общественные организации соответствующего профиля. В случае обращения в общественные организации, Вы привлекаете внимание в возникшей проблеме.

Основной задачей данного этапа является необходимость максимального привлечения внимания общественности к возникшей проблеме, для общественной огласки о нарушений прав и законных интересов ребенка, гарантированных как Конституцией Российской Федерации, так и международными правовыми актами.

Наибольший эффект будет при возможности привлечения средства массовой информации к данной проблеме.   

В случае отказа в удовлетворении просьбы, указанной в обращении или отказа в реагировании на допущенные нарушения, либо отписки на данное обращение, необходимо направить соответствующее обращение в вышестоящие государственные органы. Допустим, районная прокуратура отказала Вам в удовлетворении Вашего обращения, либо не посчитала нужным предоставить мотивированный ответ (отписка). В этом случае соответствующее обращение Вы направляете в вышестоящую (региональную) прокуратуру, а в случае неудовлетворительного ответа с ее стороны, направляете заявление в Генеральную прокуратуру России.

При направлении обращения в Генеральную прокуратуру РФ, Вы можете одновременно обратиться в органы высшей власти нашей страны. Например, в Администрацию Президента Российской Федерации, Совет Федерации, Государственную Думу, к отдельным сенаторам и депутатам, которые проявили активность в работе над проблемой защиты прав детей или стали инициаторами действий, направленных на защиту прав и законных интересов граждан.

Для обеспечения доказательств обращения в органы прокуратуры и иные государственные органы рекомендуется составлять копию текста обращения для проставления отметки о его принятии должностным лицом.

В случае отказа в принятии обращения органа прокуратуры или иного государственного органа в другой местности, необходимо отправить по почте заказным письмом, желательно с уведомлением.

При получении ответа обратить внимание на допущенные нарушения либо отказ в удовлетворении просьбы в удовлетворении просьбы. Также необходимо обратить внимание на процедурные моменты, которые нередко возникают на практике.    

В случае получения ответа, содержащего элементы отписки, необходимо отреагировать на мотивы отказа в удовлетворении обращения. Если же, получив удовлетворительный ответ, следует взять под контроль соблюдение сроков решения вопроса. При истечении сроков, установленных законодательством, для решения возникшей проблемы вновь необходимо подготовить соответствующее обращение.

Для этого мы разработали бланки заявлений и небольшую инструкцию о том, в каком порядке эти заявления подавать, если Вам походит Решение № 1.

Инструкция для получения дополнительного образования без согласия на регистрацию в системе «Навигатор» по Решению №1 

1.1 Заявление о зачислении ребенка в секцию/ДШИ/кружок и тп. нужно подать в установленном образовательной организацией порядке.

1.2 Отказаться, подав разработанное нами заявление (скачать =>>> ЗАЯВЛЕНИЕ НА ИМЯ ДИРЕКТОРА), от регистрации в системе «Навигатор» и объяснить, что Вы ждете письменный мотивированный отказ для дальнейшего продвижения позиции о недопустимости принудительной регистрации в этой системе.

1.3 Свою позицию пояснять в бесконфликтной, цивилизованной форме, помня о том, что главным образом Вы будете обжаловать незаконность принуждения в органах гос. власти, а письменный отказ директор – лишь необходимая формальность.

1.4 Получить входящий номер, попросить дать ответ в возможно короткий срок.

1.5 Получить письменный отказ в допуске ребенка в образовательную организацию.

1.6 Подать разработанную нами жалобу в прокуратуру, приложив копию Вашего заявления и отказа директора (скачать =>>> ОБРАЗЕЦ ОБРАЩЕНИЯ В ПРОКУРАТУРУ).

Решение № 2

Данный порядок действий возможен только в случае оказания платных услуг дополнительного образования. Как показывает практика, таких случаев достаточно. В этом случае возникают правовые отношения в области защиты прав потребителей. Правовым механизмом по защите прав и законных интересов Вашего ребенка может быть не только непосредственное обращения в суд, так и иные механизмы, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей». Также как и при алгоритме действий, предусмотренных решением № 1, можно обратиться в органы прокуратуры, изложив не только доводы относительно нарушения прав и свобод ребенка, гарантированные действующим законодательством, но и прав в области защиты потребителей.

Для решения данного вопроса необходимо руководствоваться Законом РФ «О защите прав потребителей» и разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

скачать =>>> ОБРАЗЕЦ ПРЕТЕНЗИИ К ДОГОВОРУ

скачать =>>> ОБРАЗЕЦ ИСКА В СУД


Ответ Минпросвета от 15.04.2021 г. в котором подтверждается добровольность регистрации в системе "Навигатор"

Дополнительно:

Вы можете => скачать ЖАЛОБУ На незаконность положений правил приема в образовательную организацию/спортивную школу

ДОПОЛНЕНИЕ: Если в ответ на отказ от Навигатора, Вам заявляют об отсутствии финансирования

 

Очередной учебный год начался с массовых жалоб родителей на невозможность отказаться от регистрации в региональном навигаторе, причем на этот раз в качестве мотива отклонения требований родителей образовательные организации дополнительного образования заявляли о невозможности финансирования без указанной регистрации.

Мы запросили сведения о том, так ли это, в Минпросвещения России.

Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России разъяснил нам, что механизм финансирования государственных и муниципальных организаций дополнительного образования детей в связи с внедрением регионального навигатора не претерпел изменений.

В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации они финансируются на основании выданного учредителем государственного (муниципального) задания.

На основании статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов в сфере образования и, соответственно, финансируется за счет средств государственного (муниципального) задания. Помимо этого, государственные и муниципальные организации дополнительного образования могут получать дополнительное финансирование за счет внебюджетных источников.

Таким образом, финансирование осуществляется не на основании регистрации ребенка в региональном навигаторе, а на основании выданного учредителем государственного (муниципального) задания в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

При этом, Департамент разъясняет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют механизмы финансирования для различных дополнительных общеобразовательных программ, формируют реестры бюджетных и внебюджетных программ и вправе определить количество бюджетных услуг дополнительного образования, которые может получить ребенок.

При этом у детей сохраняется возможность обучаться по нескольким дополнительным общеобразовательным программам, финансируемым как в рамках государственного (муниципального задания), так и вне ее. В региональном навигаторе фиксируется информация о том, какими программами дополнительного образования и в каком объеме охвачен каждый ребенок.

То есть финансирование и распределение бюджетных мест никак не связано с регистрацией или отказом от регистрации ребенка в региональном навигаторе, оно включено в общую систему формирования регионального бюджета, поэтому заявления о том, что финансирование производится только если ребенок зарегистрирован в навигаторе, не основаны на фактических обстоятельствах и противоречат федеральному законодательству.

При этом несмотря на то, что многие вопросы регулируются локальными нормативными актами (например, прием на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами проводится на условиях, определяемых локальными нормативными актами таких организаций -ч. 5 ст. 55 ФЗ «Об образовании в РФ»), эти локальные акты обязательно должны соответствовать законодательству Российской Федерации.

Поэтому несмотря на то, что правила регистрации и запись ребенка на обучение в бумажном или электронном виде утверждаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, противоречий федеральному законодательству быть не может.

На основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона о персональных данных обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. При этом согласно части 2 статьи 9 Федерального закона о персональных данных согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных.

Таким образом, региональным законодательством не могут быть установлены собственные правила, которые кардинально и принципиально отличаются от указанных общих норм, предусмотренных федеральным законодательством. Если во всей Российской Федерации бюджетное финансирование распределяется по вышеуказанным правилам, то ни один субъект РФ не сможет установить у себя самостоятельное и отличное от федерального, законодательство, и осуществлять зачисление детей на программы дополнительного образования в соответствии с некими другими правилами.

Теперь ненадолго вернемся к вопросу об ОПД автоматизированным способом.

Очень важно, что при ответе на наш запрос, Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России разъяснил, что образовательная организация вправе осуществлять запись на обучение по дополнительным образовательным программам в информационной системе регионального навигатора только при наличии согласия родителя (законного представителя).

Таким образом, подавая заявление об отказе регистрации в региональном навигаторе в соответствии с настоящей инструкцией, Вы можете приложить к заявлению анализируемый ответ Департамент государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России от 15.09.2022 № 06-ПГ-МП-32375____СКАЧАТЬ в подкрепление позиции, изложенной в Вашем заявлении.

Навигатор в спорте. Важное дополнение!

От имени ОУЗС мы направили запрос в госорганы об основаниях принудительной регистрации в региональном навигаторе, истребовании СНИЛС в отношении детей в физкультурно-спортивных организациях, в связи с тем, что родителям (законным представителям) не разъясняют права на отказ от предоставления СНИЛС и от регистрации в региональном навигаторе.

Департамент спорта высших достижений Министерства спорта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассмотрел указанное обращение и дал следующее разъяснение.

Статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ) установлено, что обработка персональных данных (в том числе в форме распространения) возможна после получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (в том числе в форме распространения).

Требования о необходимости указания в автоматизированных информационных системах, в том числе СНИЛС спортсменов не являются условиями для прохождения спортивной подготовки по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.

В соответствии с частью 5 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», прием на обучение по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки проводится на основании результатов индивидуального отбора,

проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Приказом Минспорта России от 27 января 2023 г. № 57 утвержден порядок приема на обучение по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, который в настоящее время проходит процедуру государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

В свою очередь организация, реализующая дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, вправе установить требования и правила приема для зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки в своих локальных актах.

Исходя из изложенного, такие действия как обязательное предоставление СНИЛС, принудительная регистрация в региональном навигаторе не предусмотрены законом для зачисления и обучения (прохождения спортивной подготовки).

Вы можете скачать этот ответ и прикладывать его к своим заявлениям из настоящей инструкции для усиления своей позиции _____СКАЧАТЬ ПИСЬМО

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Навигатор # Дополнительное образование
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: