Наше Всероссийское общественное объединение, защищая законные права и законные интересы семьи, активно работает над созданием в нашей стране эффективной системы общественного и родительского контроля в сфере обеспечения и защиты прав семьи и детей.
Поэтому мы не могли пройти мимо жалоб будущих мам и уже состоявшихся родителей, которые внезапно столкнулись с безосновательными и даже бредовыми обвинениями и угрозами со стороны работников поликлиник и женских консультаций.
Из содержания жалоб родителей видно, что в настоящее время на медицинских работников организаций в системе ОМС возложены обязанности жаловаться на родителей в органы опеки и попечительства. При этом обоснованность указанных жалоб ничем не подтверждается, а действия как медицинских работников, так и должностных лиц органов опеки и попечительства характеризуются явным превышением должностных полномочий, и в некоторых случаях эти действия являются карательными.
Например, матери двоих детей пожаловалась нам, что ей дважды поступали звонки из поликлиники с угрозами и невнятными обвинениями. На вопрос женщины о том, что вообще происходит, ей ответили, что «у вас дети какие-то грязненькие». Или: матери ребенка-аллергика, отказавшейся от вакцинации в связи с наличием мед. отвода, медицинские работники местной поликлиники устроили настоящую травлю: вызвали полицию к ней в дом и пожаловались в органы опеки и попечительства, заявив о том, что она не заботится о ребенке. В свою очередь, должностные лица местного органа опеки и попечительства сочли возможным вмешаться и начали без всяких законов запугивать мать, поскольку обоснованно ее обвинить было не в чем.
Будущих мам тоже не обошла эта нелепая инквизиция. Так, беременные женщины из разных регионов страны пожаловались нам на такие же внезапные звонки из медицинских учреждений с угрозами в отношении еще не рожденных детей, в связи с якобы невыполненными врачебными рекомендациями.
От имени ОУЗС мы регулярно разрабатываем и направляем в госорганы официальные запросы, жалобы и обращения, целью которых является защита прав семьи.
В настоящей же инструкции хотим предложить помощь в виде порядка действий и образцов жалоб для противодействия вышеуказанным незаконным действиям должностных лиц.
Прежде всего, следует иметь ввиду, что статьей 38 Конституции РФ провозглашена защитой государства в отношении материнства, детства и семьи.
Оказание бесплатной медицинской помощи также гарантировано государством (ст.41 Конституции РФ).
Ваши основные права на медицинскую помощь перечислены в статье 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации":
1. Каждый имеет право на медицинскую помощь;
2. каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования;
3. выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4. профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
5. получение консультаций врачей-специалистов;
6. получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
7. защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
8. отказ от медицинского вмешательства.
Таким образом, Вы вправе самостоятельно выбирать врача и решать – соглашаться на предложенное мед. вмешательство или нет, а также – рассчитывать на сохранение медицинской тайны в отношении состояния здоровья.
Поэтому угрозы, связанные с отказом от медицинского вмешательства и жалобами в органы опеки (нарушение мед. тайны), грубо нарушают указанные права пациентов.
Основаниями для претензий к родителям могут быть только те, что установлены законом, а не по личному желанию должностных лиц.
Так, основания для лишения и ограничения родительских прав перечислены – соответственно - в ст. 69 и ст. 73 Семейного кодекса РФ, все они, по существу, связаны с уклонением от выполнения родительских обязанностей, причинением вреда ребенку. По ст. 77 Семейного кодекса РФ наличие «непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка» может быть основанием для его отобрания.
Поэтому претензии к родителям могут быть обусловлены только, если есть достаточные основания полагать, что жизнь или здоровье ребенка оказались под угрозой именно по вине родителей.
По общему правилу ч. 1 п. 1 ст. 7 СК РФ граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами). Однако свобода усмотрения в распоряжении семейными, в том числе родительскими, правами не безгранична.
Согласно п. 1 ст. 63 СК РФ родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Это означает, что никто не вправе без достаточных оснований вмешиваться в деятельность родителей по обучению и воспитанию их детей. Такими основаниями могут оказаться лишь факты, свидетельствующие о том, что родительские права осуществляются в противоречии с интересами детей, либо о том, что предметом основной заботы родителей является не обеспечение таких интересов, а нечто иное, или о причинении вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Поэтому жалобы на родителей из-за личной неприязни, конфликта и тп, не являются законными, а соответствующие действия медицинских работников, сообщивших о якобы ненадлежащем исполнении родителями своих обязанностей – следует квалифицировать как превышение должностных полномочий.
Случаи возможного причинения вреда детям по вине родителей должны быть четко обоснованы: медицинский работник обязан привести конкретные доводы, свидетельствующие о том, что то или иное заболевание или травма возникли у ребенка, с большой долей вероятности, именно вследствие виновных действий родителей или их прямого умысла на причинение вреда своему ребенку.
Согласно п. 2.5 Приказа МВД РФ от 15 октября 2013 года N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» в компетенцию подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации входит рассмотрение в установленном порядке заявлений и сообщений о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.
То есть жалоба в ПДН должна быть обусловлена реальным основанием, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, а не личной потребностью некоего должностного лица.
В то же время, основными задачами органов опеки и попечительства являются:
1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч.1, ч.2, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Таким образом, законодательство РФ не содержит каких-либо узаконенных механизмов давления на родителей, тотального контроля за осуществлением ими своих обязанностей и способов принуждения родителей к чему-либо.
Законодательство РФ не обусловливает возможность осуществления права на бесплатную медицинскую помощь, посещения ребенком школы или детского сада обязательной вакцинацией, или проведением в отношении него каких-либо обязательных медицинских вмешательств, если ребенок в целом здоров.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 20 ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинское вмешательство в отношении ребенка, не достигшего 15-летнего возраста, осуществляется на основании информированного добровольного согласия одного из родителей ребенка, за исключением особых случаев, указанных в части 9 статьи 20 (устранение угрозы жизни и т.п.).
Между тем, зарвавшиеся должностные лица, игнорируя указанные положения закона, угрожают родителям жалобами в полицию или органы опеки и попечительства, которые непременно должны применить какие-либо меры воздействия.
По сути это – правовой шантаж с целью принудить родителей действовать так, как считает нужным конкретный руководитель медицинской организации, а не в соответствии с субъективными, гарантированными Конституцией РФ и федеральными законами, правами конкретной семьи.
Поэтому доводы о том, что несогласие родителей с вакцинацией или любым другим медицинским вмешательством якобы свидетельствует о неисполнении ими своих обязанностей, противоречат указанным нормам законодательства и в целом направлены на нарушение субъективных прав граждан.
Выражая согласие на медицинское вмешательство, или возражая против него, родители, наоборот – защищают, а не нарушают, права и законные интересы ребенка с целью недопущения ограничения прав ребенка или дискриминации.
Тогда как наказать родителей, применив к ним какие-либо меры ответственности, можно исключительно за виновное поведение, то есть намеренное нарушение прав ребенка или незаконное бездействие.
Наличие вины и причинно-следственной связи между действиями или незаконным бездействием родителей нужно обязательно доказать.
Указанная позиция выражена Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 (в ред. от 06.02.2007 года) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».
Задачами органов опеки и попечительства является защита прав и законных интересов детей, а не преследование родителей за то, что их правовая точка зрения не совпадает с точкой зрения руководства медицинской или любой другой организации.
Необоснованные проверки и инициирование привлечения родителей к административной ответственности в качестве мести за непослушание, направлены на подрыв института семьи, связаны с нарушением прав детей и семьи на охрану и защиту со стороны государства.
Итак, если Вы подверглись подобному преследованию, то рекомендуем подать жалобу на превышение должностных полномочий медицинских работников в районную прокуратуру по месту нахождения поликлиники/больницы, если жалоба привела к таким последствиям, как проверка жилищно-бытовых условий и привлечение органов опеки и попечительства (ССЫЛКА Образец 1)
ЕСЛИ ДЕЛО ОГРАНИЧИЛОСЬ ТОЛЬКО жалобой в полицию по делам несовершеннолетних и необходимостью объяснений, то можно подать вот ЭТУ ЖАЛОБУ______(ССЫЛКА Образец 1.1)
Если ситуация экстренная, то все жалобы лучше подавать лично, записавшись на прием к прокурору и сопроводив их подачу устной жалобой непосредственно прокурору.
После этого рекомендуем обратиться к главе местной администрации (по месту нахождения медицинской организации с похожей жалобой (ССЫЛКА образец 2).
Если же Вы – будущая мама и подверглись преследованию со стороны медицинских работников женской консультации, то рекомендованный образец жалобы можно скачать здесь (ССЫЛКА образец 3).
ВАЖНО! Вы можете подать жалобу любым удобным способом: отнести лично, отправить почтой или через электронную приемную. Однако после отправки Ваша задача в любом случае узнать входящий номер и дату регистрацию. Эту информацию всегда можно уточнить или сразу (если подаете лично), или в канцелярии по телефону.
В случае, если в ответ на Ваши жалобы поступают отписки, или отсутствует письменный ответ более 30 дней с момента регистрации Вашей жалобы, то следует подать жалобу на незаконное действие в прокуратуру (если жалуетесь на бездействие местной администрации) или вышестоящему прокурору (если жалуетесь на бездействие районного прокурора): ССЫЛКИ образец 4, образец 5.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: