Мониторя тему возможности (или отсутствия таковой) отказаться от участия в различных формы независимой оценки качества образования (ВПР, МЦКО, НИКО) мы обратили внимание на п. 16 Правил проведения мероприятий по оценке качества образования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2024 N 556, согласно которого «в течение одного учебного года принимают участие не более чем в одном исследовании - ВПР, НСИ (Национальные сопоставительные исследования качества общего образования».
При этом, возник закономерный вопрос:
Как неоднократно разъясняло Минпросвещения, отказ от ВПР в 2025 году возможен только по уважительной причине. Отказ от участия в ВПР без уважительной причины может повлечь понижение успеваемости, т.к. результаты ВПР могут быть использованы для выставления оценки за четверть или за год. Если в локальных нормативных актах школы ВПР являются частью промежуточной аттестации, то отказ от участия без уважительной причины может привести к академической задолженности. ВПР проводится в школах РФ ежегодно.
При этом, диагностика МЦКО повсеместно проводится в образовательных организациях города Москва для оценки знаний московских школьников и качества преподавания в столичных школах.
Кроме того, одной из форм независимой оценки качества образования являются Национальные исследования качества образования (НИКО) — это общероссийская программа Рособрнадзора, которая проводится выборочно в школах по всей стране для комплексной оценки системы образования.
Таким образом, в школах России ежегодно проводится ВПР. При этом, в г. Москва проводится МЦКО, а по всей стране выборочно проводится НИКО и другие исследования.
И все это реализуется несмотря на п. 16 Правил проведения мероприятий по оценке качества образования с его ограничениями участия детей в течение одного учебного года не более чем в одном исследовании - ВПР, НСИ.
В связи с изложенным, мы направили запрос в Минпросвещения РФ с просьбой разъяснить, вправе ли обучающийся (его законные представители) отказаться от участия в ВПР/МЦКО/НИКО, в случае если течение текущего года обучающийся участвовал одном из исследований качества общего образования?
Рособрнадзор в письме от 09.12.2025г. № Ба-2513-/08-9631 (почему ответ направлял именно Рособрнадзор не очень понятно) подтвердил, что Перечень мероприятий и порядок их проведения в соответствии со статьей 97 Федерального закона № 273-ФЗ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2024 № 556 «Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья принимают участие в мероприятиях по оценке качества образования по решению образовательных организаций, указанных в пункте 7 Правил, с согласия родителей (законных представителей) и с учетом особенностей состояния здоровья и психофизического развития (пункт 14 Правил).
Обучающиеся образовательных организаций, указанных в пункте 7 Правил, в течение одного учебного года принимают участие не более чем в одном исследовании – всероссийских проверочных работах в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (далее – ВПР), национальных сопоставительных исследованиях качества общего образования (далее – национальные исследования) или международных сопоставительных исследованиях качества общего образования (далее – международные исследования).
Обучающиеся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, являющиеся участниками национальных исследований или международных исследований, в соответствующем учебном году не принимают участие во всероссийских проверочных работах (пункты 11, 16 Правил). Иных положений, исключающих или указывающих на необязательность участия обучающихся в мероприятиях по оценке качества образования, Правила не содержат.
При этом, прямого ответа на поставленный вопрос мы не получили.
Несмотря на упоминание на ограничения проведения нескольких исследований качества образования не более 1 в год, Рособрнадзор прозрачно упомянул о том, что «образовательные организации, указанные в пункте 7 Правил, могут использовать мероприятия по оценке качества образования в качестве мероприятий текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, проводимых в рамках реализации образовательной программы (пункт 8 Правил). Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности 4 и порядка проведения относятся к компетенции образовательной организации (пункт 10 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ). В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся.»
Переводим сказанное на русский язык: ограничения относительно участия в мониторингах образования (ВПР, национальных исследованиях, международных исследованиях качества общего образования – региональные исследования, к которым относится МЦКО, в этот перечень не включены) конечно есть, но образовательная организация может издать локальный нормативный акт (ЛПА), которым установить свою периодичность мониторингов.
Мы же напоминаем родителям, что любые ЛПА школы, вне зависимости от того, что она имеет право на автономию, закрепленную в Законе «Об образовании» (ФЗ №273), которая включает право на самостоятельное ведение образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, а также разработку своих локальных актов, выбор технологий обучения и методик, НО эта автономия может осуществляться только в рамках действующего законодательства и устава школы.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: