Сохранение населения, здоровье и благополучие людей определено Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» как одна из национальных целей развития Российской Федерации, в рамках которой среди целевых показателей установлено увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов. Достижение этого показателя невозможно без формирования у детей и молодежи осознанной потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, которые являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни.
Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта закреплены в Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", процесс воспитания и обучения, в том числе физического, регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Отсюда следует, что законодательство в сфере спорта не содержит дискриминирующих условий о том, что в физкультурно-спортивные организации могут быть приняты только те дети, родители (законные представители) которых согласились на получение услуг в электронной форме и обработку персональных данных автоматизированным способом.
Напротив, одним из основных принципов законодательства о физической культуре и спорте является обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").
Кроме того, обязательное оформление QR-кода в качестве условия допуска детей к тренировочному процессу или при проведении спортивных, физкультурных мероприятий, является дискриминацией граждан по объему прав в зависимости от наличия или отсутствия QR-кода, то есть к получению услуг в электронной форме, вопреки указанным требованиям федерального законодательств.
Из положений Конституции РФ и федеральных законов следует недопустимость принуждения граждан к получению государственных и (или) муниципальных услуг в электронной форме под угрозой лишения прав на предоставление гарантированных законом имущественных или неимущественных благ.
Необходимо также отметить, что на добровольность регистрации в ЕСИА и электронной формы госуслуг указывал Верховный суд РФ в своем решении от 29.05.2012 г. № АКПИ12-645, которое было оставлено в силе Апелляционной коллегией Верховного суда РФ, указавшей, что лица, не желающие получать госуслуги «в электронном виде, вправе получать их в иных формах, предусмотренных законодательством РФ (в том числе посредством личного обращения в орган, предоставляющий услугу, с предоставлением документов на бумажном носителе) (Определение Верховного Суда РФ от 20.09.2012 г. № АПЛ12-503).
Обязательное оформление QR-кода сопряжено с лишением прав граждан на добровольность согласия на обработку персональных данных, охрану от произвольного распространения личной информации.
Кроме того, возложение на граждан обязанности получить QR-код в качестве условия реализации прав - это унижение их человеческого достоинства.
Согласно ч. 1 ст. 21 Конституции РФ «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».
Законы, предполагающие идентификацию граждан, в том числе - с помощью QR-кода как номерного идентификатора, нарушают решения Нюрнбергского трибунала, умаляют человеческое достоинство, нарушают неотчуждаемое конституционное право человека на имя.
Судья Конституционного суда РФ Н.С. Бондарь справедливо говорит о том, что цифровые номера могут быть использованы в соответствующем алгоритме, позволяющем идентифицировать конкретное лицо, которое в силу различного рода причин не желает быть связанным с информационными, числовыми и иными данными, противоречащими его внутренним религиозным убеждениям и самосознанию, что, безусловно, входит в содержание частной жизни (ст. 23 Конституции РФ), понимаемой Конституционным Судом РФ в широком смысле и подлежащей судебной защите.
Благодаря стараниям активных родителей, мы получили ответ Министерства физической культуры и спорта Московской области, которым родителям разъяснено, что оформление QR-кода носит добровольный, а не обязательный характер, поэтому если у ребенка отсутствует QR-код, он может свободно, как и прежде, посещать тренировки.
Указанный ответ госоргана см тут
и приложить к заявлению Об отказе от QR-кода и обработки персональных данных автоматизированным способом для доступа на тренировки и соревнования, которое можно скачать по ссылке https://ouzs.ru/upload/iblock/34e/34e0e40d93ec7850bf587be9f6b821ec.pdf
Внимание! Есть важное дополнение!
Силами активных родителей получен ответ из Министерства культуры и спорта Московской области, где указано, что спортивная школа не вправе уволить тренера, если спортсмен не зарегистрирован в АИС «Мой Спорт» или не использует электронный код тренировки.
Вот сам текст этого письма
Согласие на обработку персональных данных дается добровольно, а при отсутствии согласия – использование АИС «Мой спорт» невозможно, при этом тренер вручную отмечает посещаемость спортсменом тренировок, то есть осуществляет все необходимые действия, связанные с организацией физкультурно-спортивной деятельности в отношении спортсмена в традиционном виде на бумажном носителе. Исходя из буквального содержания этого письма, возникает вопрос – будут ли ПД спортсмена внесены в АИС «Мой спорт» в обезличенном виде? Но разрешение этого вопроса по существу может быть только индивидуальным, тк зависит от согласия или его отсутствия на ОПД в обезличенном виде конкретного человека, намерений и действий сотрудников конкретной спортивной школы. Поэтому для разрешения указанного вопроса рекомендуем обращаться за помощью к нашему юристу в рубрику «детские вопросы»
Что касается вопроса об актуальности для других регионов.
Во-первых, в рассматриваемом письме речь идет исключительно о нормах федерального законодательства, регулирующих вопрос внесения ПД спортсменов в АИС «Мой спорт» - Федеральный закон «О персональных данных от 27 июля 2006 г.» №152-ФЗ. Федеральное законодательство, разумеется, обязательно для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.5, 6 ст. 76 Конституции РФ Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В этой связи действует положение о том, что Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Поэтому никакие доводы о том, что «у нас такое распоряжение», «у нас так положено» или «то в Москве, а то у нас» не являются состоятельными и не могут быть использованы в качестве правовых мер воздействия на Вас – это пустые угрозы.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: