Одной из серьезных проблем, присущих современной образовательной среде - является принудительная цифровизация образовательной среды.
Столкнулись с этим и родители Подмосковья. В нашу организацию поступают многочисленные обращения родителей, проживающих в Московской области, о том, что для получения государственной услуги «дополнительное образование ребенка», их принуждают регистрироваться на сайте, т.к. ЯКОБЫ запись на кружки, в иные формы организации предоставления дополнительных образовательных услуг осуществляется только посредством сайта «Навигатор дополнительного образования Московской области»/или Система дополнительного образования Московской области (https://new.dop.mosreg.ru/blog/4).
Помимо прочего в этом усматривается и прямое принуждение к регистрации на сайте «Госуслуги», поскольку заявление на зачисление в организацию дополнительного образования может подать только зарегистрированный пользователь федерального портала государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru) с подтвержденной учетной записью.
Так же имеет место понуждение к незаконному сбору персональных данных пользователей дополнительных образовательных услуг, т.к. для получения услуги нужно предоставить помимо документов, удостоверяющий личность ребенка и родителей, еще и СНИЛС ребенка, и адрес его электронной почты;
Отдельные сообщения поступили о том, что для записи ребенка в кружок их принуждают в качестве обязательного условия получения этой государственной услуги регистрироваться на сайте http://dk.mosreg.ru/dk/podmoskovie-krasnogorsk/workshops, получить там код, без которого дети на занятие не будут допускаться.
Возникает закономерный вопрос, на каком основании осуществляется принуждение к передаче персональных данных и регистрации физических лиц на различных электронных сайтах и порталах? Чем обоснована дискриминация детей, родители которых не имеют персонального компьютера в пользовании, не знают, как им пользоваться, не желают регистрироваться на сторонних сайтах и размещать там свои персональные данные?
Для более полного понимания проблемы, хотелось бы напомнить, что организации дополнительного образования находятся в ведении Управления образования, Управления культуры, Управления физической культуры и спорта и молодежной политики.
ОУЗС по выявленным фактам уже направлены жалобы Министру образования Московской области, Министру культуры Московской области.
В связи с этим, хотим напомнить следующие нормы права:
Согласно части 1 статьи 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приоритетной целью образования является формирование и развитие их творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании.
Положения части 1 статьи 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», предусматривают, что при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права.
Обращение к системе Навигатор носит рекомендательный характер. Свидетельством этому являются ряд нормативных правовых актов в образовательной сфере.
В частности, приказ Министерства просвещения России № 467 от 03.09.2019 г. «Об утверждении «Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (пункты 2.2 и 2.4). Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-188 от 5 февраля 2018 г. Примечательно, что Министерство просвещения России признает такие отказы неправомерными. В частности, в документе № 06-ЗГ-МП-74 от «09» июля 2020 года указано следующее: «Процедура включения в региональный навигатор данных о детях не должна подразумевать нарушения законодательства Российской Федерации о персональных данных и должна носить добровольно-заявительный характер. …»
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, рекомендовано не отказывать родителям (законным представителям) в приеме заявлений на обучение дополнительным общеобразовательным без сертификата дополнительного образования».
Обращаем внимание на также и на то, что согласно ст. 5 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» «При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме».
Любые положения нормативных актов подзаконного уровня не могут противоречить федеральному закону.
Необходимо также иметь ввиду, что в связи с недопустимостью принуждения получения госуслуг в электронной форме, недопустимо принуждать граждан к обработке персональных данных автоматизированным способом.
Статьями 23, 24 Конституции РФ регламентировано право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также то, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ РФ №152-ФЗ от 27 июля 2006 г. «О персональных данных» «персональным данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу». Согласно п. 1 ст. 9 ФЗ «О персональных данных» «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным». По ст. 18 Конституции «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти…».
Принуждение к цифровой обработке персональных данных незаконно и потому недопустимо.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Регистрация на любых сайтах, будь то «Госуслуги», «Навигатор дополнительного образования Московской области» или Система дополнительного образования Московской области должны производиться только на добровольной основе.
Что делать, если вы обратились в организацию дополнительного образования для записи в кружок, а вам навязчиво предлагают в обязательном порядке зарегистрироваться на каком либо сайте, в том числе «Госуслуги», «Навигатор дополнительного образования»?
1) Необходимо подать заявление о зачислении ребенка в организацию дополнительного образования (образец № 1 прилагается)
2) В случае отказа в приеме заявления – направить его почтой заказным письмом с уведомлением (квитанцию сохранять!). Одновременно следует подать жалобу в отказе в приеме ребенка (образец № 2) в Управление образования, в Управление культуры, в Управление физической культуры и спорта и молодежной политики.
3) Обратиться в прокуратуру с жалобой (образец № 3).
1) Устно возразить и объяснить, что это незаконное требование и вы ничего делать не будете. Дайте понять, что вы знаете свои права и если они будут продолжать их нарушать, то вы обратитесь с жалобой в прокуратуру.
2) Если организация продолжает настаивать, то потребуйте, чтобы руководитель организации направил на ваше имя письменное требование зарегистрировать вашего ребёнка со ссылкой на НПА и законы в которых будет четко указано что вы обязаны это сделать. Обычно не этом все и заканчивается. Ни один руководитель не будет под этим подписываться.
3) Если и это не помогло, то необходимо подать заявление в организацию дополнительного образования с требованием допустить ребенка в кружок (образец № 4);
4) В случае отказа в приеме заявления – направить его почтой заказным письмом с уведомлением (квитанцию сохранять!). При отказе в допуске ребенка - подать жалобу в отказе в доступе ребенка к обучению в организации дополнительного образования (образец № 5) в Управление образования, в Управление культуры, в Управление физической культуры и спорта и молодежной политики.
5) Обратиться в прокуратуру с жалобой (образец № 6).
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: