Что делать, если органы опеки пришли с проверкой к Вам домой?

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
09:23 / 08.05.2022

На нашем сайте размещены материалы, направленные против злоупотреблений, допущенных должностными лицами (педагогами, мед. работниками) и посвященные защите родительских прав и прав детей на воспитание в родной семье, в качестве превентивных мер жалобам в органы опеки:

1) ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАМ УГРОЖАЮТ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ ИЛИ ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ?

2) ЕСЛИ В ШКОЛЕ ИЛИ САДИКЕ УГРОЖАЮТ ЖАЛОБАМИ В ОРГАНЫ ОПЕКИ

Настоящая инструкция о том, что же делать, если проверка со стороны органов опеки все же последовала, то есть должностные лица субъектов профилактики (полиции по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства) все же пришли с проверкой к Вам домой или уведомили о необходимости обеспечить доступ в Ваше жилище для такой проверки.

Что нужно предпринять?

I.  Для начала разобраться с основаниями для проведения такой проверки.

По ст. 25 Конституции РФ «Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». 

Таким образом, в Ваш дом принудительно можно войти уполномоченным лицам только при наличии судебного решения или в случае наличия оснований, предусмотренных федеральным законом. По ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" такое вхождение разрешено сотрудникам полиции для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления; для пресечения преступления; для установления обстоятельств несчастного случая.

 В остальных случаях вопрос о допуске решается с учетом конкретной ситуации, при наличии правовых оснований и с согласия родителей (например, если сотрудники органов опеки предъявляют Вам акт местной администрации о проведении проверки жилищно-бытовых условий (ЖБУ) в случае судебного спора, связанного с воспитанием ребенка).

II. Если никаких документов Вам представлено не было, а разрешение попасть в Ваше жилище испрашивается просто на словах «у нас распоряжение», «так положено» и тп, то Вы вправе отказать в доступе в Ваше жилище без предоставления письменных документов-оснований.

Настойчивые, но безосновательные (без документов-оснований) требования пустить в жилище сотрудников органов опеки или иных представителей органов власти при Вашем нежелании их впускать в квартиру/дом/комнату – являются превышением должностных полномочий. Вы вправе сообщить сотруднику органов опеки, полиции по делам несовершеннолетних или КДН о том, что явитесь к ним сами; попросить оставить в почтовом ящике/выслать на почту (электронную почту) постановление в соответствии с которым проводится проверка, с указанием причины проверки, правовых норм (статей) и ссылок на законодательные акты. властными полномочиями.

Вы вправе письменно заявить о необходимости присутствия при поведении проверки Вашего представителя или адвоката для контроля за соблюдением Ваших прав и законных интересов, поскольку сами Вы не обладаете специальными знаниями в этой сфере.

III. Порядок проведения проверок органами опеки жилищных условий.

Проверка по поступившим жалобам должна быть проведена в строгом соответствии  с  Приказом Минпросвещения России от 10 января 2019 г. № 4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», которым утвержден Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (далее – Порядок), а также форма акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее – акт обследования).

Так, пунктом 2 Приложения №2 к Приказу Минпросвещения России от 10 января 2019 г. № 4 установлено, что «Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее - ребенок, дети), и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

То есть, как мы видим, речь не идет о таких основаниях для проверки, как «отказ от прививки», «отказ от электронного дневника», «дети шумят», «мешают соседям» и тп.

Если проверка инициирована школой в связи с конфликтом, вызванным несогласием с переводом на электронное обучение, применением дистанционных образовательных технологий, отказом от мед. вмешательства, вакцинации и тп, то эффективнее всего привести довод о том, что эти заявления (отказ от ЭО и ДОТ, от мед. вмешательства, от АОПД и тп) обоснованы с правовой точки зрения, это Ваше право, а не Ваш каприз. А если предъявляют претензии по успеваемости, при этом претензии не связаны с не аттестацией, то потребуйте доказательства того, что именно Вы, как родитель, обязанный обеспечить получение образования своему ребенку, ненадлежащим образом это делаете? Какими доказательствами подтверждается это обвинение? В свою очередь, можете представить факты об успеваемости остального класса (если они Вам известны или если весь класс учится плохо).

ВНИМАНИЕ! Очень серьезным и обоснованным поводом для претензий к родителям является неисполнение родителями обязанности по обеспечению ребенка образованием. Напоминаем, что получение основного общего образования (с 1го по 9й класс или по 8й+техникум/колледж) является обязательным в силу прямого указания закона (в т.ч. ст. 43 Конституции РФ), при этом согласно  ст. 17 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образование может быть получено как в образовательной организации, так и вне ее, то есть в форме семейного образования или самообразования (для старшеклассников). Отсутствие аттестации без уважительных причин, таких как «он не хочет учиться», «я не хочу прикрепляться к школе для аттестации на семейном образовании», «у него особенности здоровья», «школа – не каторга, не хотим и не ходим» - совершенно недопустимы и незаконны, направлены против интересов детей. Наше Общественное объединение неустанно борется за качественное образование для детей, поэтому родителей мы призываем тоже стремиться к обеспечению своих детей качественным, подходящим Вашему ребенку, образованием, а не отказом от него под разными предлогами или применению формального подхода, когда ребенок только числится где-то, но не учится, а копит долги по аттестациям.

По результатам соответствующего обследования составляется акт обследования, содержащий оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 Порядка (Приложения №2 к Приказу Минпросвещения России от 10 января 2019 г. № 4), выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию, а также выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, и рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка (пункт 8 Порядка Приложения №2 к Приказу Минпросвещения России от 10 января 2019 г. № 4). Подробнее об этом в следующем разделе.

IV. Что могут проверять, какие могут быть основания для претензий к родителям?

Основания для лишения и ограничения родительских прав перечислены – соответственно - в ст. 69 и ст. 73 Семейного кодекса РФ, все они, по существу, связаны с уклонением от выполнения родительских обязанностей, причинением вреда ребенку. По ст. 77 Семейного кодекса РФ наличие «непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка» может быть основанием для его отобрания.

При проведении проверки жилищно-бытовых условий вопрос о том, что могут проверять, урегулирован положениями пункта 6 Порядка Приложения №2 к Приказу Минпросвещения России от 10 января 2019 г. № 4.

Но важно понимать, что Ваши жилищные условия (отсутствие хорошего ремонта, отдельной детской комнаты или факт проживания в арендованном жилом помещении), факт безработицы, количество и качество личных вещей, материальное благосостояние – не являются признаками, по которым следует судить о наличии нарушений прав ребенка  или о невыполнении родительских обязанностей в целом. В случае судебного спора суд оценивает все доказательства по делу (в том числе представленные Вами в опровержение документов противоположной стороны) в совокупности.

Согласно п. 6 Порядка Приложения №2 к Приказу Минпросвещения России от 10 января 2019 г. № 4 «При проведении обследования выявляются:

6.1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка:

6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком; объяснение от родителей и/или лиц, проживающих совместно с ребенком, признаков насилия у ребенка; наличие случаев жестокого обращения с ребенком в прошлом.

6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, их соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и другое.

6.1.3. Основной уход: удовлетворение базовых потребностей ребенка - в пище, жилье, гигиене, обеспечении одеждой, предоставлении медицинской помощи; режим дня ребенка, режим сна, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям.

6.1.4. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и другое.

6.1.5. Воспитание и образование: наименование(я) организации(ий), осуществляющей(их) образовательную деятельность, в том числе учреждений дополнительного образования детей, которую(ые) посещает ребенок, форма и успешность освоения образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды.

6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

6.2. Семейное окружение ребенка:

6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.

6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности отношений между членами семьи, влияние этих отношений на ребенка, изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, распределение обязанностей в семье.

6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия:

6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий; наличие личных вещей (игрушек, книг и другого) в соответствии с возрастом ребенка и другое.

6.3.2. Обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и тому подобному, риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома).

6.3.3. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; сведения об обеспечении основных потребностей ребенка.

6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.»

Согласно п. 7 Порядка Приложения №2 к Приказу Минпросвещения России от 10 января 2019 г. № 4 «В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как:

- беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи,

- опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.»

По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее - акт обследования) по форме согласно приложению N 3 к настоящему приказу, содержащий:

оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;

выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;

рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.

ВАЖНО: Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Копия акта обследования, заверенная уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами) или руководителем организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка (п. 9 Порядка Приложения №2 к Приказу Минпросвещения России от 10 января 2019 г. № 4). Поэтому отказ родителям от ознакомления с копией акта недопустим.

V. Как обжаловать превышение должностных полномочий, допущенное сотрудниками органов опеки и попечительства?

Если какие-либо из вышеуказанных действий должностными лицами произведены с нарушениями, например, акт обследования не соответствует действительности, то Вы вправе оспорить законность этих действий в прокуратуре и суде, при этом бланки жалоб доступны для скачивания в этой инструкции.

Если Вас вызывают на КДН, то очень подробная, пошаговая инструкция о том, что делать в этом случае – здесь.

Также необходимо помнить, что постановление, вынесенное любым должностным лицом или КДН, Вы вправе оспорить в суде.



Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Опека # КДН # Ювенальная юстиция # Полиция
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: