Информационные системы в системе образования. Навигатор по нашим инструкциям против принудительных электронных госуслуг в системе образования

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Ранее мы написали об изменениях в Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закона об образовании) в части использования государственных информационных систем.

А в этой заметке рассмотрим вопрос о положениях ст. 98 Закона об образовании, которая хоть и не изменилась в настоящее время, однако ее содержание беспокоит родителей, которые хотят получать госуслуги в традиционной, а не в электронной форме.

В соответствии со ст. 98 Закона об образовании «В целях информационного обеспечения управления в системе образования и государственной регламентации образовательной деятельности уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются, формируются и ведутся государственные информационные системы, в том числе государственные информационные системы, предусмотренные настоящим Федеральным законом...».

При буквальном толковании указанного положения мы видим, что закон предусматривает необходимость выстраивать информационные системы, соблюдая как организационные принципы, так и методологические и программно-технические принципы ведения ГИС применительно к сфере образования.

Говоря проще, информация в системе должна быть структурирована, разбита на блоки, поскольку система исполнительной власти у нас тоже разветвленная, при этом сбор информации должен осуществляться в соответствии с полномочиями госорганов и должностных лиц. Ну а программно-технические принципы призваны обеспечить работу системы.

В основном, это все.

То есть из содержания данного положения не усматривается запрет или невозможность обеспечить функционирование системы образования без ГИС.

И тут следует вспомнить, что:

- во-первых, федеральным законом не установлены электронные формы получения всех услуг, в частности – услуг и госуслуг в сфере образования, как и оформление всей необходимой сопутствующей документации. Указанное право на выбор формы госуслуг корреспондируется обязанности органа, предоставляющего государственные или муниципальные услуги, обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в форме по выбору заявителя (см. пункты статей 4, 5 и 6 Федерального закона РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»);

- во-вторых, законодательством РФ предусмотрена исключительно добровольная регистрация на портале госуслуг, при этом принцип добровольности исключает правомерность ограничения или лишения прав тех граждан, которые не хотят или не могут зарегистрироваться на портале;

- в-третьих, (и это, пожалуй, главный пункт) реализация гарантированных гражданину Конституцией РФ прав на образование не предполагает таких обязательных условий, как регистрация в ЕСИА, согласие на обработку персональных данных, ведение «цифрового следа», напротив - право на равный и беспрепятственный доступ к общему образованию гарантировано ч. 1 ст. 43 Конституции РФ.

Конечно, тут еще можно (и нужно) добавить, что безальтернативное внесение сведений в ГИС, принуждение к получению госуслуг в электронной форме существенно нарушают права граждан в части распоряжения своими персональными данными.

Безальтернативная автоматизированная обработка персональных данных путем внесения в централизованные цифровые базы сведений о результате оказания услуги и о конкретном ребенке, прямо противоречит части 1 статьи 24 Конституции РФ, согласно которой «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Поэтому принуждение к обработке персональных данных автоматизированным способом, тем более – под угрозой лишения прав и конституционных гарантий, законом не предусмотрено.

Таким образом, мы вправе выбирать форму госуслуг и способ обработки наших персональных данных для реализации вышеуказанных прав и отстаивания наших законных интересов.

Мы постоянно говорим о недопустимости, незаконности принуждения к получению госуслуг в электронной форме, и если Вы намерены отстаивать свои права, помня, что кроме Вас этого никто не сделает, то мы предлагаем настаивать на своей правовой позиции, а не сбегать от проблем, забирая детей из школ в никуда, или отрицая важность социальных задач государства и пытаясь жить как придется.

Для выражения своей правовой позиции мы предлагаем воспользоваться следующими инструкциями:

- КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ РЕГИСТРАЦИИ НА ПОРТАЛЕ ГОСУСЛУГ ДЛЯ ДОСТУПА К ОБЩЕМУ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

- КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ РЕГИСТРАЦИИ В СИСТЕМЕ ФГИС «МОЯ ШКОЛА»

- ЗАЧИСЛЕНИЕ В ШКОЛУ БЕЗ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУСЛУГ

- ОФОРМЛЕНИЕ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД БЕЗ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ. НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ

- КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТЕ «ПОДМОСКОВНЫЙ PRE-SCHOOL: СТАНДАРТ ДЕТСКОГО САДА»

- ПРОТИВ ПРИНУЖДЕНИЯ К РЕГИСТРАЦИИ В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ, В ТОМ ЧИСЛЕ – ПРОТИВ ПРИНУЖДЕНИЯ К РЕГИСТРАЦИИ В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ, В ТОМ ЧИСЛЕ – КИС «ГУСОЭВ»

- КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ПРИНУЖДЕНИЮ ДАТЬ СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В АИС «ТРАЕКТОРИЯ»

 

 

 

 

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: