Зачисление в школу без электронных госуслуг

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
13:18 / 19.08.2022

         В настоящее время в г. Москве портал mos.ru представляет собой совокупность электронных систем и сервисов, которыми принуждают воспользоваться для получения госуслуг, принуждая граждан обращаться на портал всеми правдами и неправдами, вынуждая их получать те или иные госуслуги в электронной форме и лишив права выбора формы госуслуги и способа обработки персональных данных.

         К сожалению, изложенные проблемы напрямую коснулись сферы образовательных отношений, когда родителям отказывают в праве обратиться в госорган лично и подать документы в традиционном виде на бумажном носителе.

         Настоящая инструкция поможет принципиальным родителям в г. Москве отстоять право выбора формы получения госуслуги при зачислении ребенка в образовательные организации и предотвратить бездумную и беспорядочную цифровизацию персональных данных.

Следует иметь ввиду, что остальные регионы РФ на очереди, поэтому берите на вооружение правовые доводы, приведенные в этой инструкции, для защиты своих прав и разрешения аналогичных проблем в своих регионах.

 

I. Правовые основы для защиты прав граждан обращаться лично в госорганы, выбирать форму оказания госуслуг, способ обработки персональных данных и требовать соблюдения федерального законодательства

 

1. Зачем требовать оказания госуслуг в традиционной форме?

В настоящей заметке речь идет исключительно о возникновении правоотношений в сфере образования. Способ зачисления ребенка влияет на то, как в дальнейшем будут строиться правоотношения в области образования. Ниже будет представлен алгоритм комплексного отказа от госуслуг в электронном виде в сфере образования, потому что «точечный» отказ в данном случае не имеет смысла: если ребенок зачислен в школу посредством регистрации на электронном портале, его персональные данные обрабатываются в Комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде ("КИС «ГУСОЭВ»), далее передаются в различные автоматизированные системы, включая электронный журнал, МЭШ и тп. При таком положении дела, бессмысленно отказываться, например, только от электронного дневника или от системы оплаты питания «Ладошки», если в целом персональные данные ребенка обрабатываются автоматизированным способом.

Поэтому представляется разумным отказаться от электронной формы госуслуг в сфере образования в целом.

2. Лишение граждан права лично обращаться за получением госуслуг не основано на законе.

Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемым правом человека и гражданина в Российской Федерации. В соответствии со статьей 33 Конституции РФ граждане вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Лишение родителей права лично обратиться в госорган (орган МСУ) изменяет ключевые пункты статей 4, 5 и 6 Федерального закона РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ № 210), регулирующие основные принципы оказания госуслуг, права граждан и обязанности органов власти. Данные положения закрепляют обязанности ответственных органов обеспечить получение государственных и муниципальных услуг «в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме».

Тогда как для правоотношений в сфере образования исключительно электронная форма не установлена федеральным законодательством.

3. Местное законодательство не наделено полномочиями отменять или подменять собой федеральное законодательство

Это важно, поскольку местное законодательство, даже если речь идет о Правительстве Москвы, не наделено полномочиями отменять или подменять собой федеральное законодательство в тех сферах, которые относятся к совместному ведению РФ и субъектов или к исключительному ведению РФ. Согласно п. «е» ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики. Поэтому как Правительство г. Москвы, так и любые другие местные органы власти других субъектов РФ вправе издавать только такие акты, которые будут соответствовать федеральному законодательству в сфере образования.

4. Выбор формы оказания госуслуг и недопустимость принуждения к автоматизации ПД под угрозой лишения прав

Выбор формы оказания госуслуг – это еще одно неотъемлемое право гражданина, поскольку ни Конституция РФ, ни федеральное законодательство не содержит положений, в соответствии с которыми граждане были бы обязаны получать госуслуги исключительно в электронной форме под угрозой лишения их имущественных и личных неимущественных прав, а также – конституционных гарантий, включая закрепленные в ст. 43 Конституции РФ гарантии на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Важно, что безальтернативная автоматизированная обработка персональных данных путем внесения в централизованные цифровые базы сведений о результате оказания услуги и о конкретном ребенке, прямо противоречит части 1 статьи 24 Конституции РФ, согласно которой «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Принуждение к обработке персональных данных автоматизированным способом, тем более – под угрозой лишения прав и конституционных гарантий, законом не предусмотрено.

Мы вправе выбирать форму госуслуг и способ обработки наших персональных данных для реализации вышеуказанных прав и отстаивания наших законных интересов.

В случае сбоя государственной (муниципальной) информационной системы или злонамеренных действий лиц, получивших доступ к ней, у гражданина не будет никакой возможности ни осуществлять те или иные права, ни защититься от действий против его интересов, ни даже доказать, что он вообще существует на свете, если все госуслуги и весь документооборот будут производиться исключительно в электронной форме.

Итак, для реализации гарантии на общий и беспрепятственный доступ к образованию, мы руководствуемся следующими принципами:

1. Зачисление в образовательную организацию – это государственная услуга (п. 49 Распоряжения Правительства РФ от 18 сентября 2019 N 2113-р «Об утверждении перечня типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления»).

2. Согласно п. 22 Приказа Минпросвещения России от 2 сентября 2020 года N 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» прием на обучение по основным общеобразовательным программам осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка или поступающего, реализующего право, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 34 ФЗ «Об образовании в РФ» (выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет).

3. Правила приема в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на закрепленной территории (ч. 3 ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и п.4 Приказа Минпросвещения России от 2 сентября 2020 года N 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»).

Поэтому отказ в зачислении в образовательные организации лиц, законные представители которых отказались получать госуслуги в электронной форме, требуя предоставление госуслуги по зачислению в образовательную организацию в традиционной форме, не основан на законе.

II. Алгоритм зачисления ребенка в школу без электронных госуслуг 

Итак, разъяснения наших прав в разделе I настоящей инструкции имеются, поэтому предлагаем ознакомиться с конкретным алгоритмом действий для зачисления ребенка в школу без электронных госуслуг. Здесь мы руководствуемся именно федеральным законодательством – ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» и Приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 года N 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», а местные акты, изданные Правительством Москвы не применяем, поскольку законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также указы глав регионов или муниципальных образований не могут противоречить федеральным законам (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ), а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации (в том числе указом мэров и губернаторов), действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

1) Московских детей, так же, как и всех остальных детей РФ, принимают в школу с 6 лет 6 месяцев и до 8 лет (возраст на 01 сентября) ВНИМАНИЕ! Вы вправе обратиться в местную администрацию (управу) с заявлением о том, чтобы ребенка приняли ранее этого возраста (например, ребенку 6 лет и 5 мес. или если он старше 8 лет): согласно пункту 8 Приказа Минпросвещения России от 02 сентября 2020 № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

"Получение начального общего образования в общеобразовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель общеобразовательной организации вправе разрешить прием детей в общеобразовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте".

2) Если ребенок обучался в дошкольной группе той школы, зачисление в которую и планируется, то Вы просто подаете заявление о зачислении директору этой же школы.

3) Какие документы нужно еще собрать, что еще нужно учесть при зачислении в первый класс – у нас есть подробный обзор актуальных вопросов при зачислении в первый класс.

4) Если Вы планируете зачислить ребенка в другую школу, или не посещали дошкольную группу, или Вы переводите ребенка из одной школы в другую, или от Вас все равно требуют регистрации на mos.ru, то обжаловать такое принуждение можно, подав одновременно директору ГБОУ и в отдел образования местной управы, а затем – в надзорные органы Рособрнадзор и прокуратуру (районную, по месту нахождения школы) требование о зачислении без электронных госуслуг (образец для скачивания см. в Инструкции ниже)

5) Обжалование займет какое-то время, возможно, длительное, при этом ребенок не может нигде не учиться. Мы ни в коем случае не призываем забирать детей из школ на семейную форму обучения или тем более – не учить вообще! Отказ от образования или несоблюдение требований закона при переводе ребенка на семейную форму обучения опасны преследованием семьи, которое обязательно последует со стороны субъектов профилактики! Тем более, что и дети, которые обучаются на семейной форме образования, подлежат учету (это обязанность органов местного самоуправления), а значит – их персональные данные тоже будут внесены в те же самые базы!

Поэтому не нужно выбирать семейное образование только лишь полагая, что это «свободное плавание», где родители ничего никому не должны и не подотчетны.

Каждый родитель обязан дать ребенку образование, при этом получение основного общего образования является обязательным, независимо от желания родителей, а подтверждением получения образования является государственная аттестация, при чем не только итоговая, но и промежуточная.

Семейную форму получения образования следует выбирать только в том случае, если Вы сможете взять на себя большой массив обязанностей, сможете обеспечить качественным образованием, своевременной аттестацией, включая промежуточную, вникнуть во все нюансы этой формы обучения, при этом данная форма действительно будет отвечать интересам Вашего ребенка. Повторимся: причиной выбора семейной формы не должен быть уход от проблем и обязательств.

Таким образом, исходя из законных интересов Вашего ребенка, Ваших возможностей и прочих индивидуальных условий, остается два варианта: зачисляться в школу в обычном порядке и противодействовать по факту навязанным электронным услугам и цифровизации, или переходить на семейное образование, но обязательно изучив все нюансы этой формы образования, а также - Ваши многочисленные обязанности и приняв во внимание все возможные и уже имеющиеся трудности.

 

Рассмотрим оба варианта:

 

- зачисляться в школу в обычном порядке и противодействовать по факту навязанным электронным услугам и цифровизации:

1. подать заявление ТРЕБОВАНИЕ О ЗАЧИСЛЕНИИ в школу БЕЗ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУСЛУГ_____СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ 1

2. если нет времени на обжалование, или Вам отказано в удовлетворении указанного требования, то необходимо зачислить ребенка в школу в любом случае, а затем:

- скачать наше заявление об отказе от ОПД автоматизированным способом, подписать его в двух экземплярах – себе и школе.

и ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ОТКАЗУ ОТ ОПД АВТОМАТИЗИРОВАННЫМ СПОСОБОМ

- отказаться от регистрации в КИС, за основу можно взять инструкцию против принудительной регистрации в КИС «ГУСОЭВ»

- отказаться от регистрации в АИС, в тч – АИС, которые формируют электронные портфолио и индивидуальные траектории

- отказаться от электронного учета успеваемости

- разумеется, если Вы отказались от госуслуг в сфере образования в электронной форме, то и от остальных услуг в электронной форме (электронные карты «проход» и «питание») тоже имеет смысл отказаться.

         Второй вариант:

- выбор семейной формы образования (подробно о семейной форме обязательно рекомендуем читать и вникать во все нюансы и трудности 

ИНСТРУКЦИЯ «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАС ПРИШЛИ ПРОВЕРЯТЬ НА СЕМЕЙНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ НА СЕМЕЙНОМ ОБУЧЕНИИ

КАК НАСТОЯТЬ НА ОФОРМЛЕНИИ ШКОЛЬНОГО ПРОЕЗДНОГО ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СЕМЕЙНОМ ОБРАЗОВАНИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ДРУГИХ РЕГИОНАХ?

Как защититься от отказа удовлетворить Ваше заявление об ОПД без средств автоматизации?

Об этом у нас есть подробный, пошаговый алгоритм здесь

Если Ваше заявление об отказе в регистрации в автоматизированной системе удовлетворили лишь на словах, а на деле продолжили обработку, то следует обжаловать эти действия в

- прокуратуру ____СКАЧАТЬ образец 2

- в Роскомнадзор _____СКАЧАТЬ образец 3

Если остались еще вопросы, то задать их можно в сообщество Народный юрист (детские вопросы)



Подписывайтесь на наши ресурсы:
#МосРУ # mos.ru # Поступление в школу
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: