Недопустимость отказа в отзыве согласия на ОПД. Произвольное толкование закона в свою пользу для ограничения прав школьников и их семей

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

Родители из Пермского края нам прислали интересный, с точки зрения бесцеремонного нарушения прав школьников и их семей, документ – письмо Министерства образования и науки Пермского края от 06.02.2023 года.

Письмо содержит указания на то, как руководителям школ отказать родителям в отзыве согласия на обработку персональных данных автоматизированным способом и внесение ПД в систему ЭПОС, где о семье собираются сведения с целью выявления «неблагополучных».

Вот сам текст письма:

11239371-2FF5-4B17-A308-41433D1088F5.jpeg

45CA7BDC-1972-470A-A9B0-A7E8326612C6.jpeg

2731F57C-C0E4-47B9-A985-C927A237BEE3.jpeg

Так, должностные лица Министерства образования и науки Пермского края приходя к выводу «об отсутствии понимания основ законодательства о персональных данных не только у родителей, но и у директоров школ».

Далее начинается разъяснение того, как по мнению указанных чиновников, следует понимать законодательство о персональных данных.

Во-первых, по мнению должностных лиц Министерства образования и науки Пермского края, коль скоро ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее- Закон об образовании) содержит обязанности образовательной организации в части обработки персональных данных обучающихся, то такая обработка производится без согласия законных представителей.

Однако следует иметь ввиду, что законом установлены разные способы ОПД – автоматизированный и неавтоматизированный (традиционный, на бумажном носителе).

Так, указанная ст. 28 Закона об образовании наделяет образовательную организацию, помимо прочего, компетенцией по приему обучающихся в образовательную организацию и учету успеваемости.

Между тем, законом предусмотрено, что зачисление в образовательную организацию и учет успеваемости могут быть произведены в традиционной, а не в электронной форме, то есть без средств автоматизации, причем именно по выбору родителей - см. материалы на сайте ОУЗС:

· ЗАЧИСЛЕНИЕ В ШКОЛУ БЕЗ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУСЛУГ

· Обзор актуальных вопросов о приеме детей в школу (часть 1). Документы необходимые для поступления в школу

· Как правильно отказаться от ОПД в образовательных организациях?

· Как отказаться от регистрации на портале госуслуг для доступа к общему и дополнительному образованию

· Как отказаться от электронного дневника / журнала и потребовать бумажные?

Мы неоднократно разъясняли, что ни Законом об образовании, ни постановлениями Правительства РФ, где приведены перечни госуслуг, в тч – госуслуг в электронной форме, не установлена исключительная форма госуслуг в сфере образования, а следовательно – обязательная автоматизация персональных данных при обработке ПД школьников.

Во-вторых, мы не раз разбирали довод о том, что при обработке ПД обучающихся согласие не требуется, мотивированные ссылками на п.4 ч.1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 №152-ФЗ (далее - ФЗ от 27 июля 2006 №152-ФЗ, ФЗ о персональных данных).

При ссылке на п.4 ч.1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2006 №152-ФЗ не учтено важное положение о том, что указанная норма применяется и трактуется крайне узко, то есть ее применение строго ограничено одной-единственной целью обработки ПД: например, нотариус устанавливает личность наследника; суд рассматривает дело, установив личности сторон и тп.

Тогда как оказание государственных услуг в сфере образования в электронной форме предполагает обработку персональных данных школьника в ЭПОС, или любой другой автоматизированной информационной системе, связанной с другими системами, которая представляет собой совокупность систем и сервисов с разветвленными целями и доступом широкого круга лиц к ПД обучающихся.

Исходя из изложенного, ссылка на п.4 ч.1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2006 №152-ФЗ в обоснование довода о том, что согласие на ОПД от родителей (законных представителей) получать не требуется в ходе оказания государственных услуг в сфере образования в электронной форме, основана на неверном толковании закона.

В-третьих, несостоятельная ссылка в письме на ст. 14 ФЗ о персональных данных о праве требовать прекратить обработку, если данные внесены ошибочно, они недостоверные и тп.

Право заявить о наличии ошибок, допущенных при ОПД, регламентированное указанной ст. 14 ФЗ о персональных данных, никак не умаляет право субъекта ПД на отзыв согласия на ОПД и на выбор способа ОПД, учитывая наличие соответствующих гарантий, установленных Конституцией РФ и прав субъекта ПД, которыми его наделяет ФЗ о персональных данных. А именно.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 №152-ФЗ персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

Частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона предусмотрено, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным.

Кроме того, на основании пунктов 1,2,4 и 5 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрено ограничение доступа к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами и предписывающей соблюдение конфиденциальности информации, тогда как система ЭПОС (и ей подобные) не гарантируют соблюдение данного требования, поскольку отсутствуют унифицированные, прозрачные и четко отрегулированные механизмы в отношении подобных систем для исключения доступа третьих лиц к ПД обучающихся.

Также необходимо помнить, что пункт 8 статьи 9 указанного Федерального закона гласит: «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».

Поэтому не может идти и речи о принудительном сборе сведений о семье школьника и о самом школьнике без согласия родителей (законных представителей), причем в кабальном порядке, то есть отрицая какие бы то ни было права субъекта ПД.

Учитывая изложенное, ссылка на п.2 ч.1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2006 №152-ФЗ в обоснование довода о том, что согласие на ОПД от родителей (законных представителей) получать не требуется в ходе оказания государственных услуг в сфере образования в электронной форме, в данном случае не применима, а согласие родителей (законных представителей) на ОПД автоматизированным способом обязательно требуется.

Резюмируя общее содержание данного письма и выражаясь при этом бытовым языком, «правовая» попытка запретить родителям отзывать ПД из автоматизированных систем - это выдача желаемого за действительное, поэтому «понимание основ законодательства о персональных данных» отсутствует вовсе не у родителей и не у директоров школ, а как раз у самих должностных лиц, произвольно и субъективно толкующих правовые нормы.

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#Пермь # ОПД # Минпросвет
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: