Как отказаться от регистрации в системе ФГИС «Моя школа»

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
0

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Да, отказаться от ФГИС Моя школа не составляет проблем. Но, сам отказ только от ФГИС Моя школа, с 2023 года, не особо что меняет. Отказавшись от ФГИС Моя школа, вы лишь откажетесь от доступа к эл.дневнику и эл.журналу. Но сами то данные будут в системе!!! ПОЭТОМУ, ПО ХОРОШЕМУ, ВАМ НУЖНО ПЕРЕХОДИТЬ ПОЛНОСТЬЮ НА БУМАГУ И ДЕЙСТВОВАТЬ ПО НАШЕЙ ИНСТРУКЦИИ: "ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ ОТКАЗА ОТ АОПД, ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА И ДНЕВНИКА В ШКОЛЕ". Тогда вопрос со ФГИС отпадет сам.


Напомним, что ФГИС «Моя школа» – это федеральная государственная информационная система Министерства просвещения России «Моя школа», внедрение которой обусловлено реализацией и дальнейшим развитием проекта «Цифровая образовательная среда» (ЦОС).

Подробный анализ ФГИС «Моя школа» здесь.

Анализируя законодательство ФГИС «Моя школа» с учетом ранее произведенных разборов и изучения внедрения цифровой образовательной среды в целом, мы пришли к выводу, что внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования в целом, а ФГИС «Моя школа» - в частности, приведет к уничтожению традиционного очного образования, что представляет собой страшную угрозу всему будущему нашей страны.      Другими угрозами являются потенциальный вред здоровью, установление тотального электронного контроля за детьми и их родителями, возможность бесконтрольного распространения их персональных данных как путем легальной торговли ими, так и нелегального хищения из содержащих их систем, а также потенциальная возможность того, что с течением времени будущее детей будет определять искусственный интеллект.

Важно отметить, что Президент России Владимир Путин, воспользовавшись правом вето, отклонил законопроект федерального закона о создании государственной системы "Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам" (Федеральный Закон «О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (законопроект № 1048557-6 "О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (о создании государственной системы "Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам"), в связи с тем, что в систему «Контингент» без ведома и согласия родителей могут быть внесены любые данные о ребёнке с момента его рождения, которые будут доступны неопределённому кругу людей, кроме того, на подзаконный уровень было бы передано неограниченное право определять перечень частной информации о ребенке/семье при отсутствии гарантий соблюдения законных интересов граждан.

Также 26 апреля 2017 года Президентом России В.В. Путиным было дано поручение Председателю Правительства РФ обеспечить минимизацию состава обрабатываемых персональных данных в целях повышения информационной безопасности государственных информационных систем в Российской Федерации и защищённости персональных данных граждан Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" регламентировано формирование государственной политики, развития общественных отношений и выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности для исключения угроз информационной безопасности и национальной безопасности России, что исключает повсеместный, избыточный и масштабный сбор и оцифровку персональных данных граждан РФ.

Национальными интересами в сфере информационных технологий является обеспечение прав и свобод граждан, а также неприкосновенность частной жизни, говорится в Доктрине информационной безопасности РФ.

Во второй главе Доктрины определены национальные интересы РФ в информационной сфере. Первым приоритетом названо "обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения, использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий".

В соответствии с документом национальным интересам соответствует также "обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа РФ".

Учитывая вышеизложенное, масштабная и избыточная обработка персональных данных обучающихся в государственных информационных системах без согласия, а тем более – без ведома из законных представителей, является не просто незаконной и антиконституционной, но и представляет собой непосредственную угрозу информационной безопасности Российской Федерации.

Тогда как внедрение ФГИС «Моя школа» осуществляется вопреки указанному вето Президента РФ.

Следует отметить, что отказываясь от тех или иных госуслуг в сфере образования в электронной форме, требуя производить обработку персональных данных в традиционном виде на бумажном носителе, родители сталкиваются с трудностями в виде отказов, мотивированных тем, что согласие на ОПД автоматизированным способом якобы не требуется и что школа имеет право использовать электронные средства и сервисы для осуществления госуслуг в сфере образования в электронном виде.

Однако эти утверждения на законе не основаны.

Во-первых, не основаны на законе утверждения о том, что при обработке ПД обучающихся согласие не требуется, мотивированные ссылками на п.4 ч.1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2006 №152-ФЗ, поскольку в данном случае не учтено важное положение о том, что указанная норма применяется и трактуется крайне узко, то есть ее применение строго ограничено одной-единственной целью обработки ПД: например, нотариус устанавливает личность наследника; суд рассматривает дело, установив личности сторон и тп.

Тогда как оказание государственных услуг в сфере образования в электронной форме предполагает обработку персональных данных школьника во ФГИС «Моя школа», которая представляет собой совокупность систем и сервисов с разветвленными целями и доступом широкого круга лиц к ПД обучающихся.

Исходя из изложенного, ссылка на п.4 ч.1 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2006 №152-ФЗ в обоснование довода о том, что согласие на ОПД от родителей (законных представителей) получать не требуется в ходе оказания государственных услуг в сфере образования в электронной форме, основана на неверном толковании закона.

Во-вторых, согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», решение, порождающее юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающее его права и законные интересы, может быть принято на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных или в случаях, предусмотренных федеральными законами, устанавливающими также меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов субъекта персональных данных.

В силу ч.3 ст. 16 ФЗ «О персональных данных» «Оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных порядок принятия решения на основании исключительно автоматизированной обработки его персональных данных и возможные юридические последствия такого решения, предоставить возможность заявить возражение против такого решения, а также разъяснить порядок защиты субъектом персональных данных своих прав и законных интересов».

Учитывая, что операторы ПД занимаются комплексной обработкой персональных данных обучающихся в государственных информационных системах, то в результате указанной обработки персональных данных наступление тех или иных юридических последствий обязательно будет иметь место, самое очевидно из которых – выдача аттестата об основном общем образовании.

Поэтому не может идти речь о том, чтобы это юридическо-значимое последствие наступило исключительно при обработке персональных данных автоматизированным способом без согласия законных представителей школьников.

Другой негативный аспект введения ФГИС «Моя школа» - внедрение электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ), о вреде и об опасностях которых мы очень много писали и об отказе от которых речь пойдет ниже, в нашем алгоритме.

 

Пошаговый алгоритм – как отказаться от регистрации в системе ФГИС «Моя школа»

1) Подать общее заявление против ФГИС «Моя школа»____СКАЧАТЬ образец 1

2) Узнать в школе (можно просто устно, можно ознакомиться с документами в школе или на сайте школы) – является ли школа участником эксперимента ЦОС и если является, то отказаться от участия в эксперименте ЦОС.

3) Если школа не является участником ЦОС – отказаться от ЭО и ДОТ.

4) отказаться от обработки персональных данных автоматизированным способом в школе.

5) Отказаться от электронного учета успеваемости и госуслуг в электронной форме в сфере образования.

ВАЖНО! В инструкциях, ссылки на которые приведены выше, содержатся алгоритмы оспаривания отказов родителям. Если Вам отказали в школе, то нужно скачать бланки жалоб и следовать рекомендуемому алгоритму обжалования в той инструкции, согласно рекомендациям которой Вы действовали.

Напомним, что вопросы, касающиеся обработки персональных данных обучающихся, Вы можете задать в группу Народного юриста «по детским вопросам».

ВНИМАНИЕ!!! есть дополнение (ноябрь 2022 года).

Департамент цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации в ответ на наш запрос об обязательности регистрации в системе ФГИС «Моя школа» и последствиях отказа от регистрации, разъяснил, что «Отказ субъекта персональных данных (законного представителя) от подписания согласия и предоставления персональных данных не может являться основанием для отказа в оказании образовательных услуг.

Как разъясняет нам Департамент цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации: «Создание ФГИС «Моя школа» не предполагает переход на использование исключительно дистанционных образовательных технологий и не планирует переход к тотальному электронному документообороту и дистанционному образованию, а направлена на совершенствование традиционных форм обучения счет использования цифровых технологий в образовательном процессе организации доступа к современным сервисам и верифицированному цифровому образовательному контенту, обновления инфраструктуры и оборудования образовательных организаций».

Также Департамент цифровой трансформации и больших данных поясняет, что ст. 16 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» установлено право образовательной организации применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ. Право – это возможность, а не обязанность. Наличие права всегда предполагает возможность выбора относительно его реализации, то есть указанное условие означает, что законом не установлено применение ЭО и ДОТ в обязательном порядке, это только право, а не обязанность образовательной организации.

При этом в обновленных федеральных государственных образовательных

стандартах начального общего и основного общего образования, утвержденным приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 и от 31 мая 2021 г. № 287 (далее – обновленные ФГОС), содержится указание не на обязательность, а на возможность использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, содержание которых соответствует законодательству.

Поэтому любые доводы образовательной организации об обязательности использования ЭО и ДОТ несостоятельны и противоречат официальной позиции Минпросвещения РФ, изложенной в настоящем письме Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации.

По вопросу об обязательности регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, Департамент цифровой трансформации и больших данных сообщает следующее.

«В соответствии с пунктом 6 статьи 4, пунктом 3 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В настоящее время для граждан обеспечена возможность получения государственных и муниципальных услуг (услуги): …при личном обращении в орган власти. Таким образом, законодательство Российской Федерации предоставляет возможность для гражданина добровольно выбрать способ обращения за получением услуг.

Как поясняет Департамент цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации «В случае выбора гражданином способа получения услуг в электронном виде, ему необходимо зарегистрироваться в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Указанная регистрация является добровольной.

В соответствии с пунктом 1 требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 № 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно- технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» - Федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - ЕСИА) должна обеспечивать санкционированный доступ участников информационного взаимодействия в ЕСИА к информации, содержащейся в

государственных информационных системах, муниципальных информационных системах и иных информационных системах. В соответствии с подпунктами «а» «б» «к» пункта 5 требований, содержащихся в ПП РФ ЕСИА должна обеспечивать осуществление следующих основных функций: идентификация участников информационного взаимодействия; аутентификация участников информационного взаимодействия; обеспечение физическим лицам, достигшим возраста 14 лет, и юридическим лицам возможности при их волеизъявлении получения с использованием единой системы идентификации и аутентификации из информационных систем органов и организаций относящейся к ним информации (в том числе документированной), используемой в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг, выполнения государственных и муниципальных функций (включая результаты оказания государственных и муниципальных услуг, выполнения государственных и муниципальных функций), а физическим лицам также получения необходимых сведений, относящихся к несовершеннолетним, законными представителями которых они являются.»

Департамент цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации выражает согласие с с доводом о том, что законодательство Российской Федерации не содержит ограничений по использованию бумажного документооборота при обращениях граждан в органы власти.

Также Департамент отмечает и то обстоятельство, что использование ЕСИА не является обязательным.

Ниже Вы можете ознакомиться с полным текстом ответа Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации на наше обращение о добровольности регистрации в системе ФГИС «Моя школа», однако следует учитывать, что этот ответ не полностью согласуется с позицией ОУЗС, в некоторых вопросах наши мнения не сходятся, но приведенные выше фрагменты отвечают нашей позиции и могут помочь в отстаивании права получать госуслуги в сфере образования в традиционной форме, без принуждения к цифровизации.

СКАЧАТЬ ПИСЬМО => Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации от 01.11.2022

Тем более сами госуслуги напоминают о наших правах. Это же правило касается всех остальных цифровых околошкольных псевдообразовательных платформ! Не верьте мошенникам из минпросверта) То что они пишут вам в мессенджерах про обязательность, не соответствует действительности.

photo_2023-08-29_14-46-08.jpg

Коллеги получили интересный ответ на вопрос "Как удалиться из ФГИС Моя Школа?". Один из вариантов

6d705a18-54c2-47d5-bbe8-c870a2f70e32.jpg


Афанасьев пишет: Пользовательское соглашение ФГИС Моя школа. (Ссылка (https://t.me/narasputyeru/2514))

Такого издевательства я еще не видел! Попытаюсь перевести все это на русский язык:
Просто начиная пользоваться сервисом, вы уже соглашаетесь на все! В том числе и на обработку всех ваших персональных данных! Соглашение может в любой момент меняться, но мы не будем вас об этом уведомлять! Об этом будет написано где-то в интернете, и мы сделаем на это ссылку в каком-нибудь нашем разделе, может быть в новостях, но не обязательно. Да, и вы соглашаетесь на обработку ЛЮБОЙ вашей информации. Но это все мелочи, потому что пункт 3.3! "а также согласие на запрос данных, в том числе персональных данных пользователя из государственных информационных систем в целях автоматического обновления персональных данных!" То есть сама система сама, на вас и без вас будет собирать досье. Нет, это не ФГИС Моя школа, это ФГИС Мой цифровой концлагерь какой-то...
photo_2023-12-25_11-22-40.jpg

photo_2023-12-25_11-22-39.jpg
photo_2023-12-25_11-22-40 (2).jpg

К началу общественного обсуждения 13 марта 2024 г. был представлен Проект Приказа Минцифры РФ «Об установлении единых требований по взаимодействию федеральной государственной информационной системы "Моя школа" с региональными государственными информационными системами в сфере общего образования, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей и взрослых» от 13 марта 2024 г. № 01/02/03-24/00146325.

Для чего он и о чем?

Этот проект регулирует положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, которые используются для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Какие выводы мы сделали, изучив его?

1) Требования касаются тех, кто уже зарегистрирован в региональной ГИС. В проекте нет ни слова о том, что все данные абсолютно всех школьников, независимо от наличия или отсутствия согласия и их данных в региональных ГИС, будут принудительно переведены в электронную форму и отправлены в федеральную ГИС. Если данные есть в региональной ГИС, то будут в порядке указанного взаимодействия обработаны и в федеральной ГИС, если данных нет, то по данным проектом не установлено требование принудительного помещения данных тех, кто отказался от региональной ГИС.

2) Проект приказа направлен на доработку уже существующей системы. Ничего нового этот проект не устанавливает и не создает никаких новых правоотношений, ранее не существовавших. Он о том, как наладить взаимодействие внутри уже существующей системы.

3) Для того, чтобы отказаться от ОПД в федеральной системе ГИС «Моя школа» на данный момент достаточно отказа от региональной системы ГИС «Моя школа». Если данные уже внесены и обрабатываются, а родители хотят отказаться и прекратить ОПД в системе ГИС «Моя школа», то могут направить:

ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ ОТ ГОСУСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ И ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУСЛУГ В ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ

Отзыв согласия на обработку персональных данных в государственных информационных системах (региональной и федеральной) «Моя школа» в отношении несовершеннолетнего

Остались вопросы? Вы можете задать их нам через чат-бота в телеграм
Задать вопрос
Подписывайтесь на наши ресурсы:
#ФГИС «Моя школа» # Моя школа # ЦОС
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: