2. Риски использования мессенджера MAX. В чем опасность?
3. Принуждение к регистрации в мессенджере MAX – незаконно
4. Использование мессенджера MAX в образовании – не обязательно
5. Образцы заявлений против навязывания мессенджера MAX в образовании
7. ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ Д/З ВЫДАЮТ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ мессенджер MAX?
8. Ответ Министерства цифровизации о добровольности мессенджера MAX / МАКС
24 июня 2025 года вступил в законную силу Федеральный закон от 24.06.2025 N 156-ФЗ "О создании многофункционального сервиса обмена информацией и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как декларирует Закон, многофункциональный сервис обмена информацией создан в целях повышения доступности услуг и сервисов в различных сферах жизнедеятельности, создания комфортной и безопасной среды при использовании информационных технологий, обеспечения конфиденциальности передаваемой и получаемой информации.
Многофункциональный сервис обмена информацией (далее MAX) - цифровая платформа для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационной системы, поиска информации.
MAX — это российский мессенджер, разработанный VK при участии компаний из экосистемы «Ростеха» и при поддержке Минцифры.
По словам разработчиков, компании в дальнейшем смогут создавать свои мини-приложения на базе Max Bot API — например, финансовые сервисы, онлайн-магазины, меню для ресторанов, сервисы поддержки и потенциально может стать российским аналогом китайского WeChat.
MAX используется для взаимодействия пользователей с госорганами при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форм.
Сейчас регистрация в новом российском мессенджере MAX проходит только по номеру телефона и только через смартфон. В будущем такая функция, скорее всего, появится. Пройти подтверждение можно будет для идентификации личности — тогда откроется дополнительный функционал. В дальнейшем можно будет предъявить мессенджер на кассе магазина вместо паспорта (скорее всего, это будет универсальный QR-код), а в поликлинике — вместо медицинского полиса. В общем будет национальный аусвайс.
MAX включен в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, предусмотренный статьей 12.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Как указано в Законе, с использованием многофункционального сервиса обмена информацией может осуществляться в том числе:
1) передача с согласия гражданина сведений из ФГИС «ЕСИА», иных государственных информационных систем, государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений или подтверждение с согласия гражданина сведений с использованием таких систем;
2) подписание документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) или усиленной неквалифицированной электронной подписи;
3) организация взаимодействия участников образовательных отношений при реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе с использованием РИС в сфере общего образования, среднего профессионального образования и дополнительного образования детей и взрослых, ФИС в системе образования, ЕСИА,
4) предоставление гражданами Российской Федерации сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, либо иных документах, выданных гражданам Российской Федерации государственными органами, органами местного самоуправления, организациям для подтверждения возраста, предъявления документов и (или) сведений, подтверждающих право на льготы; предъявления документов и (или) сведений, подтверждающих обучение в организациях, реализующих программы общего образования и профессионального образования; предъявления документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, при оказании гостиничных услуг или услуг иных средств размещения, в иных случаях, когда требуется подтверждение личности.
При этом, предоставление гражданами Российской Федерации с использованием многофункционального сервиса обмена информацией сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, либо иных документах, выданных государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, приравнивается к предъявлению соответствующих документов. Не допускается требовать предоставления гражданами Российской Федерации документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, либо иных документов, выданных государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, если сведения из таких документов предоставлены с использованием многофункционального сервиса обмена информацией, за исключением случаев исполнения служебных полномочий в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны правопорядка, транспортной безопасности, противодействия терроризму, а также при подготовке и проведении выборов и референдумов.
Для реализации озвученных функций допускается обмен сведениями в MAX и ЕСИА.
5) Допускается направление посредством MAX гражданину информации в рамках исполнения договора или в иных случаях без согласия гражданина.
Возможность подписания документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) или усиленной неквалифицированной электронной подписи, реализуется только с применением многофункционального сервиса обмена информацией, за исключением случаев, если такое подписание необходимо для реализации полномочий государственных органов.
В связи с появлением MAX, внесены изменения и в другие законодательные акты РФ:
- в абзац третий пункта 4.1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей» , в связи с чем MAX теперь входит в число предустановленных программ для электронных вычислительных машин, используемые потребителем на отдельных видах технически сложных товаров.
2. Риски использования мессенджера MAX. В чем опасность?
Согласитесь, звучит непонятно и довольно страшно.
Если предположить, что к аккаунту в MAX получит доступ злоумышленник, то тут ему сразу и документы, удостоверяющие личность, и все сервисы ЕСИА, и документы по льготам, документы об образовании, а в довершении еще и УКЭП, которой можно подписать все, что угодно. А главное ЗАЧЕМ совмещать условный WhatsApp (сервис для общения) с государственными сервисами, электронными цифровыми подписями для подписания сделок, удостоверением личности при обращении в госорганы и организации, заключении договоров, а в довершение всего и с платежами (!).
Учитывая, как часто в последнее время участились хакерские атаки на различные базы данных, не делаем ли мы необыкновенно щедрый «подарок» из своих персональных данных злоумышленникам, собирая настолько важные функции в одном сервисе?
На практике чиновники уже «взяли под козырек» внедрение нового сервиса и начали активно его «проталкивать в массы», в частности: навязывать регистрацию в нем родителям обучающихся в общеобразовательных школах.
Мы даже закинули пользовательское соглашение мессенджера MAX (версия от июля 2025 г.) в китайский ИИ DeepSeek и попросили проанализировать его на предмет рисков. Вот какие риски выдал DeepSeek:
1. Широкий сбор данных и доступ к устройству
3. Принуждение к регистрации в мессенджере MAX – незаконно
В связи с чем напоминаем вам, что регистрация на любых цифровых сервисах – дело добровольное.
Принуждение к использованию электронных платформ/программ, а также – к регистрации на различных сайтах и прочих интернет-ресурсах незаконно, поскольку пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ предусмотрено, что «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Конституции РФ «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных» оказание государственных (муниципальных) услуг не требует получения письменного согласия на обработку персональных данных и позволяет уполномоченному органу (организации) использовать персональные данные граждан исключительно в той мере, в которой это необходимо собственно для оказания услуг без отдельного письменного согласия на обработку данных.
На основании пунктов 1,2,4 и 5 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрено ограничение доступа к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами и предписывающей соблюдение конфиденциальности информации.
Пункт 8 статьи 9 указанного Федерального закона гласит: «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».
Согласно пункту 9 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных».
В пунктах 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано о том, что обладатель информации вправе «разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами».
4. Использование мессенджера MAX в образовании – не обязательно
При этом, наличие или отсутствие регистрации, что в СФЕРУМ, что в MAX, никак не влияет на реализацию права вашего ребенка на образование.
Часть 1 статьи 43 Конституции РФ регламентирует, что каждый имеет право на образование, при этом в силу части 4 настоящей статьи основное общее образование обязательно.
Персональные данные несовершеннолетних детей и их родителей при публикации их в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предполагают доступ неограниченного круга лиц.
Утверждения о том, что их использование безопасно и неуязвимо для хакеров, намеренная ложь.
При этом доступ к персональным данным несовершеннолетнего ребенка осуществляется только с письменного согласия гражданина (пункты 3, 4 статьи 6, пункты 1, 2, 4 и 5 статьи 9 ФЗ-149, пункт 1 статьи 8 ФЗ-152).
Таким образом, принуждение к согласию на автоматизированную обработку персональных данных не допускается в силу прямого запрета незаконного сбора и обработки личных данных, содержащегося в вышеуказанных положениях Конституции РФ и федерального законодательства. От регистрации в MAX вы вправе отказаться. Прилагаем примерные формы заявлений и жалоб в зависимости от сложившейся ситуации в образовательной организации.
По сообщениям родителей, нередки ситуации, когда учитель безальтернативно требует зарегистрироваться в мессенджере MAX, при этом блокируя возможность общения с родителями любым иным образом, в том числе в родительских чатах в мессенджерах WhatsApp, Telegram, Viber.
Как в этом случае вести себя родителям?
Прежде всего, необходимо направить на имя директора школы письменный отказ от регистрации в мессенджере MAX. Заявление об отказе передается в приемную образовательной организации с получением подтверждения о его вручении (штамп «входящая корреспонденция», дата получения, подпись и расшифровка подписи лица, принявшего корреспонденцию).
Кроме того, можно также написать письменное заявление на имя директора школы и/или в Управление (Департамент, Комитет) образования, в котором требовать разъяснений, санкционированы ли такие действия учителя по принуждению в регистрации в мессенджере MAX руководством школы и/или муниципалитета/региона или это только частная инициатива учителя.
В случае возникновения вопросов по информированию родителей о результатах обучения ребенка либо решению иных вопросов, связанных с обучением ребенка, при отсутствии возможности личного диалога родителей с учителем через иные мессенджеры, вопрос следует задавать письменно подачей заявления на имя директора школы. При отказе дать ответ в разумный срок – подается жалобы в Рособрнадзор либо в Управление образования муниципалитета\региона.
Если подытожить, то ситуация выглядит следующим образом. Нигде, ни одним законом или подзаконным нормативным актом не предусмотрена обязанность родителей соглашаться на взаимодействие с учителем исключительно через мессенджер MAX или ему подобные сервисы. Точно так же это работает и в обратную сторону, например, Вы не можете обязать учителя общаться с Вами, например, исключительно по скайпу или даже по ватсаппу. Если у учителя кнопочный телефон, а мессенджеров нет, в связи чем он (она) могут только разговаривать и писать смс-ки, то ничего не поделать, обязать купить смартфон и установить мессенджер учителя нельзя.
Поэтому если учитель утверждает, что никаких способов общения нет, кроме мессенджера MAX, то это утверждение безосновательно. Повторимся, принудить Вас учитель к общению исключительно внутри мессенджера MAX не может.
В этой связи, если Вы отказались от использования мессенджера MAX, и Ваш отказ был принят, то тем более, требования учителя беспредметны: напоминаете про отказ от мессенджера MAX, показываете письмо, из содержания которого следует удовлетворение Вашего отказа от Сферума, а далее учитель действует по аналогии, как с учетом успеваемости (с дневником): у кого-то электронный, у кого-то бумажный, чьи родители отказались от электронного учета успеваемости.
Однако сложность может возникнуть тогда, когда Вам отказали в удовлетворении заявления об отказе от мессенджера MAX, и Вы находитесь в процессе оспаривания этого отказа, то в этом случае, во-первых, можно следовать алгоритму оспаривания требования общаться через мессенджер MAX, приведенному ниже; во-вторых, инициировать общение с учителем в избранной Вами форме: просто звонить (не будет же учитель бросать трубку), писать на электронную почту, в смс, в конце концов, лично являться в школу, если есть такая возможность. Если учитель блокирует это общение – идти на прием к завучу/ директору, обращаться в конфликтную комиссию.
У учителя нет никаких оснований для блокирования общения с Вами. Напротив, наличие у Вас разнообразных прав, предусмотренных ст. 44 ФЗ «Об образовании в РФ», исключает возможность блокировать общение школы и учителей с Вами и выбрасывать Вас из учебного процесса.
Однако не стоит забывать, что все общение следует строить в бесконфликтной, цивилизованной форме, оставаясь в рамках правового поля. Спокойно настаивая на своих правах, Вы обязательно добьетесь успеха.
Вот еще: разработчики назвали требования к устройствам, которые необходимы для работы с MAX:
· Android: версия 10.0 и выше.
· iOS: версия 15 и выше.
· Windows: Windows 10 (сборка 1809) и выше.
· macOS: macOS 14 и выше.
Получается, что на старых и слабых компьютерах и смартфонах сотрудники и ученики просто не смогут использовать MAX. Закона, обязывающего покупать более совершенную технику – нет. Это прекрасный повод отказаться от установки.
5. Образцы заявлений против навязывания мессенджера MAX в образовании
ЗАЯВЛЕНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ 1 Заявление директору от отказе использовать мессенджера MAX 2 ЗАПРОС обоснования обязанности регистрации и работы в мессенджере МАХ |
Как известно, на сегодня федеральным законом учителям запрещенно использовать иностранные мессенджеры/соцсети для общения с родителями школьников. В то же время, администрация школ с подачи администрации муниципалитетов, а те – с подачи регионалов и Минпросвета РФ, навязывает всем 100% безальтернативную регистрацию и общение мессенджере MAX.
Какие альтернативы родитель может предложить учителю в этой ситуации? Есть варианты – оповещение родителя по телефону/путем смс. Либо почтовые сообщения на Яндекс/Мэйл.ру. Либо – в личку родителю в том же «ВКонтакте». Но последний вариант еще менее безопасный, чем общение в мессенджере MAX. И учитель может отказаться от ваших вариантов, а также всячески делать вид, что вы/ваш ребенок-ученик начинаете доставлять ему (и всей школе) неудобства. Как мы уже отмечали выше – ни одним пунктом ФЗ или нормативным актом нельзя принудить человека к регистрации на платформе. Но если никак не удается убедить учителя коммуницировать с вами так, как вам это удобно, а отношения с ним становятся все более напряженными, совсем мешающими нормальной учебе, считаем допустимым остановиться на следующем альтернативном варианте:
Вы соглашаетесь присутствовать в родительском чате мессенджера MAX. При этом регистрируете аккаунт на платформе на не основную, скажем так, сим-карту (можно вообще не на свою), при регистрации указываете рандомное имя. И обязательно указываете учителю, что, если надо оперативно обсудить/согласовать какую-либо информацию, касающуюся вашего ребенка – это все делается только через сообщения вам. Сам школьник никакой регистрации/доступа в мессенджер MAX, естественно, иметь не должен и не будет.
Еще раз подчеркиваем – решение остается целиком за вами. Взвесьте все «за» и «против», оцените, какую позицию по мессенджеру MAX занимают конкретно в вашей школе директор, классный руководитель, учителя. Как они реагируют на ваши доводы, насколько агрессивны и адекватны их требования. И выбирайте соответствующую стратегию действий.
В связи с участившимися случаями обращений родителей о фактах косвенного принуждения к регистрации в мессенджере MAX, мы разработали образец заявления, который поможет родителям в ситуации, когда учителя не выдают домашние задания в конце урока и даже не размещают их в электронных дневниках, а вместо этого пишут в электронном дневнике, что д/з размещены в мессенджере MAX.
Вроде бы и нет прямого указания зарегистрировать в мессенджере MAX немедленно, нет обещаний усложнить жизнь непокорным. Но мы то все понимаем.
Таким образом, если ты там не зарегистрирован, то вынужден либо постоянно обращаться к одноклассникам за получением информации о домашнем задании, либо рискуешь получить неудовлетворительные оценки за невыполнение домашнего задания.
Что в данном случае делать? Нужно подать заявление на имя директора школы через приемную с обязательной отметкой в получении.
8. Ответ Министерства цифровизации о добровольности мессенджера MAX / МАКС
Согласно Указу Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" основными принципами настоящей Стратегии являются:
· обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;
· сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг;
· приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;
· обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;
· обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
Указанные принципы, а также - принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, установленными ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", применяются к новой отрасли – цифровому праву.
Это означает, что внедрение цифровых технологий в жизнь граждан может быть основано только на указанных принципах. Таким образом, не допускается ни принуждение, ни внесудебное лишение/ограничение прав граждан при осуществлении ими выбора форм взаимодействия с государством и (или) получения услуг.
В ответе на запрос, которыми поделились с нами активные родители, Минцифры России разъясняет, что регистрация в ЕСИА осуществляется не автоматически, а исключительно при наличии на то воли гражданина, выражаемой посредством самостоятельного внесения сведений в регистры физических лиц ЕСИА.
Отдельно в указанном запросе разъяснено: «Вместе с тем сообщаем, что использование функционала MAX является полностью добровольным. Цель данного мессенджера – обеспечить удобство коммуникации и доступа к полезным сервисам».
>>> Ознакомиться с полным текстом данного ответа Минцифры России можно здесь
Обращаем ваше внимание и на, что в настоящее время мы ожидаем ответы на наши запросы в Минцифры России, Минпросвещения России о добровольности использования мессенджера Max в сфере образования.
По результатам указанных ответов наши материалы будут дополнены разъяснениями и бланками мотивированных заявлений.
Хотелось бы обратить внимание учителей, воспитателей и преподавателей, что освещаемый вопрос и ответы на него применимы как для школы, так и для детского сада, поскольку принцип работы и внедрения в образовательные учреждения, на сегодняшний день, одинаковые, как и реализация прав сотрудников учреждений при их нарушении.
В последнее время широко рекламируется мессенджер МАХ, который фактически навязывают всем гражданам. Как правило, первыми «страдают» бюджетные учреждения, поскольку их принудить проще всего.
Не исключение и учителя, которых работодатель вероятнее всего принуждает или будет принуждать к регистрации в указанном мессенджере и работе в нем с родителями.
Рассмотрим, насколько такие требования к учителям законны.
!!! ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, что при подготовке данной заметки мы исходим из того, что в Ваших трудовых договорах отсутствуют требования о работе с данным мессенджером, Вы не подписывали никаких документов о согласии работе с ним, и трудовая функция не предполагает регистрацию и работу в мессенджере МАХ. |
Итак, основное, что необходимо запомнить, что принуждение к использованию электронных платформ/программ, а также к регистрации на различных сайтах, мессенджерах и прочих интернет-ресурсах, незаконно, поскольку пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ предусмотрено, что «субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».
Согласно Указу Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" основными принципами настоящей Стратегии являются:
- обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;
- охранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг;
- приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;
- обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;
- обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
Указанные принципы, а также - принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, установленными ФЗ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", применяются к новой отрасли – цифровому праву.
На основании пунктов 1,2,4 и 5 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрено ограничение доступа к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами и предписывающей соблюдение конфиденциальности информации.
Пункт 8 статьи 9 указанного Федерального закона гласит: «Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».
Согласно пункту 9 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных».
В пунктах 3 и 4 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано о том, что обладатель информации вправе «разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами».
Все это в совокупности нарушает требования ч. 1 ст. 24 Конституции РФ «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».
Персональные данные учителей при регистрации в МАХ, предполагают доступ неограниченного круга лиц. Утверждения о том, что их использование безопасно и неуязвимо для хакеров, не имеет практического подтверждения и даже наоборот.
Таким образом, принуждение к согласию на автоматизированную обработку персональных данных не допускается в силу прямого запрета незаконного сбора и обработки личных данных, содержащегося в вышеуказанных положениях Конституции РФ и федерального законодательства.
Это общие нормы, касающиеся персональных данных любого человека и из этого следует, что внедрение цифровых технологий в жизнь граждан может быть основано только на указанных принципах. Таким образом, не допускается ни принуждение, ни внесудебное лишение/ограничение прав граждан при осуществлении ими выбора форм взаимодействия с государством и (или) получения услуг.
В ответе на запрос, которыми поделились с нами активные родители, Минцифры России, по МАХ разъяснено: «Вместе с тем сообщаем, что использование функционала MAX является полностью добровольным. Цель данного мессенджера – обеспечить удобство коммуникации и доступа к полезным сервисам».
Ознакомиться с полным текстом данного ответа Минцифры России можно здесь
Кроме того, в силу ч.8 ст. 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлен запрет на использование иностранных мессенджеров при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального задания, а также при реализации товаров, работ, услуг.
Однако, вышеназванный запрет не является абсолютным и актуален лишь для следующих целей:
- передача платежных документов;
- предоставление информации, содержащей данные о переводах денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов;
- предоставление информации, содержащей сведения, необходимые для осуществления платежей;
- передача сведений о счетах и вкладах граждан РФ в банках;
- передача персональных данных.
Наша позиция такова, что вопросы, непосредственно или косвенно связанные с образованием, к указанным целям не относятся.
Это следует из полученного нами ответа Роскомнадзора, с которым можноознакомиться здесь.
Теперь от общего к частному, а именно к трудовым взаимоотношениям между учителем и его работодателем.
Итак, регистрация на любых цифровых платформах добровольная и она не всегда связана с исполнением работниками трудовой функции, согласно ТК РФ.
По общему правилу основанием возникновения трудовых отношений является трудовой договор, заключенный между работником и работодателем в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ч. 1 ст. 16 ТК РФ).
В трудовом договоре должны быть указаны (ч. 1 ст. 57 ТК РФ):
- фамилия, имя, отчество работника;
- наименование работодателя или фамилия, имя, отчество работодателя физического лица;
- сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;
- идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
- место и дата заключения договора.
Обязательными для внесения в договор, помимо прочих, является трудовая функция, т.е. работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
В трудовой договор могут быть внесены дополнительные условия, которые не ухудшают положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (абз. 1 ч. 4 ст. 57 ТК РФ).
В то же время ч. 2 ст. 9 ТК РФ определены условия, которые в трудовой договор включать нельзя. Это условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий, которые предусмотрены для работников законами и иными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Такие условия, если они и есть в трудовом договоре, применяться не должны. Таким образом, запрещается в договор добавлять условия, которые ущемляют работника (например, навязывание осуществления образовательного процесса на различных платформах, ограничение свободы выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания обязывают его раскрывать свои ПД третьим лицам при регистрации на платформах).
По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя (ч. 5 ст. 57 ТК РФ):
- установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами;
- вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.
При этом следует помнить, что нормы локальных нормативных актов, коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, не подлежат применению (ст.ст. 8, 9 ТК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 21 Трудового кодекса работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором в соответствии с его трудовой функцией, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием и т.д. (ст. 57 ТК РФ).
При этом, работодателю запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 60 ТК РФ).
Итак, подведем итог, если в трудовом договоре (должностных обязанностях) не прописана обязанность осуществления деятельности посредством мессенджером МАХ с соответствующей регистрацией и дачей согласия на обработку ПД, то требования работодателя являются незаконными.
В одностороннем порядке внести изменения в договор работодатель не может, поскольку это является нарушением ст. 72 ТК РФ, согласно которой изменение определенных сторонами условий трудового договора, …, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
И соответственно подписано должно быть обеими сторонами.
Более того, внесение таких требований в должностную инструкцию может быть приравнено к возложению дополнительных (новых) обязанностей, которые должны быть дополнительно оплачены при согласии с ними, поскольку основной документ для работника — трудовой договор, должностная инструкция может лишь конкретизировать трудовую функцию, но не может противоречить трудовому договору.
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.05.2025) "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, методов и средств обучения и воспитания;
3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
12) право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
Т.е. учитель имеет право на то, что никто не будет вмешиваться в процесс обучения детей, формы, средства и методы которого он имеет право выбирать сам.
Принуждение же к регистрации в МАХ и работы в нем, при несогласии учителя с такой формой обучения, является ничем иным, как нарушением ч. 3 ст. 47 ФЗ N 273-ФЗ от 29.12.2012.
И уж тем более работодатель не может, не имеет права принудить регистрироваться на какой-либо платформе, передавать свои ПД.
Согласно п. 20 Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678, взаимодействие преподавателей с обучающимися и законными представителями в электронном виде должно быть определено локальным нормативным актом образовательной организации: «Порядок применения образовательными организациями сервиса прокторинга, а также сервисов взаимодействия преподавателей с обучающимися и законными представителями посредством видео-конференц-связи, быстрого обмена текстовыми сообщениями, фото-, аудио- и видеоинформацией, файлами и перечень лиц, ответственных за поддержку применяемых технологий, определяются локальными нормативными актами образовательных организаций и размещаются в открытом доступе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»». Однако даже если руководство образовательной организации и издаст локальный нормативный акт об использовании тех или иных электронных технологий, то если в трудовом договоре и/или допсоглашениях к нему педагогический работник добровольно не брал на себя соответствующие обязанности, данный локальный акт автоматически еще не порождает его обязанность использовать эти электронные технологии.
Также если руководство образовательной организации требует от педагога обеспечить регистрацию обучающихся и/или их родителей на той или иной электронной платформе, потребуйте от него приказ и локальный нормативный акт с подробным описанием, как именно педагог должен их зарегистрировать для достижения спущенных сверху показателей.
Может ли руководство уволить педагога за отказ регистрироваться в МАХ?
Нет, в ТК нет такого основания для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Для сравнения рассмотрим ст. 22.2 ТК, предусматривающую официальное введение в организации электронного документооборота. Под электронным документооборотом в сфере трудовых отношений понимается создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе. Наиболее важные выдержки из этой статьи гласят: «Работодатель вправе принять решение о введении электронного документооборота.
Электронный документооборот вводится работодателем на основании локального нормативного акта, который принимается им с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов…
Работодатель уведомляет каждого работника в срок, установленный локальным нормативным актом, предусмотренным частью второй настоящей статьи, о переходе на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота и праве работника дать согласие на указанное взаимодействие.
Переход на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота осуществляется с письменного согласия работника, за исключением случая, указанного в части седьмой настоящей статьи (в отношении работников, у которых по состоянию на 31 декабря 2021 года отсутствует трудовой стаж – комм.). Отсутствие согласия работника на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота признается отказом работника от такого взаимодействия. (…)
Отсутствие согласия работника или лица, принимаемого на работу, на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота (за исключением случая, указанного в части седьмой настоящей статьи) либо отсутствие у работника или лица, принимаемого на работу, электронной подписи не может являться основанием для отказа в приеме на работу либо увольнения работника.
Работодатель обязан безвозмездно предоставлять работникам, которые в соответствии с частями пятой и шестой настоящей статьи не дали согласия на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота, документы, связанные с их работой у данного работодателя, на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом».
Как видите, официально работника нельзя уволить даже за отказ от электронного документооборота. Ст. 8 ТК устанавливает, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Если в Вашей организации ЛНА введут МАХ и вся информация будет передаваться через него, а Вы не обязаны и не хотите его использовать, то пишите в двух экземплярах официальное заявление о предоставлении Вам информации, связанной с работой, на бумажном носителе, заверенном надлежащим образом.
СКАЧАТЬ = Образец заявления о предоставлении информации
Заявление пишете в двух экземплярах, если в Вашем организации есть секретарь, попросите его расписаться на Вашем экземпляре в принятии, поставить печать и дату. Если секретаря нет или она откажется, то, если отношения более или менее нормальные, попросите это сделать директора. Если и он откажется, тогда идете на почту и отправляете один экземпляр заказным письмом с уведомлением о вручении, квитанцию потом приколете к своему экземпляру, сохраните их.
Если все же учитель столкнулся с принуждением к регистрации и работе в МАХ, то необходимо:
- зафиксировать на аудио/видео факт принуждения, угрозы увольнения (при наличии таковых) и т.д. (для последующего подтверждения незаконных действий);
- письменно запросить у работодателя законное обоснование его требований (запрос ТУТ).
Дальнейшие действия будут зависеть, во многом, от полученного ответа.
Также возникает вопрос, а может ли работодатель обязать работника использовать личные мессенджеры в служебных целях и при каких условиях, если все-таки регистрацию требуют?
Итак, обязать работника использовать личные мессенджеры в служебных целях работодатель не вправе. Это возможно только по соглашению сторон трудового договора при наличии письменного согласия работника на обработку персональных данных, таких как номер телефона, а также при согласии на использование личного имущества в служебных целях.
Порядок применения личных мессенджеров в служебных целях следует закрепить в коллективном договоре либо в правилах внутреннего трудового распорядка. Также необходимо оформить дополнительное соглашение к трудовому договору относительно возмещения расходов в связи с использованием имущества (телефона) работника.
Указанное вытекает из следующего. Одной из обязанностей работодателя является обеспечение работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей (ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ).В силу ч. 1 ст. 22 ТК РФ работодатель вправе требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.
Из приведенных норм следует, что работодатель вправе обязать работника использовать определенное программное обеспечение или приложение (в том числе мессенджеры) в служебных целях при осуществлении работником трудовых обязанностей, но при условии обеспечения данного работника соответствующим оборудованием (например, это могут быть корпоративные сим-карты, служебные мобильные телефоны с установленными приложениями и т.п.).
Однако работодатель не вправе обязать работников использовать в служебных целях их личное имущество. Если работник согласен использовать свое личное имущество в служебных целях, то в соответствии с трудовым законодательством такому работнику полагается компенсация. Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Кроме того, даже если работник дал согласие на использование в служебных целях личного мобильного телефона (технического средства связи), на который в этих целях устанавливается соответствующий мессенджер, само использование мессенджера предполагает раскрытие информации о личном номере телефона работника.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) любая информация о гражданине, имеющая к нему прямое или косвенное отношение, считается персональными данными. ТК РФ каких-либо критериев и конкретного перечня персональных данных работника не устанавливает. Как следует из положений ст. 8 Закона N 152-ФЗ, к персональным данным можно отнести фамилию, имя, отчество, год и место рождения гражданина, а также его адрес, абонентский номер, сведения о профессии и так далее, то есть ту информацию, которая позволяет идентифицировать конкретного человека. При этом приведенный перечень является открытым.
Таким образом, по нашему мнению, номер мобильного телефона является информацией, относящейся к персональным данным работника.
Согласно ст. 9 Закона N 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
Таким образом, обязать работника использовать личные мессенджеры в служебных целях работодатель не вправе. Это возможно только по соглашению сторон трудового договора при наличии письменного согласия работника на обработку персональных данных, таких как номер телефона, а также при условии компенсации расходов за использование личного имущества в служебных целях. При этом работодатель не имеет правовых оснований принудить работника дать такое согласие, в частности требовать загрузить какое-либо приложение на личный телефон. Если работодатель считает, что мессенджеры являются необходимым условием труда, то обязанность по обеспечению таких условий - обязанность работодателя (ст. 22 ТК РФ).
Соответственно, если работник будет согласен с использованием личных мессенджеров в служебных целях, то работодателю следует оформить данное условие соответствующим образом:
- порядок применения мессенджеров в служебных целях рекомендуется закрепить в коллективном договоре либо в правилах внутреннего трудового распорядка;
- получить от работника заявление в письменной форме, содержащее его согласие на обработку персональных данных, таких как личный номер телефона, а также согласие на использование личного мобильного телефона в служебных целях с получением компенсации;
- составить и утвердить приказом руководителя организации список работников, использующих в служебных целях личный мобильный телефон;
- в должностной инструкции работника следует указать, при исполнении каких обязанностей работник должен пользоваться мессенджером;
- с работниками, чьи телефоны будут использоваться в служебных целях, заключить письменное соглашение о возмещении расходов на использование личного мобильного телефона. Как правило, в соглашении указывается определенная сумма компенсации в месяц. Конкретный размер компенсации можно определить произвольно по соглашению с работником.
Тут мы будем собирать ответы ведомств по мере их получения. Возможно они будут вам полезны.
1 Ответ Министерства цифрового развития (Минцифры)
2 Ответ Министерства просвещения (Минпросвет)
4 Ответ Минпросвещения / Горобец про ПД
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: