ИНСТРУКЦИЯ ПО СДАЧЕ ЕГЭ И ОГЭ БЕЗ СОГЛАСИЯ НА ОПД

Сдавать экзамены без ОПД можно!

#
Общественный уполномоченный по Защите Семьи
08:47 / 06.12.2020

Сдавать экзамены без ОПД можно!

Порой родителей волнуют животрепещущие вопросы относительно своих детей.

Возможно ли сдать ЕГЭ или ОГЭ без согласия на обработку персональных данных?

Возможно ли отказаться от цифровизации данных для сдачи экзамена?

Представляется ли возможным в дальнейшем поступить в ВУЗ или колледж (иное средне-специальное учебное заведение) в случае отказа от обработки персональных данных?

Насколько реальны угрозы руководителей школ о выдаче обезличенного аттестата при отказе от обработки персональных данных?  

Отказ предоставить персональные данные для их дальнейшей автоматизированной обработки основан на статье 24 Конституции Российской Федерации, предусматривающая, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

В свою очередь даже сама угроза предоставить обезличенный аттестат о среднем образовании нарушает положения части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации. Данная конституционная норма гарантирует, что каждый гражданин нашей страны имеет право получить образование. Согласно части 2 этой же нормы гарантируется общедоступность и бесплатность основного общего и средне-профессионального образования.

Данные конституционные гарантии должны подлежат обязательному исполнению всеми органами государственной власти и должностными лицами.     

Дальнейшая реализация вышеназванных конституционных норм нашло отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 данного Федерального закона выдача обезличенного аттестата может содержать признаки дискриминации в сфере образования и нарушение права каждого человека на образование.

При обращении к статье 6 Федерального закона «О персональных данных», обнаруживаем, персональные данные могут быть обработаны только в 12 случаях. Основной акцент данный закон делает на добровольность предоставления персональных данных для его обработки (см.: пункт 1 часть 1 статьи 6). Остальные случаи предоставления персональных данных в основном обусловлены государственными или общественными интересами. Учитывая, что в указанной норме перечень случаев предоставления персональных данных является исчерпывающим, а статья Федеральный закон «О персональных данных» не предусматривает в обязательном порядке их предоставления для получения аттестата, соответственно и вышеупомянутые требования администрации школ (лицеев и иных аналогичных образовательных учреждений) является незаконным.

О невозможности обезличивания аттестата свидетельствует такой документ, как Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. № 115).

В пункте 1 данного документа прописан порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов.

Тем более, пункт 3 данного документа предписывает, чтобы аттестат выпускника школы (или иного образовательного учреждения) был полностью заполнен и не допускает никакого обезличивания. В нем буквально указано следующее: «бланки титула аттестата и приложения к нему (далее вместе – бланки) заполняются на русском языке с помощью печатных устройств электронной вычислительной техникой шрифтом Times New Roman черного цвета размера 11п (если в соответствующих пунктах настоящего Порядка не указано иное) с одинарным межстрочным интервалом, в том числе с использованием компьютерного модуля заполнения аттестатов и приложений к ним».

В соответствии с пунктом 21 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. № 115, аттестат об основном общем образовании и приложение к нему выдаются лицам, завершившим обучение по образовательным программам основного общего образования и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (ГИА), определенное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерация, осуществляющим государственное управление в сфере образования, учредителем, загранучреждением Министерства иностранных дел, имеющим в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения. Указанные лица должны набрать минимальное количество первичных баллов по сдаваемым предметам. Аттестат о среднем общем образовании и приложение к нему выдаются лицам, завершившим обучение по образовательным программам среднего общего образования и успешно прошедшим ГИА (набравшим по обязательным учебным предметам при сдаче ЕГЭ (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня) количество баллов не ниже минимального, определяемого Рособрнадзором, а при сдаче государственного выпускного экзамена и ЕГЭ базового уровня получившим отметки не ниже удовлетворительной (3 балла).

Согласно пункта 4.2 Порядка выдачи аттестатов, выпускнику достаточно предъявить паспорт для внесения фамилии, имя и отчества (при наличии) в правовую часть оборотной стороны бланка титула аттестата.

О необоснованности угроз обезличивания аттестатов правовая позиция органов государственной власти в сфере образования.

Решающую роль в ней отведена Федеральной службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). По его мнению, при реализации гражданами конституционных прав на получение среднего и среднего общего образования, которые отказались дать согласие на обработку персональных, без внесения их персональных данных в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) обучающихся, предусмотрена возможность прохождения государственной итоговой аттестации, в том числе в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) и основного государственного экзамена (ОГЭ). Основным условием для допуска к данным экзаменам является успешное освоение образовательных программ.

Указанная позиция основывается на разъяснительном Письме Рособрнадзора от 12.03.2019 г. № 10-188, согласно которому, для участников экзамена, отказывающихся давать согласие на обработку персональных данных ГИА, в том числе в форме ЕГЭ и ОГЭ, данные виды экзаменов могут быть организованы без внесения персональных данных в региональную информационную систему (РИС) и федеральную информационную систему (ФИС) соответственно.

ПОСМОТРЕТЬ =>>> Ответ от Мин.просвещения о сдаче ГИА без ОПД

ПОСМОТРЕТЬ =>>> Приложение к ответу от Мин.просвещения №10-3375 о том как сдать ГИА без ОПД

 

Порядок подачи заявления на сдачу ОГЭ и ЕГЭ без ОПД

Государственная итоговая аттестация в форме ОГЭ и ЕГЭ проводятся государственными экзаменационными комиссиями в соответствии с частью 4 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации, пунктом 3 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513 и пунктом 4 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 190/1512).

Для прохождения государственной итоговой аттестации (ГИА), в том числе в форме ОГЭ и ЕГЭ учащиеся школ (лицеев и т.д.) подают заявление в государственную экзаменационную комиссию с просьбой предоставить возможность прохождения ГИА без внесения их персональных данных в РИС и ФИС. Для устранения недоразумений следует зарегистрировать данное заявление, проставив штамп входящей корреспонденции. Заявление о допуске ГИА можно подать в государственную экзаменационную комиссию в произвольной форме.

СКАЧАТЬ =>>> примерный образец заявления председателю экзаменационной комиссии 

Исходя из разъяснений, содержащихся в Письме Рособрнадзора от 12.03.2019 г. № 10-188, заявление о допуске к ОГЭ и ЕГЭ с внесением деперсонализированных сведений в ФИС и РИС может подаваться в двух вариантах (соответствующие бланки заявлений должны быть в распоряжении государственной экзаменационной комиссии).

Вариант № 1 применяется, если сведения учащегося не внесены в РИС и ФИС на момент подачи заявлений об отказе от обработки персональных данных.    

В этом случае в подсистему РИС «Планирование ГИА» вносятся деперсонализированные данные в сведения согласно следующему формату:  

- в поле «Фамилия» – указывается значение «Отказ»;

- в поле «Имя» – указывать значение «Обработки»;

- в поле «Отчество» – указывать значение «Данных»;

- в поле «Серия» паспортных данных – указывать значение «0000»;

- в поле «Номер» паспортных данных - указывать шестизначный порядковый номер (пример: «000000», «000001» и т.д.), соответствующий последовательной нумерации записи, исключенной из обработки персональных данных.

Если сведения об участниках внесены в ФИС и РИС на момент подачи заявления об отказе от обработки персональных данных, изменения вносятся через станцию «Апелляции и коррекции» согласно описанному выше формату.

Все операции по планированию участников в пункте проведения экзаменов, заказу экзаменационных материалов и печати экзаменационных материалов в аудитории пункта проведения экзаменов проводятся для деперсонализированной записи в штатном режиме. Обработка экзаменационных материалов и оценивание работ участников осуществляется в штатном режиме.

Для лиц, отказывающихся использовать штрих-коды на выданном комплекте бланков, обработка о проверка работы осуществляется по другому варианту № 2.

СКАЧАТЬ =>>> примерный образец заявления, адресованный председателю государственной экзаменационной комиссии без использования штрих-кода

Для сдачи государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ участники подают заявление в государственную экзаменационную комиссию субъекта Российской Федерации с просьбой предоставить возможность пройти ГИА без обработки их персональных данных.

Государственная экзаменационная комиссия принимает решение о допуске учащегося к сдаче ГИА без внесения персональных данных о нем в РИС и ФИС, а также определяется для него пункт приема экзамена, аудиторию и место. Решение государственной экзаменационной комиссии оформляется протоколом. Данный протокол направляется в пункт приема экзамена. При этом использование резервных аудиторий недопустимо.

Если сведения об участниках внесены в ФИС и РИС на момент подачи заявления об отказе от обработки персональных данных, такие сведения удаляются из ФИС и РИС. Заказ экзаменационных материалов не осуществляется, используется функционал дополнительной печати экзаменационных материалов в аудитории.

В этом случае, государственная экзаменационная комиссия принимает решение о допуске данного участника к сдаче ГИА (экзаменов) без внесения персональных данных о нем в РИС и ФИС, а также определяет для него пункт проведения экзаменов, аудиторию и место. Решение государственной комиссии оформляется протоколом, который направляется в пункт проведения экзаменов.

Для указанной категории граждан экзамен проводится в штатном режиме за исключением того, что в бланке регистрации не указываются документы, удостоверяющие личность. Все сопроводительные документы оформляются вручную. После проведения экзамена работу участника упаковывают в отдельный конверт и доставляют в региональную предметную комиссию по соответствующему предмету.

В день экзамена в аудитории, в которую распределен учащийся, организаторы сначала обеспечивают печать экзаменационных материалов для основного контингента участников в соответствии с автоматизированной рассадкой и явкой участников. По завершении основной печати экзаменационных материалов член государственной экзаменационной комиссии инициирует их дополнительную печать. На предупреждение программного обеспечения о печати экзаменационных материалов сверх рассадки организатор экзамена должен отреагировать согласием, затем распечатать комплект экзаменационных материалов для экзаменующего, отказавшегося от обработки персональных данных.

После проведения экзамена экзаменационную работу учащегося упаковывают в отдельный конверт и доставляют в региональный центр обработки информации. Конверт содержит бланк регистрации, бланк ответов N 1, бланк ответов N 2 (при наличии), дополнительные бланки ответов N 2 (при наличии), контрольный измерительный материал.

При проведении ГИА-11 по иностранным языкам (раздел «Говорение») контрольные измерительные материалы (далее - КИМ) предоставляются на бумажном или съемном электронном носителе (для предоставления заданий на экране монитора).

Контроль за соблюдением участниками ГИА-11 по иностранным языкам (раздел "Говорение") времени на выполнение ими заданий КИМ, а также запись их ответов на аудионосители осуществляется организаторами в аудитории и (или) техническим специалистом.

Проверка всех частей экзаменационных работ участников осуществляется на региональном уровне самостоятельно. Для организации проверки руководитель регионального центра обработки информации субъекта Российской Федерации передает конверт с экзаменационными материалами участников председателю соответствующей предметной комиссии с соблюдением защиты конфиденциальной информации от третьих лиц. Председатель предметной комиссии организует проверку всех частей полученных бланков ответов и возвращает проверенную работу руководителю регионального центра обработки информации с соблюдением требований информационной безопасности.

В региональном центре обработки информации первичные баллы участников переводятся в тестовые согласно Методике установления соответствия между первичными и тестовыми баллами ЕГЭ, утвержденной распоряжением Рособрнадзора от 30.12.2016 N 3422-10 «Об утверждении методики определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета».

Полученный результат утверждается государственной экзаменационной комиссией и доводится до сведения участника экзамена и (или) его родителей (законных представителей).

 

Угрозы получения аттестатов без ФИО учащегося не обоснованы!

В свою очередь, как разъясняет Рособрнадзор, внесение обезличенных сведений в федеральную информационную систему и региональную информационную систему не представляется возможным. Внесение изменений в вышеназванные системы (ФИС и РИС) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего развития образования» и приказом Рособрнадзора от 18.06.2018 г. № 831 «Об утверждении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную программу систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы».

Таким образом, все вышеперечисленные законодательные и иные нормативно-правовые документы указывают о необоснованности угроз выдачи аттестатов об общем и среднем общем образовании в обезличенном виде, то есть без указания фамилии, имени и отчества выпускника школы (иного аналогичного образовательного учреждения).

Для противодействия неправомерным действиям образовательного учреждения предлагаются следующие действия:

Получив угрозу об обезличении аттестатов, необходимо выяснить кем она была высказана: директором, завучем, классным руководителем или иным лицом, ответственным за проведение ЕГЭ или ОГЭ. Возможен отказ в выдаче аттестата. В реальности выдача обезличенного аттестата невозможен в силу нарушением руководителем образовательной организации нормативно-правовых актов в области образования. В случае возникновения подобных ситуаций, следует незамедлительно направить письменное обращение к директору школы (лицея и т.д.) с просьбой обосновать подобного рода высказывания, с указанием в обращении мотивы и основания принятия решения об обезличивании аттестата.

СКАЧАТЬ =>>>  образец обращения директору школы (лицея и т.д.) прилагается

Наряду с этим необходимо обеспечить доказательства, устанавливающий факт обращения к руководителю образовательного учреждения. Осуществляется оно следующим образом: при возможности на втором экземпляре Вашего обращения просите секретаря (иное лицо) поставить штамп о регистрации входящей корреспонденции. При отказе директора или секретаря поставить такой штамп отправляете обращение по почте заказным письмо желательно с уведомлением. Соблюдение указанного порядка обращения позволить эффективнее воздействовать на должностных лиц и будет эффективным инструментом для решения возникшей проблемы.

Возможно, на этом этапе вопрос может быть решен положительно. В случае отписки или отказа мотивировать свои действия Вы продолжаете направлять обращения в государственные органы.

При возникновении конфликтных ситуациях следует последовательно направлять заявления от нижестоящей инстанции к вышестоящей, поскольку если миновать одну из инстанций, то Ваше обращение «спускается» в нижестоящую организацию. Подобное объясняется иерархией органов государственной власти, разграничением полномочий, установленная действующим законодательством. Как правило, вышестоящий государственный орган вправе принимать решения, включая меры дисциплинарного воздействия, только в отношении тех организация, которые находятся непосредственной подчиненности. Например, Комитет по образованию правительства Санкт – Петербурга не наделен полномочиями в отношении директора школы. Соответствующее решение к конкретной образовательной организации наделен районный отдел образования. Исходя из разграничений полномочий, не стоит сразу направлять заявление в Комитет по образованию или даже в Министерство просвещения Российской Федерации, минуя при этом предыдущие стадии.

Соответственно при отсутствии положительного разрешения возникшей проблемы, в том числе игнорирования Вашего заявления, адресованного руководителю образовательной организации (школы, лицея и т.д.), рекомендуем направить обращение в районный отдел образования и районную прокуратуру.

СКАЧАТЬ =>>> примерный образец заявления в районный отдел образования

СКАЧАТЬ =>>> примерный образец заявления в районную прокуратуру

Практика показывает, что вышестоящие инстанции стараются соблюдать установленный порядок, который заключается в регистрации обращений. Но если на уровне районного отдела образования все - таки отказываются регистрировать Ваше заявление, то в этом случае направляете его также почте заказным письмом с уведомлением.

Не исключается ситуация непредоставления ответа или отказа в предоставлении ответа, либо предоставление ответа в нарушение сроков, установленных Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» директором школы и иного аналогичного образовательного учреждения. В таком случае Вы вправе написать заявление в прокуратуру с просьбой привлечь такое лицо к административной ответственности по статье 5.59 КоАП РФ. Ответственность по ней наступает в случае нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публичных значимый функций.

СКАЧАТЬ =>>> образец заявления в районную прокуратуру о привлечении должностного лица по статье 5.59 КоАП РФ

В случае отказа решить Ваш вопрос следующей инстанцией, то обращение направляется, к примеру, в Комитет по образованию Санкт – Петербурга либо иную вышестоящую инстанцию по отношению к районным отделам образования.

СКАЧАТЬ =>>> примерный образец заявления в Комитет общего и профессионального образования

Наряду с направлением заявления орган образования регионального уровня (в частности, Комитет по образованию Санкт – Петербурга или Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области) родитель вправе направить обращение в территориальный орган Рособрнадзора и в районную прокуратуру, с аналогичным содержанием. 

СКАЧАТЬ =>>> примерный образец обращения в территориальный орган Рособрнадзора

Не исключены случаи игнорирования законных и обоснованных требований со стороны региональных чиновников. В этом случае соответственно заявления направляются в Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки РФ, то есть Рособрнадзор федерального уровня.

СКАЧАТЬ =>>> образец обращения в Министерство просвещения РФ

СКАЧАТЬ =>>> образец обращения в Рособрнадзор федерального уровня

Относительно органов прокуратуры, то решение проблемы осуществляется аналогичным образом. После направления обращения в районную прокуратуру и получения отрицательного ответа, возможно отписки, обращение направляется в региональную, в частности, в Городскую прокуратуру Санкт – Петербурга или областную прокуратуру Ленинградской области.

СКАЧАТЬ =>>> примерный образец заявления в городскую прокуратуру

Завершающей стадией будет Генеральная прокуратура России.

СКАЧАТЬ =>>> примерные образец заявления в Генеральную прокуратуру РФ

Примечание: данная схема направления обращений позволяет добиваться восстановления законности и справедливости при разрешении иных конфликтных ситуаций.

Подписывайтесь на наши ресурсы:
#ОГЭ # ЕГЭ # ОПД # Персональные данные # Аттестат
Дорогие друзья!

Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!

Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: