Сдавать экзамены без ОПД можно!
Возможно ли сдать ЕГЭ или ОГЭ без согласия на обработку персональных данных?
Возможно ли отказаться от цифровизации данных для сдачи экзамена?
Представляется ли возможным в дальнейшем поступить в ВУЗ или колледж (иное средне-специальное учебное заведение) в случае отказа от обработки персональных данных?
Насколько реальны угрозы руководителей школ о выдаче обезличенного аттестата при отказе от обработки персональных данных?
Отказ предоставить персональные данные для их дальнейшей автоматизированной обработки основан на статье 24 Конституции Российской Федерации, предусматривающая, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В свою очередь даже сама угроза предоставить обезличенный аттестат о среднем образовании нарушает положения части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации. Данная конституционная норма гарантирует, что каждый гражданин нашей страны имеет право получить образование. Согласно части 2 этой же нормы гарантируется общедоступность и бесплатность основного общего и средне-профессионального образования.
Данные конституционные гарантии должны подлежат обязательному исполнению всеми органами государственной власти и должностными лицами.
Дальнейшая реализация вышеназванных конституционных норм нашло отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 данного Федерального закона выдача обезличенного аттестата может содержать признаки дискриминации в сфере образования и нарушение права каждого человека на образование.
При обращении к статье 6 Федерального закона «О персональных данных», обнаруживаем, персональные данные могут быть обработаны только в 12 случаях. Основной акцент данный закон делает на добровольность предоставления персональных данных для его обработки (см.: пункт 1 часть 1 статьи 6). Остальные случаи предоставления персональных данных в основном обусловлены государственными или общественными интересами. Учитывая, что в указанной норме перечень случаев предоставления персональных данных является исчерпывающим, а статья Федеральный закон «О персональных данных» не предусматривает в обязательном порядке их предоставления для получения аттестата, соответственно и вышеупомянутые требования администрации школ (лицеев и иных аналогичных образовательных учреждений) является незаконным.
О невозможности обезличивания аттестата свидетельствует такой документ, как Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. № 115).
В пункте 1 данного документа прописан порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов.
Тем более, пункт 3 данного документа предписывает, чтобы аттестат выпускника школы (или иного образовательного учреждения) был полностью заполнен и не допускает никакого обезличивания. В нем буквально указано следующее: «бланки титула аттестата и приложения к нему (далее вместе – бланки) заполняются на русском языке с помощью печатных устройств электронной вычислительной техникой шрифтом Times New Roman черного цвета размера 11п (если в соответствующих пунктах настоящего Порядка не указано иное) с одинарным межстрочным интервалом, в том числе с использованием компьютерного модуля заполнения аттестатов и приложений к ним».
В соответствии с пунктом 21 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. № 115, аттестат об основном общем образовании и приложение к нему выдаются лицам, завершившим обучение по образовательным программам основного общего образования и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (ГИА), определенное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерация, осуществляющим государственное управление в сфере образования, учредителем, загранучреждением Министерства иностранных дел, имеющим в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения. Указанные лица должны набрать минимальное количество первичных баллов по сдаваемым предметам. Аттестат о среднем общем образовании и приложение к нему выдаются лицам, завершившим обучение по образовательным программам среднего общего образования и успешно прошедшим ГИА (набравшим по обязательным учебным предметам при сдаче ЕГЭ (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня) количество баллов не ниже минимального, определяемого Рособрнадзором, а при сдаче государственного выпускного экзамена и ЕГЭ базового уровня получившим отметки не ниже удовлетворительной (3 балла).
Согласно пункта 4.2 Порядка выдачи аттестатов, выпускнику достаточно предъявить паспорт для внесения фамилии, имя и отчества (при наличии) в правовую часть оборотной стороны бланка титула аттестата.
О необоснованности угроз обезличивания аттестатов правовая позиция органов государственной власти в сфере образования.
Решающую роль в ней отведена Федеральной службу по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). По его мнению, при реализации гражданами конституционных прав на получение среднего и среднего общего образования, которые отказались дать согласие на обработку персональных, без внесения их персональных данных в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) обучающихся, предусмотрена возможность прохождения государственной итоговой аттестации, в том числе в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) и основного государственного экзамена (ОГЭ). Основным условием для допуска к данным экзаменам является успешное освоение образовательных программ.
Указанная позиция основывается на разъяснительном Письме Рособрнадзора от 12.03.2019 г. № 10-188, согласно которому, для участников экзамена, отказывающихся давать согласие на обработку персональных данных ГИА, в том числе в форме ЕГЭ и ОГЭ, данные виды экзаменов могут быть организованы без внесения персональных данных в региональную информационную систему (РИС) и федеральную информационную систему (ФИС) соответственно.
ПОСМОТРЕТЬ =>>> Ответ от Мин.просвещения о сдаче ГИА без ОПД
ПОСМОТРЕТЬ =>>> Приложение к ответу от Мин.просвещения №10-3375 о том как сдать ГИА без ОПД
Государственная итоговая аттестация в форме ОГЭ и ЕГЭ проводятся государственными экзаменационными комиссиями в соответствии с частью 4 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации, пунктом 3 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513 и пунктом 4 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 190/1512).
Для прохождения государственной итоговой аттестации (ГИА), в том числе в форме ОГЭ и ЕГЭ учащиеся школ (лицеев и т.д.) подают заявление в государственную экзаменационную комиссию с просьбой предоставить возможность прохождения ГИА без внесения их персональных данных в РИС и ФИС. Для устранения недоразумений следует зарегистрировать данное заявление, проставив штамп входящей корреспонденции. Заявление о допуске ГИА можно подать в государственную экзаменационную комиссию в произвольной форме.
СКАЧАТЬ =>>> примерный образец заявления председателю экзаменационной комиссии
Исходя из разъяснений, содержащихся в Письме Рособрнадзора от 12.03.2019 г. № 10-188, заявление о допуске к ОГЭ и ЕГЭ с внесением деперсонализированных сведений в ФИС и РИС может подаваться в двух вариантах (соответствующие бланки заявлений должны быть в распоряжении государственной экзаменационной комиссии).
Вариант № 1 применяется, если сведения учащегося не внесены в РИС и ФИС на момент подачи заявлений об отказе от обработки персональных данных.
В этом случае в подсистему РИС «Планирование ГИА» вносятся деперсонализированные данные в сведения согласно следующему формату:
- в поле «Фамилия» – указывается значение «Отказ»;
- в поле «Имя» – указывать значение «Обработки»;
- в поле «Отчество» – указывать значение «Данных»;
- в поле «Серия» паспортных данных – указывать значение «0000»;
- в поле «Номер» паспортных данных - указывать шестизначный порядковый номер (пример: «000000», «000001» и т.д.), соответствующий последовательной нумерации записи, исключенной из обработки персональных данных.
Если сведения об участниках внесены в ФИС и РИС на момент подачи заявления об отказе от обработки персональных данных, изменения вносятся через станцию «Апелляции и коррекции» согласно описанному выше формату.
Все операции по планированию участников в пункте проведения экзаменов, заказу экзаменационных материалов и печати экзаменационных материалов в аудитории пункта проведения экзаменов проводятся для деперсонализированной записи в штатном режиме. Обработка экзаменационных материалов и оценивание работ участников осуществляется в штатном режиме.
Для лиц, отказывающихся использовать штрих-коды на выданном комплекте бланков, обработка о проверка работы осуществляется по другому варианту № 2.
СКАЧАТЬ =>>> примерный образец заявления, адресованный председателю государственной экзаменационной комиссии без использования штрих-кода
Для сдачи государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ участники подают заявление в государственную экзаменационную комиссию субъекта Российской Федерации с просьбой предоставить возможность пройти ГИА без обработки их персональных данных.
Государственная экзаменационная комиссия принимает решение о допуске учащегося к сдаче ГИА без внесения персональных данных о нем в РИС и ФИС, а также определяется для него пункт приема экзамена, аудиторию и место. Решение государственной экзаменационной комиссии оформляется протоколом. Данный протокол направляется в пункт приема экзамена. При этом использование резервных аудиторий недопустимо.
Если сведения об участниках внесены в ФИС и РИС на момент подачи заявления об отказе от обработки персональных данных, такие сведения удаляются из ФИС и РИС. Заказ экзаменационных материалов не осуществляется, используется функционал дополнительной печати экзаменационных материалов в аудитории.
В этом случае, государственная экзаменационная комиссия принимает решение о допуске данного участника к сдаче ГИА (экзаменов) без внесения персональных данных о нем в РИС и ФИС, а также определяет для него пункт проведения экзаменов, аудиторию и место. Решение государственной комиссии оформляется протоколом, который направляется в пункт проведения экзаменов.
Для указанной категории граждан экзамен проводится в штатном режиме за исключением того, что в бланке регистрации не указываются документы, удостоверяющие личность. Все сопроводительные документы оформляются вручную. После проведения экзамена работу участника упаковывают в отдельный конверт и доставляют в региональную предметную комиссию по соответствующему предмету.
В день экзамена в аудитории, в которую распределен учащийся, организаторы сначала обеспечивают печать экзаменационных материалов для основного контингента участников в соответствии с автоматизированной рассадкой и явкой участников. По завершении основной печати экзаменационных материалов член государственной экзаменационной комиссии инициирует их дополнительную печать. На предупреждение программного обеспечения о печати экзаменационных материалов сверх рассадки организатор экзамена должен отреагировать согласием, затем распечатать комплект экзаменационных материалов для экзаменующего, отказавшегося от обработки персональных данных.
После проведения экзамена экзаменационную работу учащегося упаковывают в отдельный конверт и доставляют в региональный центр обработки информации. Конверт содержит бланк регистрации, бланк ответов N 1, бланк ответов N 2 (при наличии), дополнительные бланки ответов N 2 (при наличии), контрольный измерительный материал.
При проведении ГИА-11 по иностранным языкам (раздел «Говорение») контрольные измерительные материалы (далее - КИМ) предоставляются на бумажном или съемном электронном носителе (для предоставления заданий на экране монитора).
Контроль за соблюдением участниками ГИА-11 по иностранным языкам (раздел "Говорение") времени на выполнение ими заданий КИМ, а также запись их ответов на аудионосители осуществляется организаторами в аудитории и (или) техническим специалистом.
Проверка всех частей экзаменационных работ участников осуществляется на региональном уровне самостоятельно. Для организации проверки руководитель регионального центра обработки информации субъекта Российской Федерации передает конверт с экзаменационными материалами участников председателю соответствующей предметной комиссии с соблюдением защиты конфиденциальной информации от третьих лиц. Председатель предметной комиссии организует проверку всех частей полученных бланков ответов и возвращает проверенную работу руководителю регионального центра обработки информации с соблюдением требований информационной безопасности.
В региональном центре обработки информации первичные баллы участников переводятся в тестовые согласно Методике установления соответствия между первичными и тестовыми баллами ЕГЭ, утвержденной распоряжением Рособрнадзора от 30.12.2016 N 3422-10 «Об утверждении методики определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета».
Полученный результат утверждается государственной экзаменационной комиссией и доводится до сведения участника экзамена и (или) его родителей (законных представителей).
Угрозы получения аттестатов без ФИО учащегося не обоснованы!
В свою очередь, как разъясняет Рособрнадзор, внесение обезличенных сведений в федеральную информационную систему и региональную информационную систему не представляется возможным. Внесение изменений в вышеназванные системы (ФИС и РИС) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего развития образования» и приказом Рособрнадзора от 18.06.2018 г. № 831 «Об утверждении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную программу систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы».
Таким образом, все вышеперечисленные законодательные и иные нормативно-правовые документы указывают о необоснованности угроз выдачи аттестатов об общем и среднем общем образовании в обезличенном виде, то есть без указания фамилии, имени и отчества выпускника школы (иного аналогичного образовательного учреждения).
Для противодействия неправомерным действиям образовательного учреждения предлагаются следующие действия:
Получив угрозу об обезличении аттестатов, необходимо выяснить кем она была высказана: директором, завучем, классным руководителем или иным лицом, ответственным за проведение ЕГЭ или ОГЭ. Возможен отказ в выдаче аттестата. В реальности выдача обезличенного аттестата невозможен в силу нарушением руководителем образовательной организации нормативно-правовых актов в области образования. В случае возникновения подобных ситуаций, следует незамедлительно направить письменное обращение к директору школы (лицея и т.д.) с просьбой обосновать подобного рода высказывания, с указанием в обращении мотивы и основания принятия решения об обезличивании аттестата.
СКАЧАТЬ =>>> образец обращения директору школы (лицея и т.д.) прилагается
Наряду с этим необходимо обеспечить доказательства, устанавливающий факт обращения к руководителю образовательного учреждения. Осуществляется оно следующим образом: при возможности на втором экземпляре Вашего обращения просите секретаря (иное лицо) поставить штамп о регистрации входящей корреспонденции. При отказе директора или секретаря поставить такой штамп отправляете обращение по почте заказным письмо желательно с уведомлением. Соблюдение указанного порядка обращения позволить эффективнее воздействовать на должностных лиц и будет эффективным инструментом для решения возникшей проблемы.
Возможно, на этом этапе вопрос может быть решен положительно. В случае отписки или отказа мотивировать свои действия Вы продолжаете направлять обращения в государственные органы.
При возникновении конфликтных ситуациях следует последовательно направлять заявления от нижестоящей инстанции к вышестоящей, поскольку если миновать одну из инстанций, то Ваше обращение «спускается» в нижестоящую организацию. Подобное объясняется иерархией органов государственной власти, разграничением полномочий, установленная действующим законодательством. Как правило, вышестоящий государственный орган вправе принимать решения, включая меры дисциплинарного воздействия, только в отношении тех организация, которые находятся непосредственной подчиненности. Например, Комитет по образованию правительства Санкт – Петербурга не наделен полномочиями в отношении директора школы. Соответствующее решение к конкретной образовательной организации наделен районный отдел образования. Исходя из разграничений полномочий, не стоит сразу направлять заявление в Комитет по образованию или даже в Министерство просвещения Российской Федерации, минуя при этом предыдущие стадии.
Соответственно при отсутствии положительного разрешения возникшей проблемы, в том числе игнорирования Вашего заявления, адресованного руководителю образовательной организации (школы, лицея и т.д.), рекомендуем направить обращение в районный отдел образования и районную прокуратуру.
СКАЧАТЬ =>>> примерный образец заявления в районный отдел образования
СКАЧАТЬ =>>> примерный образец заявления в районную прокуратуруПрактика показывает, что вышестоящие инстанции стараются соблюдать установленный порядок, который заключается в регистрации обращений. Но если на уровне районного отдела образования все - таки отказываются регистрировать Ваше заявление, то в этом случае направляете его также почте заказным письмом с уведомлением.
Не исключается ситуация непредоставления ответа или отказа в предоставлении ответа, либо предоставление ответа в нарушение сроков, установленных Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» директором школы и иного аналогичного образовательного учреждения. В таком случае Вы вправе написать заявление в прокуратуру с просьбой привлечь такое лицо к административной ответственности по статье 5.59 КоАП РФ. Ответственность по ней наступает в случае нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публичных значимый функций.
В случае отказа решить Ваш вопрос следующей инстанцией, то обращение направляется, к примеру, в Комитет по образованию Санкт – Петербурга либо иную вышестоящую инстанцию по отношению к районным отделам образования.
СКАЧАТЬ =>>> примерный образец заявления в Комитет общего и профессионального образования
Наряду с направлением заявления орган образования регионального уровня (в частности, Комитет по образованию Санкт – Петербурга или Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области) родитель вправе направить обращение в территориальный орган Рособрнадзора и в районную прокуратуру, с аналогичным содержанием.
СКАЧАТЬ =>>> примерный образец обращения в территориальный орган Рособрнадзора
Не исключены случаи игнорирования законных и обоснованных требований со стороны региональных чиновников. В этом случае соответственно заявления направляются в Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки РФ, то есть Рособрнадзор федерального уровня.
СКАЧАТЬ =>>> образец обращения в Министерство просвещения РФ
СКАЧАТЬ =>>> образец обращения в Рособрнадзор федерального уровня
Относительно органов прокуратуры, то решение проблемы осуществляется аналогичным образом. После направления обращения в районную прокуратуру и получения отрицательного ответа, возможно отписки, обращение направляется в региональную, в частности, в Городскую прокуратуру Санкт – Петербурга или областную прокуратуру Ленинградской области.
СКАЧАТЬ =>>> примерный образец заявления в городскую прокуратуру
Завершающей стадией будет Генеральная прокуратура России.
СКАЧАТЬ =>>> примерные образец заявления в Генеральную прокуратуру РФ
Примечание: данная схема направления обращений позволяет добиваться восстановления законности и справедливости при разрешении иных конфликтных ситуаций.
Наша деятельность ведется на общественных началах и энтузиазме. Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать посильную помощь нашей экспертной и правозащитной деятельности по защите традиционной семьи и детей России от западных технологий и адаптированных с помощью лоббистов законов. С Вашей помощью мы сможем сделать еще больше полезных дел в защите традиционной Российской семьи!
Для оказания помощи можно перечислить деньги на карту СБЕРБАНКА 4276 5500 3421 4679,
получатель Баранец Ольга Николаевна
или воспользуйтесь формой для приема взносов: